Файл: Организационная культура и стратегия управления человеческими ресурсами (Содержание понятия организационной культуры).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационная культура как фактор управления человеческими ресурсами
1.1. Содержание понятия организационной культуры
1.2. Значение организационной культуры в развитии организации
1.3. Организационная культура как элемент системы управления персоналом
2. Анализ состояния организационной культуры в ООО «Тригон»
2.1. Общая характеристика ООО «Тригон»
2.2. Оценка уровня организационной культуры в ООО «Тригон»
3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры В ООО «Тригон»
3.1. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры ООО «Тригон»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы предприятия.
Во второй половине прошлого века понятие «организационная культура» прочно вошло в лексикон руководителей зарубежных компаний; одни видели в ней причину своих неудач при внедрении нововведений, другие пытались использовать культуру как неисчерпаемый источник ресурсов. Глубокие преобразования экономической среды хозяйствования в России также пробудили активный интерес к современному менеджменту, который рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, облегчать их взаимодействие. Ценность организационной культуры состоит еще и в том, что она усиливает сплоченность коллектива и порождает согласованность в поведении сотрудников; служит своеобразным компасом для выбора правильного типа поведения, необходимого для успешной работы в организации.
Актуальность темы исследования. В современной практике управления персоналом считается общепризнанным подход к реализации стратегии, который основан на организационной культуре. Однако многие современные предприятия, особенно сферы среднего бизнеса, не склонны к формированию стратегии, а ориентированы на рынок и получение «короткой» прибыли.
Для российских компаний актуальность темы организационной культуры, одного из основных факторов в управлении человеческими ресурсами, сегодня особенно велика. В связи с последствиями экономического кризиса изменилась структура общественных ценностей, и основные положения прежней организационной культуры стали противоречить сложившимся условиям, вызвали новые проблемы выбора критериев стимулирования и мотивации, а, следовательно, потребовали внесения соответствующих корректировок.
Целью исследования является изучение организационной культуры и стратегии управления человеческими ресурсами .
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- показать организационную культуру как фактор управления человеческими ресурсами;
- провести оценку уровня организационной культуры в ООО «Тригон»;
- предложить рекомендации по совершенствованию организационной культуры.
Объект исследования - организационная культура ООО «Тригон».
Предмет исследования – научно-практические подходы к совершенствованию организационной культуры предприятия.
Тема исследования широко представлена в современных научных и профессиональных журналах, она является предметом обсуждения и дискуссий среди исследователей. В ходе исследования были использованы работы таких авторов, как Т.Ю. Базаров, В.Р. Веснин, Н.В. Демина, С.В. Иванова, Е.Б. Моргунов, О.А. Побегайлов и др.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение, описание, прогнозирование, синтез информации.
Информационной базой работы послужили труды отечественных авторов в области менеджмента и организационной психологии, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернет по рассматриваемой проблематике.
1. Организационная культура как фактор управления человеческими ресурсами
1.1. Содержание понятия организационной культуры
Все предприятия независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде, носящей название - культура. Она во многом определяет смысл их существования, действует как извне, так и внутри организации. [1]
Во второй половине прошлого века понятие «организационная культура» прочно вошло в лексикон руководителей зарубежных компаний; одни видели в ней причину своих неудач при внедрении нововведений, другие пытались использовать культуру как неисчерпаемый источник ресурсов.[2]
Глубокие преобразования экономической среды хозяйствования в России также пробудили активный интерес к современному менеджменту, который рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, облегчать их взаимодействие.[3]
Для понимания сущности организационной культуры и ее потенциальных возможностей для улучшения деятельности различных организаций рассмотрим содержание понятия «организационная культура».
