Файл: Органы нотариального сообщества: Федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъекта Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на обязательном членстве.

Федеральная нотариальная палата Российской Федерации создана 22 сентября 1993 года на учредительной конференции полномочных представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации. С 1995 года ФНП является членом Международного союза нотариата, (на сегодняшний день Международная ассоциация нотариальных палат) объединяющего нотариаты 73 государств.

ФНП осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации[7], Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях»[8], другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом ФНП[9], а также Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации. Устав Федеральной нотариальной палаты, в соответствии с которым палата организует свою деятельность, принимается на учредительном собрании полномочных представителей региональных нотариальных палат и утверждается Министерством юстиции Российской Федерации. Изменения и дополнения в него могут быть внесены только общим собранием полномочных представителей региональных палат. В качестве примера можно сказать о последних изменениях 30 октября 2018г. в Уставе Федеральной нотариальной палаты: устанавливается новый срок полномочий президента и Правления Федеральной нотариальной палаты в 7 лет, которые были внесены на внеочередном Собрании представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Источником финансирования деятельности палаты являются, в первую очередь, членские взносы ее участников. Кроме того, в бюджет палаты поступают доходы от издательской и хозяйственной деятельности, иные, не противоречащие действующему законодательству поступления. На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.

Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью, то есть имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности.


Как видно из схемы руководящими органами палаты являются:

  • президент,
  • правление,
  • общее собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ.

Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание полномочных представителей региональных нотариальных палат. Президент и правление избираются собранием представителей палат и отчитываются перед ним, подконтрольны и подотчетны ему. Обычно оно собирается не реже одного раза в год, однако при необходимости для решения особо важных и актуальных вопросов деятельности нотариального сообщества могут проводиться и внеочередные собрания. Решения собрания должны приниматься при наличии не менее 2\3 полномочных представителей.

На должность Президента Палаты может быть выдвинут нотариус, занимающийся частной практикой, со стажем работы нотариусом не менее пяти лет, имеющий опыт работы президентом или вице-президентом нотариальной палаты не менее одного срока.

Правление Федеральной нотариальной палаты является постоянно действующим руководящим коллегиальным органом управления деятельностью Федеральной нотариальной палаты в период между Собраниями представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Основами законодательства о нотариате на Федеральную нотариальную палату возложена обязанность участвовать в проведение экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью, для чего палата осуществляет тесный контакт с Государственной Думой и Федеральным Собранием Российской Федерации в области подготовки предложений по совершенствованию законодательства.

Основным назначением палаты является объединение и координация деятельности региональных нотариальных палат. Она взаимодействует с Министерством юстиции Российской Федерации, готовит предложения по совершенствованию законодательства, методические рекомендации, касающиеся нотариальной деятельности, представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Кроме того, она обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляя при этом контроль за их профессиональной деятельностью.

В полномочия Федеральной нотариальной палаты входят следующее:

  1. обеспечение повышения квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;
  2. организация страхования нотариальной деятельности; представление интересов нотариальных палат в международных организациях.

Федеральная нотариальная палата, как и региональные нотариальные палаты, может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.

Федеральная нотариальная палата имеет свой сайт, который поможет:

  • найти адрес нотариальной конторы и режим ее работы;
  • найти нотариуса;
  • официальную информацию, необходимую гражданам и юридическим лицам для обращения к нотариусу;
  • подготовки к совершению определенных нотариальных действий;
  • проверки сведений, находящихся в открытом доступе, публикуемых в соответствии с законом и на основании официальных данных Единой информационной систем нотариата Российской Федерации;
  • и многое другое.

Следует обратить внимание на тот факт, Госдума приняла в третьем чтении законопроект, устанавливающий отдельную организационно-правовую форму для Федеральной нотариальной палаты (ФНП) и региональных нотариальных палат.

1.3. Деятельность федерального нотариального сообщества в отношении реформирования нотариата

В начале октября 2012г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон, который вносил изменения в основы законодательства о нотариате[10].Они направленны на повышение качества нотариальных услуг, прозрачности нотариальной деятельности и формирование достоверной и современной отчетности о нотариальных действиях. Данный закон определял порядок создания и функционирования Единой информационной системы нотариата - системы, предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия. В единую информационную систему нотариата станут включаться сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, что позволит сформировать полную базу данных всех зарегистрированных нотариально заверенных документов.

В последнее время четко прослеживается стремление законодателя перевести работы нотариусов в Интернет. Базой для этой инфраструктуры стала созданная Федеральной нотариальной палатой Единая информационная система нотариата, которой 1 июля 2018 года исполнилось четыре года. На 1 сентября 2018г. Реестр нотариальных действий ЕИС содержал 1 782 384 записи о нотариальных действиях, 1850 записей об отмененных доверенностях, 196 984 наследственных дел.


Работает горячая линия Федеральной нотариальной палаты по вопросам функционирования реестра, и если в первый месяц работы службы поддержки на нее поступило более 30 000 звонков, то уже в августе этот показатель сократился до 12 000. На текущий момент специфика обращений на службу поддержки говорит об отсутствии технических ошибок системного характера. Поэтому можно уверенно констатировать, что работоспособность электронных реестров вопросов и опасений вызывать не может.

