Файл: Понятие и классификация функций государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы: Участие России в общемировом процессе вызывает необходимость поиска и изобретения справедливого общественного устройства и установления эффективного баланса между государством и индивидом, что является одной из главных проблем социальной политики государства, поскольку в современном мире только эффективная реализация человеческого потенциала может дать России шанс состояться как независимому, цивилизованному государству. Вместе с тем анализ российских реалий показывает, что отечественные политики фактически копировали «вчерашний день стран развитой демократии», от чего последние с трудом никак не могут отказаться из-за того, что исторически сложившаяся теория и практика государственного строительства пустила очень глубокие институциональное корни, и сдерживает развитие общества.

Актуальность исследования обусловлена наличием ряда факторов, которые возникают на пути демократических преобразований российского общества, с учетом институционального и географического фактора. Очевидно, что выбор путей обеспечения развития России должно осуществляться с учетом фактора модернизации сущности и функций государства, реалий, тенденций развития международного сообщества, места и роли России в мире. Анализ научных исследований и публикаций дает основания утверждать, что на сегодняшний день степень разработанности теории сущности и функций государства в отечественной и мировой науке государственного управления традиционно считается одной из самых испытуемых. Понятно, что на разных исторических этапах многие ученые, которые разрабатывали различные теории «идеального» государства, использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Вместе с тем анализ научных работ позволяет сделать вывод о наличии нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная курсовая работа, существования разночтений и несогласованности в определении функций современного государства, прежде всего с позиции метода историзма, который является способом приобретения знаний о таких социальных институтах, как государство, его историю или историю коллективного «Духа нации», что формирует государство. Очевидно, что, учитывая стремительное распространение интеграционных процессов, ряд устоявшихся положений теории сущности и функций государства требуют новых подходов к пониманию их сущности, дает оснований выделить ряд новых направлений в разработке проблемы. Кроме того, несмотря на то, что уровень знаний об обществе неизмеримо вырос, в любом случае не стоит пренебрежительно рассматривать идеи прошлых столетий, не отвергнутые жизнью и справедливые до сих пор, а некоторые из них в свое время считались абсурдными и только потом нашли практическое подтверждение.


Целью работы является уточнение сущности функций государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть понятие функций государства;

- определить характеристику видов функций государства;

- рассмотреть основные формы реализации функций государства;

- дать характеристику основных методов реализации функций государства.

Предметом исследования являются функции государства как основной вид деятельности.

Объект исследования – система отношений связанных с реализацией функций государства.

Степень научной разработанности проблемы: понятие и классификация функций государства рассмотрена такими учеными-правоведами как: Банщикова Н.И., Беляева Ю.Н., Болгов В.А., Вильчинская Л.П., Грачев Н.И., Гулягин А.Ю., Дембицкий А.А., Дьяченко А.О., Егорцев В.В., Желонкин А.Д., Захаров А.В., Ибрагимов Д.К., Иванова Ю.А., Мазурин А.А., Минасян А.А., Машарифов С.М., Мишина Н.Н., Новак З.А., Новикова А.С., Петрив А.А., Радько Т. Н., Рыбаков В.А., Сативалдыев Р.Ш., Семенова В.В., Солонченко А.А., Туманов С.Н., Фаворская К.Ю., Шарифзода С.Ш. и другими.

Методология исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Основные положения о функциях государства

1.1 Многообразие подходов к понятию государства

Понятие «государство» очень многогранно. Нельзя дать однозначное определение, которое бы раскрывало бы все стороны этого понятия в достаточной мере. Проблема понятия термина «государство» обуславливается субъективным и объективным факторами. Объективный фактор обусловливается тем, что государство, как уже было нами отмечено, представляет собой крайне сложное и многогранное явление[1]. Многими выдающимися личностями в течение всего исторического процесса предпринимались попытки охарактеризовать государство так, чтобы отразить все аспекты этого сложного явления, однако на сегодняшний день среди множества мнений, нельзя выделить одно. Субъективным фактором является то, что разные люди имеют особенность по разному воспринимать одни и те же государственно-правовые явления.


Несмотря на сложность формирования дефиниции такого явления, как государство, существует два основных пути формирования представления о любых явлениях социально-политической жизни, в том числе и о государстве[2]. Первый путь предполагает установление смысла, логического определения понятия, установление содержания понятия, его отличительных признаков. Второй путь – выявление основных признаков, которые в совокупности характеризуют данное явление как обособленное от иных сходных с ним институтов[3]. Чаще всего данные способы применяются в совокупности, поскольку первый способ является менее действенным по причине того, что он нацелен на механическое восприятие узкого понятия, не предполагающее более глубокое проникновение в суть исследуемого явления. Термин «государство» может использоваться как в широком, так и в узком смысле. В широком - государство понимается как общество в целом, в узком – может пониматься как какой-либо государственный орган или их система, а также, например, как отдельная этническая общность[4].

Трудность в определении государства в данном случае заключается в том, что данным термином могут определяться самые разнообразные явления[5].

