Файл: Перспективы совершенствования правового регулирования оперативно – розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В статье 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Объектом являются исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством.

Предметом выступает исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Целью курсовой работы является исследование целей, задач и принципов ОРД.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать исторические этапы законодательства об оперативно-розыскной деятельности;


- раскрыть понятие оперативно-розыскной деятельности;

- определить цели и задачи оперативно-розыскной;

- рассмотреть перспективы совершенствования правового регулирования оперативно – розыскной деятельности.

Методы работы - в основе основополагающего метода по курсовой работе положен диалектический метод познания. В работе так же использовались методы: логический, метод анализа и другие.

Структуру работы составляют введение, две главы, разбитые на параграфы заключение и список использованных источников.

1. Общие положения об оперативно-розыскной деятельности

Оперативно – розыскная деятельность: исторический

аспект

Становление и развитие оперативно-розыскного законодательства имеет многолетнюю историю. На процесс его формирования оказывали влияние как достижения юридической мысли, так и особенности национального менталитета.

По этому поводу достаточно чётко высказался Д. А. Керимов, отметив, что «любое современное явление или процесс имеет свои корни в прошлом и через отражение в настоящем устремлено в будущее»[1].

Следует отметить, что первые упоминания о тайных методах оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) были описаны еще в священных книгах многих мировых религий. Эти книги, как известно, включали в себя весь жизненный опыт людей, передаваемый от поколения к поколению. Это обстоятельство доказывает, что ещё в древние времена ОРД занимала в жизни общества определённое место, и уже тогда она имела негласный характер, так как секретность в ОРД является важнейшим условием её эффективности.

Как было верно замечено М. А. Шматовым, человечество пока еще не выработало (и вряд ли когда-нибудь выработает) более адекватные и эффективные методы борьбы с преступностью, чем ОРД[2].

Однако своё нормативно-правовое регулирования оперативно-розыскная деятельность получила с возникновением государственности и права[3].

Вместе с тем некоторые учёные высказывают иную точку зрения. Так, С. Н. Жаров полагает, что ОРД получила своё правовое закрепление не с момента централизации власти, т.е. образования государственности, а с момента обособления правящей элиты от населения, в связи с чем возникла необходимость упорядочить взаимоотношения между ними под угрозой наказания, что повлекло создание правового порядка[4].


На наш взгляд, особого различия в этих мнениях нет. Хотелось бы обратить внимание, что становлению государственности способствовало наличие власти у привилегированных слоёв общества, которые со временем начали самоизолироваться от него и в целях реализации своих корпоративных интересов, защиты территории, поддержания правопорядка в стране, противостояния внешним и внутренним угрозам, а также своевременного их выявления вынуждены были создавать карательные аппараты в лице правоохранительных органов, деятельность которых требовала соответствующего нормативно-правового обеспечения.

Исследователи истории развития оперативно-розыскной деятельности в своих исследованиях предлагают свою периодизацию правового регулирования ОРД. К примеру, С. Н. Жаров выделил семь периодов[5], А. О. Лядов – три периода[6], А. Ю. Шумилов – пять периодов, три из которых он отнёс к базовым и два – к кратковременным[7].

В представленной работе мы более подробно рассмотрим становление ОРД в Российском государстве.

По мере формирования российской государственности функции государственных органов и сами органы, уполномоченные осуществлять сыскную деятельность, периодически подвергались реформированию, изменению, перераспределению полномочий, ликвидации отдельных направлений деятельности.

8 июня 1860 г. Правительствующим Сенатом Российской Империи был принят ряд нормативных правовых актов: Закон № 35890 «Об учреждении судебных следователей», Закон № 35891 «Наказ судебным следователям» и Закон № 35892 «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок»[8]. Впоследствии положения указанных актов легли в основу Устава уголовного судопроизводства, принятого 20 ноября 1864 г.21 , в соответствии с которым к функциональным обязанностям полиции было отнесено проведение дознания по незначительным преступлениям, которое подразумевалось в трёх формах: во-первых, проведение неотложных следственных действий на месте происшествия до прибытия судебного следователя либо прокурора (ст. 252); во-вторых, проведение негласной проверки полученной информации (ст. 253), которая осуществлялась посредством розыска, словесных расспросов и негласного наблюдения (ст. 254); в-третьих, выполнение законных поручений и указаний судебного следователя (ст. 270–271). Как видно, Устав уголовного судопроизводства выделяет уголовный сыск полиции как составную часть дознания, которая заключалась в негласных действиях по проведению розыска и обслуживающей функции уголовного процесса.