  1. Вступили в силу приказы Министерства юстиции, регламентирующие порядок проведения квалифэкзамена для будущих нотариусов с использованием автоматизированной информсистемы, а также порядок составления вопросов для него.

Первый из документов вступил в силу 31 декабря 2016 года, второй– 6 января. Более ранним приказом Минюст уточнил наименование апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности. Так, словосочетание «экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности», заменили словами «квалификационных экзаменов». Такая корректива потребовалась после отмены лицензий на право нотариальной деятельности. Кроме того, апелляционная комиссия теперь будет отвечать за подготовку вопросов для квалифэкзамена с использованием автоматизированной системы, а также вариантов ответов на них.

Согласно второму приказу, начиная с этого года, экзамен для лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью, будет проходить дважды в год – в апреле и октябре (до этого он проводился не реже раза в год). При этом проверять его результаты будут автоматизированно и с соблюдением анонимности. Экзаменуемому выдают логин и пароль для входа в автоматизированную информсистему. Сам экзамен включает в себя тест из 50 теоретических вопросов, а также одну практическую задачу. На их выполнение по новым правилам предусмотрено два часа (до этого не более трех часов). Экзамен будет считается сданным, если экзаменуемый наберет не меньше 45 баллов.

  1. 30 марта Минюст России утвердил новый порядок проведения конкурса для нотариусов, направленный на совершенствование процедуры допуска к нотариальной профессии и обеспечения высокой степени объективности при отборе кандидатов на должность нотариуса[11]. Данный порядок определяют условия, последовательность процедур объявления, проведения и обжалования результатов конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. В частности, устанавливаются критерии, предъявляемые к кандидатам на должность нотариуса, регламентируется процедура подачи документов для участия в конкурсе, детально прописывается процедура проведения конкурса, а также работа конкурсной комиссии. Новый порядок проведения конкурса предполагает трехступенчатую систему отбора кандидатов. По мнению экспертов, реализация указанных мер позволит производить отбор на должность нотариуса наиболее подготовленных и ответственных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Новый порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса начал действовать уже с 1 октября 2018 года.
  2. С 1 октября 2016 года нотариусы обязаны вносить в специальный реестр нотариальных действий ряд сведений, в частности, о совершении исполнительной надписи, удостоверении сделок и решений органов управления юридических лиц.
  3. Министерство юстиции запустило интернет-ресурс (порталreestr-dover.ru), на котором можно проверить нотариально удостоверенные доверенности по их реквизитам. Для этого необходимо ввести в специальную форму дату удостоверенной доверенности, ее регистрационный номер, а также ФИО нотариуса, который ее заверил. Если доверенность отменили, система также проинформирует об этом. Ранее доверитель вынужден был сам оповещать всех заинтересованных лиц об отмене доверенности, сейчас же достаточно удостоверить факт отмены у нотариуса. И уже на следующий день эта информация будет в реестре.
  4. С 10 января 2017г. в силу вступил приказ Минюста[12], которым определен порядок проверки реквизитов и содержания нотариально удостоверенного документа. Теперь органы, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги и выполняют государственные и муниципальные функции, в случае предъявления им нотариально удостоверенного документа смогут проверить не только его подлинность, но даже и содержание. Вынося проект приказа на общественное обсуждение, Минюст отмечал, что нововведение должно повысить прозрачность сделок и одновременно сократить процент мошенничества, в особенности в сфере недвижимости.
  5. Нотариусы в 2018 году получили доступ к базе проверки паспортов ФМС. Трудно переоценить этот момент. Без преувеличения: в практике едва ли не каждого нотариуса были случаи выявления лиц с недействительными паспортами. Это и откровенные фальшивки – с переклеенными фотографиями, «левовыписанные» и т.д. Но бывает, к примеру, и так: человек теряет документ, получает новый. Потом паспорт вдруг находится и его продолжают предоставлять для совершения того или иного действия. Какая-то «задняя мысль» при этом может и не присутствовать. Просто не отдают себе отчёт, что такие документы недействительные, и их нужно сдавать в правоохранительные органы. Приходят и люди с просроченными паспортами – не поменял документ по достижению определённого возраста. Все эти тонкости система теперь сама проверяет, что также гарантирует чистоту совершаемого нотариального действия.
  6. Нотариусы получили доступ к реестру недееспособных лиц. Это единая база данных Росреестра. Теперь нотариус может и обязан проверить любого участника договора, даже действующего по доверенности. Бывают такие болезни, которые визуально не определяют недееспособность человека. То есть — ты с ним общаешься, он отвечает на все поставленные вопросы – визуально никаких отклонений нет, по факту же они в наличии. Такого рода запросы специалисты Росреестра отрабатывают в течение суток.
  7. Принят и вступил в силу регламент[13], обозначающий минимальный набор документов, необходимых для совершения того или иного нотариального действия. Среди прочих плюсов этого нововведения главный в том, что, при возможных разбирательствах, суду легче установить вину нотариуса в случае, если нанесен его действиями материальный ущерб.
  8. С 1 января 2018 г. нотариусы полностью перешли на электронный нотариат в соответствии с новым Регламентом нотариальных действий[14].Это Всероссийский реестр, общая большая база данных, сведения в которую вносятся в обязательном порядке. Вся информация при внесении сразу же передаётся на серверы, которые находятся в Москве. Это гарантия совершения нотариального действия.
  9. Еще в 2015 году Федеральная нотариальная палата разместила на своем сайте Порядок использования нотариусами средств видеофиксации и хранения материалов видеофиксации[15], на основании которого нотариус был вправе разместить в своем кабинете стационарную камеру либо использовать для записи нотариального действия мобильное устройство. Последнее могло применяться также, если нотариус оказывает услуги вне помещения нотариальной конторы. При этом клиенты нотариуса должны быть предупреждены о том, что ведется запись. В Порядке закреплены требования к проведению видеозаписи. Так, в объектив камеры должно попадать лицо человека, от имени которого совершается нотариальное действие (или людей, если к нотариусу обратились несколько человек). При этом обзор не могут загораживать посторонние предметы. Видеозапись должна содержать указание на дату и время ее совершения и иметь разрешение кадра в пикселях не менее 640 на 480.Материалы видеофиксации должны храниться как минимум пять лет. На нотариусов возложена обязанность определить в своем локальном акте место и способ хранения записей, перечень имеющих доступ к ним работников и т. д. Отдельно подчеркивается, что нотариусы должны предотвращать несанкционированный доступ к видеозаписям.

