Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Наше государство Российская Федерация, встав на путь развития рыночной экономики, а соответственно рыночных отношений должна постоянно регулировать и совершенствовать законодательными методами предпринимательскую деятельность, а в особенности такую деятельность, которая представляет важность для государства в целом. При этом необходимо воздействовать на всех субъектов предпринимательства, создавать для них требования, которые обязательны для исполнения на любом из этапов осуществления предпринимателем своей деятельности. Одним из таких требований является лицензия, которая и дает право как предпринимателю, так и юридическому лицу заниматься определённым видом деятельности. Требования для получения лицензии, порядок её выдачи установлены законодательством, поэтому можно смело говорить о том, что в нашем государстве сложился некий институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Актуальность этой работы достаточно велика, так как существует немало проблем в области лицензирования, которые так ли иначе необходимо разрешать. Эти проблемы, прежде всего, связаны с тем, что достаточно много видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Это такие виды деятельности как деятельность кредитных организаций, клиринговая деятельность, образовательная деятельность, страховая деятельность и другие. Полный перечень этих видов деятельности установлен законодательно. В своей работе мы первоначально коснемся того, что уже достигла наука на современном этапе развития. Это понятие лицензирования, его принципы, а также постараемся проанализировать главные законодательные акты России, которые касаются лицензирования. Одним из таких является Федеральный Закон от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Во второй главе нашей работы мы подробно рассмотрим лицензирование двух отдельных видов деятельности, которые на наш взгляд наиболее актуальны в настоящее время, выявим их проблемы, подробно опишем пути решения выявленных проблем.

Объектом нашего исследования являются общественные отношения, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности.

Предмет исследования – это конкретные виды деятельности, подлежащие лицензированию. В нашей работе мы разберем такие виды деятельности, подлежащие лицензированию как: лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензирование образовательной деятельности


Главная цель нашей работы – это изучить законодательную основу лицензирования, а также подробно рассмотреть два вида предпринимательской деятельности подлежащей лицензированию, выявить проблемы и пути их решения.

Для достижения поставленных целей нами определены следующие задачи:

  • Изучить понятие, признаки лицензирования, а также законодательство России в области лицензирования,
  • Посмотреть особенности процедуры и порядка выдачи лицензии;
  • Рассмотреть основания прекращения и приостановления деятельности лицензии;
  • Детально проанализировать лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензирование образовательной деятельности
  • Выявить проблемы и найти пути их решения.

Структура нашей работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы.

Глава 1. Лицензирование как социально-правовое явление

1.1. Понятие, принципы лицензирования. Правовое регулирование лицензионной деятельности

Понятие лицензирования законодательно урегулировано и дано в Федеральном Законе от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[1]. Под лицензированием в настоящем законе понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. Это определение можно разбить на несколько элементов, чтобы подробно разобраться. Во-первых, лицензирование – это деятельность специально уполномоченных лицензирующих органов, которые занимаются выдачей лицензии. О полном перечне этих органов мы поговорим в этом же разделе. Во-вторых, в понятии выделен ряд альтернативных действий, которые выполняют лицензирующие органы. Это такие действия как предоставление, переоформление лицензии, продление ее срока. В-третьих, лицензирующие органы осуществляют соответствующий контроль, что связано с основной функцией государства – защита прав и свобод граждан и субъектов предпринимательства.


Объектом лицензирования выступают лицензируемые виды деятельности. Отсюда можно сказать, лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Нельзя оперировать только законодательным определением лицензирования, поэтому мы обратимся к юридической литературе. Жилинский С. Э. в своей книге «Предпринимательское право» считает, что лицензирование является «юридическим средством ограничения правоспособности предпринимательских организаций».[2] Лицензирование автор сводит к явлению положительному и необходимому, так как лицензия устанавливает дополнительные правовые гарантии для нормально функционирования рыночной экономики.

Гущин В.В. определяет лицензирование как сложное многоаспектное социально-правовое явление, состоящее из 2-х компонентов. С одной стороны, лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением субъекту экономической деятельности разрешения на эту деятельность, а с другой — осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной (контрольной) деятельности за соблюдением экономическим субъектом определенных требований и условий, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.[3]

Михайленко Е. М. определяет лицензирование как мероприятие, связанное, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий.[4]

Основными принципами лицензирования являются принципы, которые определены в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Конституции Российской Федерации[5]. К ним относятся:

  • установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; и др.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Данный Федеральный закон согласно ст.1 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. В законе даны основные понятия, перечень видов лицензируемой деятельности и другие основополагающие начала.

Вторая статья данного закона говорит о том, что действие закона не распространяется на ряд отношений, связанных с лицензированием. Это такие отношения как:

1) использования атомной энергии;

2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

4) деятельности кредитных организаций;

5) деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;

6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

10) клиринговой деятельности;

11) страховой деятельности.

Эти отношения выделены из закона, так как они представляют особую важность. Получается, если данный закон не распространяется на данные отношения, то можно смело сказать, что существуют отдельные положения. Например, отношения в области использования атомной энергии регулируется Постановлением правительства, утвердившим Положение «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» от 29 марта 2013 г. № 280[6]. Существует немало постановлений правительства, которые регулируют вопросы лицензирования отдельных видов деятельности.

Также лицензирование регулируется Гражданским Кодексом РФ, который в статье 49 говорит, что юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии [7]. Нельзя забывать, что институт лицензирования освещен еще и в Конституции Российской Федерации, в которой определены базовые принципы лицензирования.


Статья 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает понятие лицензирующих органов. Лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование[8].

Полный перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, установлен Постановлением правительства от 21 ноября 2011 года № 957-ФЗ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»[9]. К таким органам Постановление относит: ФСБ России, ФСТЭК (вопросы информации, её шифрования, защиты), ФНС России (полиграфическая продукция, деятельность букмекерских организаций). Ространснадзор (авиационная техника), Рособоронзаказ (вооружение и военная техника), МВД России (лицензирование детективной и частной охранной деятельности), Роскомнадзор (услуги связи), Рособрнадзор (образовательная деятельность) и другие органы.

В данном Постановлении лицензирующие органы лишь указаны, а подробная регламентация их компетенции не оговорена. Указан лишь круг общественных отношений, которые эти органы охватывают. Подробная компетенция каждого органа конкретизирована в федеральном законодательстве и других отраслевых постановлениях правительства.

1.2. Процедура и порядок выдачи лицензии. Основания отказа в выдаче лицензии

Понятие лицензии дано в Федеральном Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности ». Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Из понятия видно, что лицензия – это сложный правовой документ, который порождает права и обязанности у лица её получившего.