Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хотелось также заметить, что согласно закону, алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как: спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Оставаться на каждом виде подробно мы не будем, так как это не является целью нашего исследования.

Спиртосодержащая продукция – это пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Разобрав эти понятия можно смело переходить к главной цели нашей курсовой работы – это вопросы лицензирования. Лицензированию подлежит деятельность, связанная с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, причем не вся деятельность, а только та, которая установлена законодателем. Например, лицензированию не подлежат производство и оборот пива, медовухи, пуаре. Полный перечень указан в статье 18 Федерального закона №171.

Производство – это производство организацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.

Оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

П. 2 Статьи 18 №171 – ФЗ говорит полный и исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности:

  1. производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта
  2. производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
  3. хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
  4. закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции
  5. розничная продажа алкогольной продукции
  6. перевозка этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции. Вопросы перевозки регулируются специальным постановлением правительства[20].

Лицензия на производство и оборот произведенных этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции выдается только организациям имеющим оборудование. Это такое оборудование как специальные автоматические измерительные средства, а также средства по учету готовой продукции.

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.


Лицензии на виды деятельности, кроме розничной продажи алкогольной продукции выдаются уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением о федеральной службе по регулированию алкогольного рынка[21].

Сразу хотелось бы выделить одну из самых, пожалуй, острых проблем в области продажи алкогольной продукции. Она связана с тем, что магазины продают алкогольные напитки без лицензии и (или) других сопроводительных документов, несмотря на то, что их действия образуют состав административного правонарушения, очень редкого уголовного, факты незаконной продажи не снижаются. Также хотелось бы отметить тот факт, что даже сами люди кустарным образом изготовляют и продают алкогольные напитки, нередко плохого качества, что может вызвать заболеваемость людей. Допустим, оборот этилового спирта без сопроводительных документов обойдется должностному лицу штрафом от 10 до 15 тысяч рублей[22]. А нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Предприниматель заплатит данный штраф и продолжит заниматься незаконной продажей, так как прибыль от такой деятельности куда более весомая. А для привлечения лица к уголовной ответственности по статье 171 УК – незаконное предпринимательство – нужен крупный ущерб. Он равен полутора миллионам рублей (примечание статьи 169 УК)[23]. Как нам представляется, привлечение предпринимателей к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ достаточно редкий случай, так как нужен колоссальный размер ущерба. Решением данной проблемы является, на наш взгляд, только увеличение государственного контроля над субъектами, осуществляющими оборот и производство алкогольной продукции, а также увеличение штрафных санкций за продажу алкогольной продукции без лицензии, с запретом в дальнейшем на несколько лет заниматься такой деятельностью.

Анализируя судебную практику по статье 14.16 КоАП сразу можно заметить тот факт, что очень много судебных решений по данному вопросу. Это дела как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов. Одно из дел связано с тем, что УМВД по г. Москве обратилось в суд с просьбой привлечь ООО «Кофейня Мисс Экспресс» к административной ответственности за незаконное осуществление обществом хранения и розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежащим образом оформленных товаротранспортных и товаросопроводительных документов[24]. После рассмотрения спора решение суда таково: штраф на ответчика в сумме 200 тысяч рублей. С одной стороны, штраф достаточно высокий, однако, с другой стороны, возможно для данного предприятия он и не велик и оно продолжит заниматься незаконной деятельностью после оплаты. Общий вывод состоит в том, что суды налагают штрафы на нарушителей в рамках допустимых законом, однако данное наказание не достаточно.


Теперь хотелось бы поговорить о порядке выдачи лицензии. Порядок регулируется Федеральным законом 171-ФЗ. Мы в своем исследовании коснемся только порядка получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, так как это наиболее актуально.

Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган следующие документы: заявление о выдаче лицензии с указанием о всех реквизитах, копии учредительных документов, копии документа о постановки на учет в налоговом органе, квитанция об уплате государственной пошлины, копии сертификатов соответствия, документы подтверждающие наличие уставного капитала, документы, которые подтверждают у заявителя наличие торговых помещений. Все документы можно предоставить лично, а также в форме электронного документа. Закон запрещает требовать у заявителя документы, которые не предусмотрены.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 суток, со дня получения документов от заявителя. Этот срок может быть продлен еще на 30 суток. Лицо уведомляется о принятом решении не позднее 3-х суток после принятия решения. Основания отказа в выдаче лицензии аналогичны тем основаниям, которые нами указаны в 1 главе.

Лицензия выдается на срок не более пяти лет. Срок может быть продлен по просьбе лицензиата. Форма лицензии утверждена специальным приказом Росалкогольрегулирования[25].

