Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смагина И.А. в работе «предпринимательское право» выделяет три большие группы по порядку осуществления лицензирования[10]. 1. Представление соответствующих документов в лицензирующий орган, 2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии, 3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения. Данные этапы, как нам представляется, автором описаны очень удачно, они дают общую картину порядка получения лицензии. Однако начать хотелось бы с того, что определить лицензионные требования к соискателю лицензии. Лицензионные требования – это такие требования, которым соискатель лицензии должен соответствовать, прежде чем обратиться в лицензирующий орган. Соискателем лицензии является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые обратились с заявлением о предоставлении лицензии в компетентный орган.

Первое требование, которое устанавливает закон к соискателю лицензии, состоит в том, чтобы он имел в своей собственности или другом законном владении помещение, здание, сооружение, различные приборы и документацию на них, а также иные технические средства. Это требование относится к соискателю в том случае, если они составляют лицензируемый вид деятельности. Иными словами, с помощью данных средств соискатель будет оказывать услуги или выполнять работы.

Второе требование достаточно похоже на первое и состоит в том, чтобы у соискателя лицензии находился в штате персонал, который имеет профессиональное образование в этой сфере. Опять же хотелось сказать, что это требование относится только в том случае, если составляет лицензируемый вид деятельности.

Третье и четвертое требование достаточно похожи и состоят в том, что у соискателя лицензии и лицензиата (юридического лица или ИП, имеющего лицензию на осуществление конкретного вида деятельности[11]) должна быть полностью налажена система внутреннего производственного контроля, а также существование их организационно-правовых форм должно быть законно, это выражается, например, в наличии уставного капитала и в отсутствии задолженности по обязательствам перед третьими лицами.

Итак, если лицо занимается деятельностью, на которую требуется лицензия, перечень такой деятельности установлен статьей 1 частью 2, статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»[12], то ему необходимо проверить соответствует ли его деятельность лицензионным требованиям, о которых мы говорили ранее. Если деятельность им соответствует, то можно смело подавать заявление в лицензирующий орган.


Заявление подписывается руководителем юридического лица или иным другим лицом на основании доверенности. В заявлении необходимо указать:

  • полное и сокращенное наименование юридического лица, адрес его места нахождения, сведения из ЕГРЮЛ, государственный регистрационный номер юридического лица;
  • Фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его адрес, адрес мест осуществления лицензируемого вида деятельности, сведения из ЕГРИП;
  • ИНН;
  • Лицензируемый вид деятельности, которым соискатель лицензии намерен заниматься.
  • Реквизиты государственной пошлины, которую необходимо заплатить в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Статья 333.33 п.1 пп. 92 Налогового Кодекса Российской Федерации говорит о том, что государственная пошлина за выдачу лицензии составляет 6000 рублей[13].

К заявлению прилагаются дополнительно копии документов, которые установлены законодательством. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя предоставления дополнительных документов, а также указывать сведения, которые не предусмотрены законом.

Если соискателем предоставлены все документы, то в течение трех дней лицензирующий орган принимает решение о приеме заявления и копий документов. Если документы предоставлены не в полном объеме, то лицензирующий орган уведомляет соискателя о необходимости в тридцатидневный срок устранить выявленные нарушения.

Последующие 5 дней, после принятия заявления, лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений, предоставленных в заявлении и прилагаемых документах. Также проверяется соответствие самого соискателя лицензии лицензионным требованиям. В случае принятия положительного решения оформляется приказ лицензирующего органа. Вместе с ним составляется лицензия, которая подписывается руководителем лицензионного органа и его заместителем. Лицензия регистрируется в реестре и вручается лицензиату в течение трех дней или посылается почтой.

Согласно федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», действует лицензия на всей территории Российской Федерации. То есть, лицо получившее лицензию вправе осуществлять деятельность, которую разрешает лицензия, на всей территории страны.

Нельзя забывать и о том, что в отношении соискателя лицензии лицензирующие органы осуществляют лицензионный контроль. Он состоит в том, что лицензирующие органы проводят документальные проверки, плановые и внеплановые выездные проверки. Предметом внеплановой выездной проверки является состояние зданий, сооружений, приборов, кадровая оснащенность. Основания выездной проверки установлены законом. Она осуществляется совместно с органами прокуратуры.


Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:

  1. Наличие в предоставленном заявлении и документах недостоверной и искаженной информации;
  2. Несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным законодательством;
  3. представление соискателем заявления о предоставлении лицензии на изготовление баз данных, фонограмм, аудиовизуальных программ, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Решение об отказе вручается соискателю в течение трёх дней после его вынесения или направляется почтой. Это решение можно обжаловать в порядке, установленном законодательством.

1.3 Основания и порядок приостановления, прекращения и аннулирования лицензии

Лицензия выдается бессрочно на те виды деятельности, которые охвачены федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», что прямо указано в законе. Нередко предприниматели, получив лицензию, не соблюдают лицензионные требования, совершают административные проступки или иные действия, которые так или иначе влияют на лицензию или дают повод к прекращению, приостановлению или аннулированию лицензии. Эти понятия хоть и ведут к одному последствию – изъятию лицензии у лицензиата, однако на самом деле основания, порядок и правовые последствия по прекращению, приостановлению или аннулированию разные. В этом разделе мы попытаемся в этом разобраться.

Приостановление деятельности лицензии выражается во временном ограничении деятельности лицензиата. Приостановление не направлено на аннулирование лицензии. Целью принятия решения о приостановлении действия лицензии выступает стремление заставить лицензиата привести свою деятельность в соответствие с законодательством[14].

Закон выделяет всего два основания приостановления деятельности лицензии: 1. привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом. Это находит выражение в статье 17 Федерального Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[15]. В соответствии с этим законом органы государственного и муниципального контроля в случае выявления фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, выдают предписание предпринимателю об устранении нарушений. Также эти органы могут вынести постановление о проведении мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью людей, животных, растительности и иные случаи, установленные в законе. Ну и второе основание приостановления деятельности лицензии: назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований. Это регулируется статьей 3.12 Кодекса об административных правонарушениях. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность[16]. Сведения о приостановлении деятельности лицензии вносится в государственный реестр.


Возобновляется деятельность лицензирующим органом по-разному. Если была прекращена по первому основанию, то на следующий день после исполнения выданного предписания или на следующий день после подписания акта проверки по факту досрочного исполнения предписания. По второму основанию – после истечения срока административного приостановления или после досрочного исполнения административного наказания в виде приостановления на основании решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти. Решение о возобновлении деятельности лицензии вносится в государственный реестр.

Теперь целесообразно разобрать аннулирование лицензии, как один из видов ответственности. Вопрос об аннулировании лицензии встает перед лицензирующим органом в том случае, когда лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований в установленный срок. Лицензирующий орган обращается в суд с просьбой аннулировать лицензию у индивидуального предпринимателя или юридического лица. Обращение в суд – это не право, а обязанность лицензирующего органа, соответственно избежать этого последствия в случае нарушения невозможно. По результатам судебного рассмотрения, на основании заявления лицензирующего органа, суд выносит решение об аннулировании лицензии.

Ну и последнее, о чем хотелось бы поговорить в этом разделе – это прекращение действия лицензии. Действие лицензии прекращается только в том случае, когда прекращается тот или иной вид деятельности лицензиата. Законодательством установлены следующие случаи прекращения деятельности лицензии:

  1. Сам лицензиат заявил в лицензирующий орган о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  2. Прекращение юридического лица или физического лица заниматься индивидуальным предпринимательством;
  3. Имеется решение суда об аннулировании лицензии.

Батычко В.Т. в своей книге «предпринимательское право» считает, что в первую очередь, лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица[17].

Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности, либо со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.


2. Лицензирование отдельных видов деятельности

2.1 Лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Регулирование данной темы осуществляется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"[18], в котором содержаться основные понятия, а также порядок лицензирования.

Для начала следует разобраться с основными понятиями этой темы: этиловый спирт, алкогольная продукция и спиртосодержащая продукция. В Федеральном законе № 171 все эти понятия представлены.

Понятие этилового спирта дано в статье 2 вышеназванного федерального закона. Под этиловым спиртом законодатель понимает спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый. Законодательное определение этилового спирта достаточно сложное и без дополнительных комментариев разобраться в нем достаточно сложно. Однако никаких пояснений законодатель не сделал и поэтому приходится работать только с ним.

Алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Согласно этого перечня, установленного Постановлением правительства[19], к пищевой продукции, содержащей объем этилового спирта более 0,5 процента, но не относящейся к алкогольной продукции относятся: кондитерские изделия, десерты, кисломолочные продукты, квас (от 0,5 % до 1,2 % этилового спирта включительно), а также некоторые другие, перечень которых строго установлен.