Файл: Перспективы совершенствования правового регулирования оперативно – розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под формой понимается внешнее выражение содержания деятельности. ОРД проводится в двух взаимодополняющих формах - гласной и негласной. В зависимости от складывающейся ситуации и конкретной цели должностные лица оперативных подразделений имеют право гласно представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени.

Вместе с тем оперативный сотрудник или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществлять свои правомочия, предоставленные федеральным законом, негласным путем[34].

В рассматриваемой деятельности комплексно используются как гласные, так и негласные формы, однако предпочтение отдается негласным. Это обусловлено тем, что пресечь и раскрыть ряд неочевидных, замаскированных преступлений при помощи только следственных действий или гласных мер административного характера практически невозможно, а потому крайне затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, их совершивших.

ОРД проводится с вполне определенными социально полезными целями, нашедшими отражение в статью 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Цель ОРД - защита от преступных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности; обеспечение безопасности общества и государства.

Защита включает в себя систему оперативно-розыскных, организационных, правовых и иных мер, принимаемых участниками ОРД для обеспечения безопасности перечисленных в ст.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» объектов от преступных посягательств, и устранение причин и условий совершения преступлений[35].

На первое место среди объектов защиты оперативно-розыскными мерами поставлены интересы человека и гражданина.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ[36] человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства.

Данное конституционное положение реализуется в деятельности государственных органов, в число которых входят и оперативные подразделения различных ведомств.

Непосредственно под охрану государства поставлены права и свободы человека, закрепленные в гл.2 Конституции РФ.

С помощью оперативно-розыскных мер государство осуществляет защиту собственности. В соответствии с ч.2 ст.8 Конституции РФ равной защите подлежат частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Особое внимание в правовом регулировании ОРД отводится её задачам, которые, в свою очередь, определяют основные направления этой деятельности.

В этой связи А. Ю. Шумилов считает, что задачи ОРД суть требующие разрешения поручения законодателя, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», посредством выполнения которых достигается её цель[37].

Ю. Ф. Кваша, К. В. Сурков полагают, что задачи ОРД отражают её разведывательно-поисковый цикл, обеспечивающий достижение стратегической цели ОРД[38].

По мнению В. Н. Янгола, задачи ОРД – это круг проблем, разрешение которых требует применения оперативно-розыскных мер[39].

Н. С. Железняк полагает, что задачи ОРД – это нормативно закреплённые в законодательном порядке цели, на достижение которых направлены действия субъектов ОРД[40].

Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст.2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

К ним относятся:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в настоящей редакции Закона в связи с изменившимися жизненными реалиями перечень задач несколько расширен, по сравнению с предшествующим Законом РФ от 13.03.1992 N 2506-1 "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". В их число вошло обеспечение государственной, военной, информационной, экологической, экономической безопасности РФ[41].

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, - важнейшая часть общих задач ОРД, которую законодатель поставил на первое место. При этом ставится задача оперативно-розыскным путем не только получить сведения для обнаружения совершенных или замышляемых преступлений, недопущение новых и раскрытие уже совершенных, установление лиц причастных к этим преступлениям, но и обстоятельства, связанные с этими событиями. Для достижения этих задач в ОРД вырабатываются наиболее эффективные организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий[42].


Предупреждение и пресечение преступлений состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретного лица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного деяния.

Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения.

При использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов в профилактике преступлений особое значение придается такой организационно-тактической форме ОРД, как оперативно-розыскная профилактика.

Выявление преступлений означает установление наличия в событии или действиях определенных лиц признаков состава того или иного преступления из числа перечисленных в Особенной части УК РФ[43]. При этом в задачи органов, осуществляющих ОРД, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу производства ОРМ могут послужить достаточные данные, позволяющие полагать, что преступление имело место в форме законченного деяния или покушения.

Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативного работника, направленную на получение с помощью специальных сил, средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление.

Существенно значение оперативно-розыскных мер в выявлении и раскрытии неочевидных преступлений, когда следы преступления скрываются и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившим.

Самостоятельной специфической задачей ОРД является розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Решение данной задачи осуществляется посредством применения комплекса оперативно-розыскных и иных мер, проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого и его задержания.

В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия[44]. В общем плане розыск скрывшихся преступников - это деятельность, направленная на обнаружение известного обвиняемого.

Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступлений. Значительная часть розыскной работы осуществляется подразделениями уголовного розыска МВД России.


Розыск без вести пропавшего как задача ОРД заключается в осуществлении поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам. Основанием для начала розыскных действий является заявление заинтересованных граждан (родственников).

Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут также быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия; потеря ориентации в пространстве в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием; нежелание уплачивать налоги или алименты; неудовлетворенность семейной жизнью[45].

При этом Е. В. Буряков писал о том, что норма ст. 2 Федерального закона не отражает в полном объёме задач розыскной работы, т.к. даже не упоминает задачу установления личности иных (неизвестных; неопознанных трупов) граждан[46]. На это же в своих работах указывал Н.С. Железняк, который обосновал и предложил использовать словосочетание «персонификация (персонализация) неопознанных трупов»[47].

Считаем, что идентификация личности граждан и неопознанных трупов в ряде случаев может оказаться первоочередной задачей субъектов ОРД, при наличии достаточных криминальных обстоятельств, указывающих на то, что неизвестное лицо стало жертвой преступления.

В процессе осуществления розыскных действий оперативные работники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без веста, идентифицировать разыскиваемое лицо, осуществлять контроль за деятельностью и передвижением лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Таким образом, на практике зачастую не уделяют должного внимания вопросу о соот­ношении цели оперативно-розыскной деятельности и ее задач. Следует по­мнить, что задачи в обязательном порядке корреспондируют цели оперативно-розыскной деятельности (т.е. защите объектов от преступных посягательств).

Не подлежит расши­рительному толкованию, например, задача оперативно-розыскной дея­тельности о добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической без­опасности России, как выходящая за рамки целеполагания, установленного законодателем.


Отсюда следует, что иные, кроме опера­тивно-розыскной, виды специальной деятельности российских правоохра­нительных органов и спецслужб (разведка, контрразведка), преследующие другие, более глобальные цели, чем указанные  выше (в частности, обеспечение безопасности России), подлежат правовому регу­лированию в соответствии с правилами Федерального закона только в той части, в какой они совпадают с целью оперативно-розыскной деятель­ности.

Перечисленные задачи могут быть взаимосвязаны между собой, но в большинстве случаев они являются вполне самостоятельными. Важно учи­тывать, что каждая из этих задач может обусловливать специфические опе­ративно-розыскные способы ее решения. В свою очередь решение каждой конкретной задачи влечет за собой принятие вполне определенного итого­вого решения.

Таким образом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» целью оперативно-розыскной деятельности является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Названная цель оперативно-розыскной деятельности определяется ст. 2 Конституции Российской Федерации об обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина. Задачи оперативно-розыскной деятельности сформулированы в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

– осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

– добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

– установление имущества, подлежащего конфискации.

2.2. Перспективы совершенствования правового регулирования оперативно – розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность относится к тем немногим сферам социальной практики, регламентация которой традиционно лежала в плоскости ведомственного секретного нормотворчества. Как уже отмечалось выше, ее нормативная легитимизация связана с принятием Закона РФ от 13.03.1992 №2 506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».