Порядок прекращения, приостановления, возобновления, аннулирования лицензии также установлен 171-ФЗ. Эти вопросы нами подробно были разобраны в первой главе нашей работы.

В заключение этого раздела хотелось бы заметить, что лицензирование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – это достаточно сложная тема, которая нередко становится объектом исследования. Описать все тонкости и проблемы в рамках данной курсовой работы не представляется возможным виду ограниченного объема написания, однако основные тезисы и проблемные места нами были определены и выделены.

2.2 Лицензирование образовательной деятельности

Лицензирование образовательной деятельности – это достаточно сложный и ответственный процесс лицензирования, представляющий собой совокупность мероприятий, направленных на лицензирование образовательных учреждений и других научных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ. Сложность данного процесса лицензирования заключается в особенностях о специфических проблемах, о которых мы будем говорить в данном разделе.


Регулирование данного вида лицензирования осуществляется достаточно молодым постановлением правительства от 28 октября 2013 года № 966[26]. Также не стоит забывать, что лицензирование образовательной деятельности регулируется также законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ[27]. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется двумя органами: Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в отношении (далее - Рособрнадзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Рособрнадзор занимается лицензированием следующих учреждений:

  1. Организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего профессионального образования;
  2. федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи;
  3. российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
  4. иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

Органы исполнительной власти субъекта осуществляют лицензирование в сфере образования на всей территории субъекта в отношении всех организаций, за исключением тех, которые подведомственны в плане лицензирования Рособрнадзору.

Законодатель уделяет особое внимание лицензионным требованиям к соискателю лицензии, выделяя достаточно большой перечень таких требований:

  1. Наличие зданий, сооружений, которые необходимы для осуществления образовательной деятельности. Закон определяет, что эти здания и сооружения могут принадлежать соискателю лицензии как на праве собственности, так и на другом законном основании. Верно, что законодатель допускает факт любого другого законного основания, так как имущественные комплексы достаточно дорогое удовольствие, которых в собственности у соискателя лицензии может и не быть.
  2. Второе требование как бы вытекает из первого, что все здания должны быть материально-технически оборудованы, то есть соответствовать государственным образовательным стандартам.
  3. Третье требование определено как наличие условий для охраны здоровья обучающегося. Это такие условия как: наличие организации питания, медицинского кабинета, санитарных норм и ряд других требований.
  4. Наличие образовательных программ.
  5. Наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
  6. Наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
  7. Следующее требование состоит в том, что у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения должны быть условия для получения образования людьми с ограниченными возможностями. Список этих условий дан в законе «Об образовании». К таким условиям относятся наличие специальных программ, методов, средств обучения, специальных учебников, а также наличие специальных технических средств.

Изучая седьмое требование, можно сказать, что оно действует не в полном объеме. Очень мало образовательных учреждений, где созданы все необходимые технические условия для обучения людей с ограниченными возможностями. Это выражается в отсутствии элементарных условий для подъема в образовательное учреждение на коляске. Поэтому ставя такое требование к соискателю лицензии, конечно, необходимо более тщательно осуществлять проверочные мероприятия и контроль.

Если обратиться к судебной практике, например по статье 5. 57 КоАП Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций, то можно заметить огромное количество судебных решений по данной статье. Это и неполная обеспеченность учеников учебниками библиотечного фонда школы[28], и незаконное взимание платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, находящимися в детских садах, и незаконное отчисление из образовательного учреждения и ряд других дел. Государство активно следит за образовательной деятельностью, поэтому нарушения в этой фиксируются и разрешаются. Нарушения выявляются разными органами, в том числе органами прокуратуры.

Также закон устанавливает еще ряд важных требований к соискателю лицензии, связанных с непосредственной реализацией образовательных программ, а также при осуществлении образовательной деятельности. Это такие требования как: наличие безопасных условий обучения, наличие педагогических работников, также если образовательная организация обучает водителей, то наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, согласно статье 20 закона «О безопасности дорожного движения»[29] и другие требования.

Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган заявление, в соответствии с правилами закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», также представляет еще ряд документов: наличие учредительного документа, реквизиты, подтверждающие наличие у соискателя лицензии зданий, сооружений, справка о материально-техническом обеспечении, а также ряд других документов установленных статьей 10 постановления правительства №966.

Есть ряд федеральных университетов, перечень которых установлен Указом президента[30], представляющих в лицензирующий орган для получения лицензии еще и копии распорядительных актов образовательных организаций об утверждении ими образовательных стандартов.