В настоящее время Электронный реестр предоставляет возможность данной видеофиксации нотариального действия. Это защита и клиента, и нотариуса. В том же суде, когда рассматриваются иски о признании того или иного действия недействительным. Такое видео хранится у нотариуса и не подлежит разглашению никоим образом. Только по запросу суда, в рамках принятых к производству дел. Новые правила уточняют порядок работы нотариусов и приближают их к «Службе одного окна». По словам авторов Регламента, обратиться к нотариусу станет проще. Во многом это так. Например, если у вас нет с собой паспорта, нотариусу достаточно другого документа, удостоверяющего личность, будь то военный билет или дипломатический паспорт. Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки. Это означает, что если вы утратили нотариально удостоверенное заявление, его можно будет восстановить у нотариуса. Кроме того, такая строгая отчетность повышает надежность нотариального удостоверения. Также Регламент определяет, какие именно документы должен проверить нотариус в зависимости от того, кто и зачем к нему обратился. Если раньше при возникновении сомнений нотариус мог запросить неограниченное количество дополнительных документов, то теперь он не сможет требовать больше установленного перечня. Более того, теперь нотариус не вправе требовать от вас те сведения, которые он сам может бесплатно получить в электронной форме, в том числе из публичных реестров – ЕГРЮЛ, ЕГРН и других.

Последнее нововведение имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, Регламент исключает ситуации, когда два нотариуса требуют различные комплекты документов для совершения одного и того же действия. С другой стороны, Регламент существенно усложняет совершение многих процедур. В большей части это касается удостоверения заявлений юридических лиц и договоров. Теперь для удостоверения сделки с недвижимостью нотариус должен запросить:

  1. С июня 2018г. нотариусов наделили еще и функциями эскроу-агентов: теперь любое лицо сможет передавить им на хранение не только деньги и ценные бумаги, но и другое движимое имущество. При наступлении определенных условий, за чем и будет следить нотариус, оно будет передано другому оговоренному заранее лицу. Такая альтернатива банковской ячейке особенно удобна при проведении важных сделок – скажем, при продаже недвижимости. Покупатель отдает деньги нотариусу, а тот – продавцу, но только после государственной регистрации сделки. Тарифы для таких операций действуют те же, что и для депозитов: 0,5% принятой суммы или рыночной стоимости имущества, но не менее тысячи рублей. В целях депонирования каждый нотариус обязан был до конца июня открыть публичный депозитный счет, причем только в российских кредитных организациях с собственным капиталом не менее 20 млрд рублей – и самостоятельно следить за достаточностью капитала банка. Такие меры должны обеспечить полную сохранность средств депонентов.
  2. Нотариусы получили возможность проверять в электронном виде сведения о банкротстве[16]. В Едином Федеральном реестре сведения о банкротстве проверяются не только по ФИО. Такие данные могут быть недостоверными – много однофамильцев. «Пробиваются» ещё и по ИНН – тут ошибки, в принципе, исключены.Доступ к этому реестру сформулирован исключительно хорошо.
  3. Реестр Единой информационной системы нотариата о заложенном имуществе начал у нас функционировать с 1 июля 2014 года и уже с 1 февраля 2015 года он заработает в полную силу. При этом создаваемая система имеет высокую важность не только для граждан и автовладельцев, но и для бизнеса, так как она позволит более эффективно регулировать залоговые отношения.