Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (История создания Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем странам, у которых ВВП на душу населения ниже установленного порогового значения, т.е. тем странам, которым сложно или невозможно платить проценты по обычным кредитам, Международный валютный фонд выдает льготные займы. Необходимо отметить, что таких льготных займов чрезвычайно мало, если сравнивать доли с общим объемом кредитов, выдаваемых МВФ.

Таким образом, Международный валютный фонд широко осуществляет выдачу кредитов на разные цели и с разными условиями. Это свидетельствует о том, что фонд предлагает странам-заемщикам свои инструменты практически в любой ситуации.

Однако следует отметить, если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей.

2.2. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений

Международный валютный фонд, осуществляя одну из своих функций – регулирование международных валютно-кредитных отношений, периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, в котором зафиксированы структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.

Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, вытеснение его из мировой валютной системы.

Статьи Соглашения МВФ отводили золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше[38]. В соответствии со Статьей VII МВФ предоставлялось право использовать имеющиеся у него запасы золота для пополнения своих валютных ресурсов[39].

Все страны-члены должны были установить паритеты своих валют в золоте в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1, а); фиксированное золотое содержание имела и единица СДР[40]. Наконец, Статья IV, раздел 2, не позволяла странам-членам «покупать золото по цене выше паритета плюс установленный предел отклонения или продавать золото по цене ниже паритета минус установленный предел отклонения», что обеспечивало поддержание рыночной цены золота в долларах на уровне официальной.


В соответствии с обновленным в 1978 г. Уставом МВФ страны - члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют (Статья IV, раздел 2, в), равно как и их валютных паритетов, если они когда-либо будут восстановлены Фондом (приложение «С», параграф 1); одновременно были упразднены официально цена золота в долларах и золотое содержание единицы СДР. Согласно Статье V, разделу 2,а МВФ должен руководствоваться «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара[41].

По действующему Уставу взнос стран-членов золотом в размере 25% квоты заменен взносом в СДР и ведущих валютах. 1/6 часть золотого запаса МВФ (около 25 млн тройских унций, или 777,5 т) в 1977-1980 гг. возвращена странам-членам в обмен на их национальные валюты по цене 35 СДР за тройскую унцию пропорционально их квотам. Другая (1/6) часть продана в 19761980 гг. на аукционах по рыночным ценам. Фонд имеет право реализовать оставшиеся 2/3 золотого запаса по прежней официальной цене либо на базе рыночных цен.

В сентябре 1999 г. МВФ принял решение о проведении операций своп с золотом с центральными банками (435 т) с целью привлечь ресурсы для финансовой помощи наиболее бедным странам в рамках «Инициативы ХИПК». С декабря 1999 г. по апрель 2000 г. МВФ осуществил семь таких сделок с Бразилией и Мексикой на сумму 3,7 млрд долл. Это золото немедленно возвращалось Фонду в погашение кредитов соответствующих стран. Общая величина золотого запаса МВФ осталась прежней. Полученная Фондом разница (3 млрд долл.) между балансовой стоимостью золота (около 47 долл. за унцию) и его рыночной ценой была направлена на указанные цели.

Однако официальные золотые запасы государств и межправительственных организаций (33 тыс. т) остаются международным ликвидным активом, резервным фондом мировых денег, несмотря на внесение в устав Фонда положений, направленных на окончательное вытеснение золота из мировой валютной системы[42]. В периоды обесценения национальных валют и падения доверия к ним значение этих запасов, а также рыночная оценка золота соответственно возрастают.

Во-вторых, с 1969 г. МВФ наделен полномочиями создавать «при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» (Special Drawing Rights, SDR)[43]. Однако СДР не являются валютой в прямом смысле слова. Это международный резервный актив. С июля 1974 г. стоимость единицы СДР определяется ежедневно с помощью стандартной корзины, пересматриваемой каждые пять лет. На 2001-2005 гг. в состав корзины СДР входят доллар США - 45%; евро - 29%; японская иена - 15%; фунт стерлингов - 11%.


В 1970-1972 гг. и 1979-1981 гг. выпущено 21,4 млрд СДР. Это немногим превышает 1% официальных валютных резервов всех стран. В 1997 г. внесена новая поправка в Статьи Соглашения МВФ, которая позволяет осуществить специальный одноразовый выпуск СДР на сумму 21,4 млрд.

В результате общая сумма выпущенных СДР удвоится, составив 42,9 млрд (около 59 млрд долл.). Целью предоставления этих средств странам-членам является уравнивание соотношения выделенных СДР к их квотам (на уровне 29,32% квот на момент принятия данного решения). Это распределение СДР рассматривается как решение «вопроса о справедливости» в отношении более 20% членов МВФ, включая страны бывшего СССР, которые, вступив в Фонд после 1981 г., вообще не получали СДР в порядке распределения. Доля России в новом выпуске СДР составила бы 1,2 млрд (1,7 млрд долл.), или 5,9% общей суммы[44]. Однако, на конец 2004 г. этот выпуск СДР еще не произведен из-за отказа США ратифицировать указанную поправку.

