Файл: Перспективы совершенствования правового регулирования оперативно – розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– советский этап (1917–1991 гг.) развития законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности характеризуется фрагментарным упоминанием оперативно-розыскных мер в нормативных правовых актах страны, разработкой инициативных проектов законов в области оперативно-розыскной деятельности;

- современный этап (с 1991 г. по настоящее время) развития законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности начинается с принятия Закона РФ от 13.03.1992 N 2506-1 «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации». В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим оперативно-розыскную деятельность является Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

1.2 Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности

В статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится легальное определение ОРД, под ней понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Несмотря на тот факт, что в законе существует определение оперативно-розыскной деятельности, исследователи предлагают свои варианты и точки зрения на данный счет. В частности, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин понимают под ней регламентированную законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц (оперативных аппаратов), осуществляемую посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[20].

А. Ю. Шумилов рассматривает ОРД как разновидность социально-полезной человеческой, юридически значимой деятельности и определяет её как комплексный вид государственной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов её участников[21].

В. К. Зникин, рассуждая о понятии ОРД, констатирует, что она представляет собой антикриминальную розыскную конспиративно-информационную деятельность уполномоченных субъектов правоохранительных органов[22].


А. И. Александров и А. В. Федоров, полагают, что ОРД – это вид деятельности, осуществляемой не просто государственными органами, но их оперативными подразделениями в рамках их полномочий[23].

А. Е. Чечетин, определяя ОРД через органы, её осуществляющие, которые, по своей сути, являются правоохранительными, приходит к выводу, что это особый вид государственной правоохранительной деятельности[24].

Обобщая сказанное, можно отметить единый подход авторов в понимании ОРД как деятельности государственных органов.

Этимология оборота «оперативно-розыскная деятельность» предполагает способность «быстро, вовремя… направить ход дел», «поиски, разыскивание кого-чего-н.», «предшествующее суду дознание, собирание улик»[25]. При этом оперативно-розыскная деятельность всегда осуществляется на основе негласности, определяемой в нормативном порядке. Подобное обстоятельство очевидно, поскольку получение сведений о потенциальном противнике (преступнике) противоречит его интересам, т. к. сопряжено или с уголовным преследованием лиц, собирающих какую-либо конфиденциальную информацию (например, касающуюся другого государства на территории этого государства), или с их физической расправой (чаще всего в преступной среде).

Таким образом, деятельность как таковая – это занятие, труд, а оперативно-розыскная – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т. е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций. Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства.

Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью[26]. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.


Для определения сущности ОРД необходимо выделить ряд существенных аспектов, отличающих ее от иных видов деятельности.

Первоочередного внимания заслуживает вопрос соотношения оперативно-розыскной деятельности и разведывательной деятельности спецслужб. Под спецслужбами понимаются специальные государственные структуры, занимающиеся сбором различного рода разведывательной информации как на собственной территории, так и за рубежом в целях обеспечения национальных интересов и безопасности государства в целом. К спецслужбам принято относить только те органы государственной власти, для которых обеспечение безопасности государства является приоритетным, а именно: органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны и службы внешней разведки[27].

В отличие от иных правоохранительных органов, основной задачей которых является борьба с преступностью, основная задача спецслужб состоит именно в получении разведывательной информации, включая и информацию криминального характера, для ее последующего использования в деятельности по обеспечению государственной безопасности. В связи с этим правоохранительные органы нельзя автоматически отождествлять со спецслужбами.

Говоря о соотношении оперативно-розыскной деятельности с деятельностью спецслужб, прежде всего следует подчеркнуть, что осуществляемая ими разведывательная и контрразведывательная деятельность основывается на положениях ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», определяющих сущность, задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности, систему проводимых оперативно-розыскных мероприятий сотрудничество с соответствующими лицами на конфиденциальной основе, ее финансовое обеспечение и др. В то же время федеральные законы, определяющие основы деятельности спецслужб, конкретизируют основное содержание их деятельности, организационные основы соответствующих ведомств, отдельные особенности осуществляемой ими оперативно-розыскной деятельности, возлагаемые на них задачи, полномочия и т. д.

Интересно соотношение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. Перед оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной видами деятельности стоит одна стратегическая задача – борьба с преступностью. При этом особое значение в решении этой задачи имеет оперативно-розыскная деятельность, «в ходе которой создаются условия и предпосылки для реализации функции уголовного преследования, т. е. уголовно-процессуальной деятельности, направленной на раскрытие преступления и изобличение виновных в форме возбуждения и расследования уголовных дел»[28].


Очевидно, что значительная часть наиболее опасных замаскированных и неочевидных преступлений «раскрывается оперативно-розыскным путем». Однако такое «раскрытие» не имеет юридического значения, поскольку одна только осведомленность, например, о том, кто совершил преступление, не является юридическим фактом. Факт, как известно, – это явление действительности, объективной реальности, а осведомленность (знание) субъекта познания не всегда соответствует действительности. Раскрытие преступления в связи с этим представляет собой юридическую категорию, основанную на требованиях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[29] и призванную гарантировать достоверность юридически значимых выводов. Представляя следователю информацию об обстоятельствах расследуемого преступления, оперативный аппарат обеспечивает доказывание по уголовным делам, участвует в создании условий для законного, обоснованного и справедливого разрешения уголовного дела. В этой связи оперативно-розыскная деятельность носит вспомогательный характер по отношению к уголовному судопроизводству и непосредственно содействует реализации его назначения[30].

ОРД взаимосвязана и с  частной детективной деятельностью. В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[31] определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам детективами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов.

Частная детективная и охранная деятельность выражается в оказании соответствующих услуг на условиях и в порядке, установленных Законом и другими актами законодательства. Юридическим основанием оказания таких услуг в каждом конкретном случае является гражданско-правовой договор, имеющий возмездный характер[32].

Однако на частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется. Кроме того, они не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные комментируемым Законом исключительно к компетенции органов, осуществляющих ОРД.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и ограждения государства от преступных посягательств.


Наряду с дознанием и предварительным расследованием преступлений оперативно-розыскная деятельность является одной из правоохранительных функций государства по борьбе с преступностью.

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в оперативно-розыскной деятельности.

2. Цели и задачи оперативно – розыскной деятельности. Перспективы совершенствования правового регулирования оперативно – розыскной деятельности

2.2 Цели и задачи оперативно – розыскной деятельности

ОРД - это один из видов деятельности юридической, имеющей государственный характер, поскольку осуществляется она исключительно в интересах и по велению государства специально уполномоченными на то государственными органами, имеет четко выраженную правовую основу и направленность, проводится в строгом соответствии с правовыми предписаниями государства и требованиями законности.

Государственный характер ОРД определяет ее положение в системе государственных мер борьбы с преступностью. Современную борьбу с преступностью, в которой участвуют оперативные службы, нельзя представить только как совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений.

Данный процесс представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями[33].