Дознание воспринималось как деятельность по сбору информации негласными, сыскными методами, проводимая полицейскими под руководством прокуратуры - субъекта уголовного преследования. Материалы дознания служили обоснованием подачи уголовного иска прокурором следователю, для дальнейшей проверки их, с формированием доказательств к рассмотрению в судебном заседании. По незначительным делам материалы, минуя следователя, могли передаваться в суд[9].

В 1873–1881 гг. создаются специализированные органы уголовной полиции – сыскные части, а в 1908 г. был принят закон «Об организации сыскной части»[10]. В 1914 г. Департаментом полиции была разработана секретная «Инструкция по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях», в которой давалось определение агентуры и обосновывалась необходимость ее классификации на тюремную, железнодорожную, фабричную, сельскую и др[11].

С установлением советской власти дознание стало рассматриваться по-иному. С 1923 г. УПК РСФСР регламентирует деятельность органов дознания как процессуальную, режим дознания приближается к режиму следствия[12]. Одновременно происходит процесс включения следователя в органы уголовного преследования. В 1924 г. на 5-м Съезде деятелей советской юстиции А.Я. Вышинский предлагает отказаться от точки зрения на следствие как на судебную деятельность и рассматривать ее как однопорядковую с дознанием[13]. С 1928 г. следственный аппарат передается прокуратуре. А с 1929 г. следователи прокуратуры широко используют право передавать органам дознания расследование уголовных дел, по которым производство предварительного следствия обязательно[14]. Следственные подразделения также вводятся в органах НКВД, охраны общественного порядка[15].

Таким образом, происходит размывание граней между следствием и дознанием и уравнивание их функций. В связи с этим оперативно-розыскная деятельность вытесняется из легальной системы предоставления информации обвинения, формирования доказательств. Оперативно-розыскная деятельность производится на основании секретных ведомственных актов и возникает в материалах уголовного дела как бы из "ниоткуда".

Впервые на законодательном уровне оперативно-розыскная деятельность упоминается в Основах уголовного судопроизводства 1958 г., а также в УПК РСФСР 1960 г. В связи с этим учеными того времени дебатировался вопрос, имеет ли оперативно-розыскная деятельность уголовно-процессуальный характер и может ли в связи с этим входить в компетенцию органов дознания[16].


В Российской Федерации 13 марта 1992 года был издан первый Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». С принятием закона оперативно-розыскная деятельность становится самостоятельным видом деятельности субъектов, указанных в законе, и «процессуальное дознание перестает смешиваться с оперативно-розыскной деятельностью»[17].

Значение этого акта трудно переоценить. В тоже время, стройной и вполне работоспособной теории оперативно-розыскной деятельности был нанесен серьезный ущерб[18]. Достаточно вспомнить, как были сформулированы положения, посвященные оперативно-розыскным мероприятиям (ст. 6 Закона):

«Оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач предусмотренных статьей 2 Закона. Для решения этих задач органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяются: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; контрольные закупки; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений; цензура корреспонденции; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи».

Далее предписывалось, что указанные действия «реализуются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом». Из логики вышеуказанного можно было заключить, что субъекты ОРД при осуществлении своей деятельности имеют право проводить лишь 12 действий путем реализации оперативно-розыскных мероприятий.

Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. была принята Конституции Российской Федерации. В связи с необходимостью приведения в соответствие с ее положениями всей системы законодательства 12 августа 1995 г. был принят Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[19], действующий с соответствующими изменениями и дополнениями по настоящее время.

Таким образом, исторические предпосылки зарождения и развития оперативно-розыскного законодательства следует разделить три этапа:

– имперский этап (1860–1917 гг.) – зарождение законодательной регламентации сыска в Российской Империи; характеризуется выделением уголовно-сыскной деятельности полиции в самостоятельную часть дознания, принятием закона «Об организации сыскной части» и формированием общегосударственной системы органов уголовного сыска;