СДР предназначены для пополнения валютных резервов государств-членов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов с Фондом. Страна, имея счет СДР, может приобретать в обмен на них у других стран нужную ей свободно конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой им валюты в обмен на СДР путем «назначения» стран, которые ее предоставляют. При этом Фонд учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на ее счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР[45].

Страны-члены могут использовать СДР для широкого круга взаимных операций и со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов по взаимному согласию, т.е. без посредничества МВФ, как было прежде. Операции в СДР (476,5 млрд СДР, или 692 млрд долл., с 1970 г. по 30 апреля 2004 г.) дают возможность странам частично покрывать дефицит их платежных балансов[46].

Устав МВФ предполагал «превращение СДР в главный резервный актив международной валютной системы» (Статья VIII, раздел 7). Однако достижение этой цели было признано МВФ в обозримом будущем маловероятным. Переход на коллективную валютную единицу тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказываться от роли доллара в качестве международного платежного и резервного средства.


В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов. При Бреттонвудской валютной системе МВФ контролировал соблюдение странами-членами официальных золотых и долларовых паритетов, а также санкционировал их изменения. Ямайские поправки к Уставу МВФ предоставили странам возможность выбора любого режима валютного курса (Статья IV, раздел 2, в): либо плавающий с теми или иными ограничениями курс валюты, либо фиксированный валютный курс, который может быть «привязан» к одной из национальных валют (в основном доллару США и евро), к СДР или к валютной корзине[47]. При этом выражение стоимости валюты в золоте исключается. Фонд поощряет практику плавающего курса между ведущими валютами и «привязку» к ним денежных единиц развивающихся стран, в частности установление режима «валютного управления» (Currency board).

Обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в действующем уставе МВФ имеют расплывчатый характер. Это дает странам относительную свободу для принятия решений в данной области. Однако в Статье IV (раздел 1) Устава зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами - членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов»[48]. Названы нормы, которыми страны-члены должны руководствоваться при проведении политики валютного курса. Они сводятся к трем основным положениям: 1) «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса», т.е. не сдерживать искусственно изменение валютного курса, если оно вызывается фундаментальными экономическими факторами; 2) напротив, прибегать к валютным интервенциям для противодействия краткосрочным, хаотичным, дезорганизующим колебаниям рыночного валютного курса; 3) «не допускать конкурентного обесценения валют», не использовать механизм курсообразования для того, чтобы «получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами». МВФ контролирует соблюдение странами этих норм.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения регламентируют функционирование валютных рынков, режим валютных операций[49]. Статья VIII содержит обязательства стран- членов не вводить без согласия Фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основе Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение «переходного периода», продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о «дефицитности» определенной валюты дает право стране после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.


МВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако часть развивающихся стран не имеет возможности ввести конвертируемость своих валют по текущим операциям платежного баланса. Тем не менее, если в 1978 г. обязательства по Статье VIII о недопущении валютных ограничений взяли 46 стран (1/3 членов МВФ), то в апреле 2004 г. - 158 стран (более 4/5 членов). Россия ввела единый официальный валютный курс с июня 1992 г. и приняла на себя обязательства по Статье VIII с июня 1996 г[50].

В связи с процессом глобализации финансовых рынков Исполнительный совет в 1997 г. инициировал разработку поправок в Статьи Соглашения МВФ, чтобы сделать либерализацию операций по движению капиталов целью МВФ, т.е. распространить на них требование отмены валютных ограничений. Международный валютный и финансовый комитет МВФ принял в сентябре 1997 г. заявление о либерализации движения капиталов, призвав Исполнительный совет ускорить работу над поправками. Однако мировой валютный и финансовый кризисы в 1997-1998 гг. затормозили этот процесс. Некоторые страны, например Малайзия, были вынуждены ввести контроль над движением капиталов[51]. Тем не менее, МВФ сохраняет принципиальную установку на отмену ограничений в сфере международного движения капитала, в первую очередь прямых инвестиций.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов и особенно оказания странам-кредиторам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников[52]. Частные коммерческие банки видят в МВФ посредника, способствующего расширению их кредитной деятельности и получению высоких прибылей. Договоренность о предоставлении Фондом кредита, его заключение об экономической политике и платежеспособности государства расцениваются правительствами, центральными и коммерческими банками как свидетельство кредитоспособности страны-заемщицы и международного доверия к ней. Поэтому даже небольшой кредит МВФ приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность отсрочки погашения долгов и привлечения более крупных сумм на мировом рынке ссудных капиталов. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную поддержку закрывает ей доступ к этому рынку. Таким образом происходит согласование кредитной политики МВФ и главных кредиторов (государственных и частных).