Единой точки зрения на понятие «организационная культура» не существует, так как оно включает много составляющих, выделить влияние которых весьма затруднительно, что подтверждается расставленными нами акцентами в приведенных формулировках. Тем не менее, несмотря на кажущуюся разнородность определений организационной культуры, в них есть и общие, объединяющие их позиции, которые можно выявить с помощью контент-анализа (таблица 1). [4]
Таблица 1
Контент-анализ функций организационной культуры
Наименование функции |
Повторность в тексте |
Ранг |
Наименование функции |
Повторность в тексте |
Ранг |
Адаптивная |
5 |
1,5 |
Компенсаторная |
1 |
21,5 |
Регулирующая |
5 |
1,5 |
Программирования |
1 |
21,5 |
Ориентирующая |
4 |
3 |
Креативно-творческая |
1 |
21,5 |
Инновационная |
3 |
5 |
Социально-экономическая |
1 |
21,5 |
Интегративная |
3 |
5 |
Имиджелогическая |
1 |
21,5 |
Коммуникативная |
3 |
5 |
Защитная |
1 |
21,5 |
Познавательная |
2 |
9,5 |
Дифференциации |
1 |
21,5 |
Мотивирующая |
2 |
9,5 |
Селективная |
1 |
21,5 |
Оценочно-нормативная |
2 |
9,5 |
Кумулятивная |
1 |
21,5 |
Регламентирующая |
2 |
9,5 |
Трансляционная |
1 |
21,5 |
Смыслообразующая |
2 |
9,5 |
Заменяющая |
1 |
21,5 |
Охранная |
2 |
9,5 |
Образовательная |
1 |
21,5 |
Ценностнообразующая |
1 |
21,5 |
Развивающая |
1 |
21,5 |
Нормативно-образующая |
1 |
21,5 |
Рекреативная |
1 |
21,5 |
Стабилизационная |
1 |
21,5 |
Управления качеством |
1 |
21,5 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее часто в данных определениях употребляются такие слова, как «ценности», «организация», «члены, люди, работники» (1,5–3 ранг); несколько реже встречаются слова «правила», «нормы», «поведение», «система» (5–7 ранг); редко – слова «отношения», «разделяемый», «работа, деятельность» (9 ранг); совсем редко в определениях встречаются все остальные слова, приведенные в таблице (15–23 ранг). [5]
Поскольку организационная культура, когда она становится развитой, влияет на все элементы деятельности организации, то она, очевидно, должна подчиняться законам, по которым живет организация, в том числе и закону синергии – в любой организации возможен как прирост энергии, так и его снижение по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов, в том числе и за счет социально- психологического ресурса коллектива. [6]
Действительно, при сравнении закона синергии и организационной культуры можно увидеть несколько общих признаков: [7]
1) если закон синергии может давать положительный эффект, нулевой и отрицательный, то и организационная культура способствует достижению наивысших результатов (положительный эффект – сильная культура), в другом – выживанию организации (нулевой эффект), в третьем – ведет к банкротству (отрицательный эффект – слабая культура);
2) в обоих случаях синергетический эффект и сила организационной культуры зависят от социально-психологического климата коллектива, определяемого интеллектуальной и эмоциональной энергией, уровнем профессиональной подготовки каждого сотрудника, а также степенью взаимодействия членов коллектива в реализации общей цели организации;
3) элементы сильной организационной культуры способствуют проявлению положительного синергетического эффекта организации. [8]
Эволюция организационной и корпоративной культуры представлена в приложении 1.
В современной литературе существует довольно много определений понятия «организационная культура», и обусловлено это желанием авторов отразить свое собственное видение, поэтому имеются как узкие, так и широкие толкования этого понятия (Приложение 2).[9]
Анализ литературных источников показал, что организационной культуре приписывают большое количество функций, которые она способна выполнять, и объясняется это тем, что она влияет на все элементы деятельности организации, ее различные среды, внутренние операции (приложение 3). [10]
По отношению к предприятию культура выполняет ряд важных функций: [11]
- охранная функция состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы;
- интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем;
- регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов;
- адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников;
- ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло, а мотивационная создает для этого необходимые стимулы;
- функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих. [12]
В приведенных высказываниях преобладают такие ее функции, как адаптивная, регулирующая, ориентирующая, инновационная, интегративная, коммуникативная, которые характеризуют деятельность организации в трех основных направлениях: по адаптации учреждения к внешней среде, внутренней интеграции коллектива и по внедрению инновационных разработок. [13]
Рассмотрение существующих методов оценки организационной культуры показало, что они достаточно разнообразны, но это результат того, что фактически каждый автор предлагает свои методы оценки организационной культуры (Приложение 4). [14]
Таким образом, организационная культура – это набор ценностей, норм, правил поведения людей в организации, разделяемых большинством членов коллектива и способствующих проявлению закона синергии организации. В этом и состоит притягательная сила организационной культуры, в настоящее время достаточно широко практикуемой и в промышленном, и в педагогическом менеджменте, способной существенно улучшить деятельность различных организаций