На сегодняшний день существует огромное количество разного рода определений, характеризующих государство, которые были сформулированы разными авторами: политиками, правителями, учеными и т.д. Хотя эти понятия были сформулированы в разное время, разные эпохи и под влиянием совершенно разных исторических событий и веяний, только их совокупный анализ может позволить составить точное представление, что же есть государство.

Так, в числе наиболее распространенных определений государства, сформулированных представителями различных школ и течений, выступают следующие дефиниции:

- По мнению Н. Коркунова, под государством наиболее целесообразно понимать общественный союз свободных людей, внутри которого на принудительных началах был установлен мирный порядок, корнем которого выступает предоставление исключительного права на применение принуждение только государственным органам[6];

- Л. Гумплович раскрывал понятие государства через предложение собственного видения его социального назначения, и отмечал, что государства – это организация, предназначенная для охраны определенного правопорядка. При этом автор подчеркивает, что возникновение такой организации первично носило естественный характер[7];


- Е. Трубецкой обращал внимание на роль каждого члена общества в деле государственного строительства и предлагал определять государство как самостоятельно властвующий в пределах определенной территории союз людей[8].

Проанализировав многочисленные определения термина «государство» можно выявить несколько уровней его понимания относительно контекста и степени углубленности рассмотрения данного термина.

1) Первый уровень. Здесь государство рассматривается со стороны международных отношений, в ключе международного права. На данном этапе государство предстает перед нами как общность людей, занимающих определенную территорию и объединенных публичной политической властью. Здесь государство характеризуется только поверхностно – различаются только наиболее крупные его структурные элементы – население, государственная территория, организация публичной власти. Здесь государство рассматривается «извне», то есть принимается во внимание только его внешняя оболочка, без углубления в сущностные характеристики[9].

2) Второй уровень. На данном уровне государство рассматривается как объединение множества людей, связующим звеном для которых является публичная политическая власть. То есть государство при ближайшем рассмотрении предстает перед нами в качестве властной организации, которая управляет всеми процессами в обществе и влияет на население[10].

3) Третий уровень. Этот уровень характеризуется тем, что здесь государство предстает как совокупность властных органов и учреждений, т.е. как аппарат государственной власти, но учитывая отношения между структурными элементами, связи между ними. Здесь, в ключе конституционного права, государство представляет собой систему государственных институтов, органов трех ветвей власти. Здесь связи между элементами этой системы определяются их компетенцией. На данном этапе рассматриваются отношения внутри аппарата государственной власти[11].

Из ранее сказанного можно сделать вывод о том, что термин “государство” употребляется в трех значениях, а именно обозначает государственно-организованное сообщество, аппарат государственной власти как целое и систему государственных органов.

Однако понятие «государство» не ограничивается только ранее указными значениями. За тот значительный отрезок времени, в течение которого существует государство, оно как феномен было проанализировано до мельчайших подробностей. Деление на три уровня не является исчерпывающим, поскольку при ближайшем рассмотрении в каждом уровне можно выделить подуровни, которые будут описывать более тонкие моменты государства как феномена[12].


Также стоит отметить, что есть разные концепции понимания сущности государства. Каждая из этих концепций может учитывать и сразу все три значения термина “государство”, но при этом сущность государства в каждой концепции будет отражена совершенно по-разному.

Сформулировав то или иное определение понятия государства, несмотря на то, что оно может касаться совершенным отражением феномена государства, на познавательном уровне оно не сможет заменить собой познание государства путем раскрытия его основных признаков и черт[13].

Общепризнанными на уровне мирового сообщества являются четыре признака государства:

- Народ;

- Территория;

- Правительство;

- Независимость[14].

В нашей стране, превалирует иная точка зрения, предлагающая несколько расширенное понимание перечня признаков государства, которые для удобства анализа, изучения и усвоения предлагается разделять на обязательные и факультативные (дополнительные) признаки государства.

В отечественной науке наибольшее распространение получила точка зрения о том, что присущие государству признаки наиболее целесообразно подразделять на обязательные, то есть такие которые характерны для любого государства мирового сообщества на любом этапе его исторического развития, и дополнительные – то есть признаки, выделение которых допускается при определенных обстоятельствах, но в целом, их наличие или отсутствие не позволяет делать вывод о наличии (отсутствии) государственной формы образования[15].

К числу обязательных признаков государства принято относить:

- Территорию, которая представляет собой пространственную основу государства, его физическую и материальную базу. Важность данного признака состоит в том, что без территории, площадь которой может изменяться в результате определенных исторических событий, государство не может существовать в принципе[16];

- Население – человеческое общество, территория проживания которого совпадает с территорией государства, ввиду чего, а также в связи с наличием общих черт культуры и исторического сознания, население обладает свойством принадлежности к государству;

- Публичная власть – наличие государственно-властного аппарата, способного влиять на существующие в обществе процессы, выраженного в единой иерархичной системе органов и учреждений;

- Наличие правовой системы, состоящей из совокупности общеобязательных правил поведения, реализация которых обеспечивается возможностью применения принудительной силы государства;