Файл: Понятие и классификация функций государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Система правоохранительных органов, деятельность которого выражается в функционировании органов судебной власти, органов прокуратуры, внутренних дел и т.д., для целей обеспечения безопасности государства и граждан от внутренних и внешних угроз[17];

- Государственный суверенитет, предполагающий верховенство государства в решении вопросов, связанных с реализацией внутренней политики и независимость государства в решении вопросов на международной арене;

- Фискальная система, предполагающая взимание государством налогов, то есть обязательных безвозмездных платежей в заранее установленных размерах и сроки, необходимых для содержания аппарата управления и принуждения, поддержки социальной сферы, создания резервов и т.д. [18].

В свою очередь, к необязательным, но, тем не менее, присущим на современном этапе большинству современных государств признакам относятся:

- Наличие Конституции;

- Наличие символов государства;

- Наличие гражданства (подданства);

- Собственная денежная единица;

- Участие в деятельности международных наднациональных организаций[19].

1.2 Подходы к определению понятия «функции государства»

Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются и все его институты, одним из которых и является государство. Это развитие является естественным историческим процессом, происходит оно по объективным законам[20].

Среди этих законов, а точнее, проявлений их действия, имеются и функции государства. Понятие, признаки, классификация этих характерных особенностей любого государства описаны в настоящей работе.

Российское государство на современном этапе своего развития, как и другое государство любого исторического этапа развития, обладает набором функций, динамизм которых является основополагающим всей государственной деятельности.

Попытки сформулировать определение категории «функции государства» осуществляются всяким автором, изучающим такой вопрос.

Следует иметь в виду, что рассмотрение функций государства позволяет охарактеризовать их как качественные характеристики и определенные ориентиры как для государства в частности, так и для общества в целом[21].


В трактовке определения функций государства можно выделить два наиболее распространенных подхода. Первый рассматривает функции как основные направления (и/или стороны) деятельности государства (М. И. Байтин, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. В. Черноголовкин и другие). Сторонники второго подхода понимают под функциями саму государственную деятельность и/или ее части (В. Г. Афанасьев, В. М. Манохин, В. Д. Перевалов и другие)[22].

Более обоснованной представляется первая точка зрения, поскольку сама деятельность государства (как и ее части) представляет собой не функции, а функционирование, т. е. реализацию этих функций.

При этом различные авторы отмечают обусловленность функций государства его сущностью, социальным назначением, потребностями социальной жизни или общественного развития, целями и задачами, стоящими перед государством, и т. п.[23].

Естественно, что функции государства определяются прежде всего его сущностью. Поскольку категории «сущность» и «явление» являются парными, у государства как явления не может быть нескольких сущностей, хотя некоторые авторы и утверждают, что у государства существуют политическая, социальная, национальная и др. сущности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что эта единственная сущность двойственна. Любое государство всегда должно, с одной стороны, обеспечить интересы общества в целом, а с другой — интересы тех классов (сословий, иных социальных групп), которые являются его опорой (и обычно собственниками или распорядителями основных средств производства). Без этого общество и само государство просто не смогут существовать[24].

Таким образом, сущность государства состоит в диалектическом единстве его классово-сословной и общесоциальной сторон, которая реализуется в борьбе этих противоположностей.

Кстати, представляется неправильным чрезмерно критическое отношение к классовому подходу, характерное для некоторых современных работ. В признании существования классов и классовой борьбы нет ничего негативного, это измышления нынешних либералов[25]. Такой подход совершенно адекватно отражает ход исторического развития общества и дает возможность выявить закономерности этого развития. Именно он позволяет понять, что возникновение классов и социального неравенства дало возможность некоторым людям за счет эксплуатации большинства получить «свободное время», что привело к возникновению науки, литературы, искусства. Таким образом, разрушение социального равенства первобытного общества, появление классов и сословий — необходимый и единственно возможный путь прогресса на ранних стадиях развития человечества[26].


При этом в ходе исторического развития государства его сущность остается неизменной, но меняется соотношение сторон этой сущности, т. е. содержание как конкретно-временной срез сущности. Закономерностью развития государства можно считать сокращение классово-сословной стороны и соответствующее расширение общесоциальной стороны сущности (достаточно сравнить это соотношение в любом восточном или рабовладельческом государстве и современном обществе). Как будет отмечено ниже, это проявляется в соответствующем изменении функций государства[27].

Если обратиться к связи функций государства с его социальным назначением, то оно вытекает из сущности государства и заключается в установлении оптимальной согласованности между двумя сторонами сущности — классово-сословной и общесоциальной. И если до середины ХХ в. приоритет отдавался в основном классовым и сословным интересам (а иного не позволял уровень экономического развития общества), то в современных условиях (для достаточно развитых стран) предпочтения в значительной степени изменились. Таким образом, социальное назначение государства, если исходить из исторических реалий, а не из современных представлений о добре и зле, связано не с его сущностью, которая не менялась, а с положением дел в конкретном государстве в определенный исторический период, т. е. с содержанием государства. Нельзя приписывать древним или средневековым государствам то социальное назначение, представления о котором сформировались в Новое время[28].

Подобные рассуждения касаются и связей функций государства с потребностями социальной жизни или общественного развития, целями и задачами, стоящими перед государством, а также с уровнем экономического, социального и культурного развития общества и рядом других факторов. В отличие от сущности они не остаются неизменными, а меняются в ходе исторического развития общества, т. е. связаны с содержанием государства как конкретно-временным срезом сущности.

В настоящее время разработки в данном направлении ведутся такими авторами, как И.В. Григорьева, Р.Х. Макуев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшина и другие[29].

Можно выявить следующие мнения исследователей по вопросу определения понятия «функции государства». Функции государства (от лат. function — исполнение, совершение) — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются его сущность и социальное назначение[30].


Функции государства — основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Функции государства — главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение.

Функции государства — это определенные направления и стороны деятельности государства, в которых выражаются его сущность и социальное назначение[31].

Рассмотрев вышеприведенные определения, можно выявить общие моменты в определении функций государства.

Так, исследователи характеризуют функции государства как направления деятельности государства (при этом различают главные или основные направления), а также функции государства находятся как выражение государственной сущности (природы) и социального предназначения государства. Некоторые авторы юридических работ утверждают, что функции государства определяют, чем оно должно заниматься, чтобы достичь тех целей и задач, которые перед ним стоят[32].

Вместе с тем функции государства – это только направление его деятельности, поэтому не следует считать, что под ними подразумевается вся деятельность этого института общества.

Также не нужно путать их с задачами и целями. Функцией государства является направление, скоординированное для надлежащей деятельности государственного механизма[33].

Изучив некоторые литературные труды можно понять, что под функции государства подпадает не исключительно его внешняя и внутренняя деятельность, а также вдобавок и различные государственные механизмы, оказывающие влияние на окружение и проистекающие в нем процессы. Так, государство, осуществляя какие-либо свои функции в различных областях жизни общества, производит всевозможные реформы, преобразования, проводит правовое регулирование, то есть тем самым оно воздействует на общественные процессы.

1.3 Критерии классификации функций государства


В отечественной юридической литературе функции государства классифицируются по различным основаниям и критериям, которые часто рассматриваются как равноценные друг другу, что представляется весьма сомнительным[34].

Так, на основе разделения государств по типам выделяются функции рабовладельческого, феодального и других типов государства.

В зависимости от времени действия различают постоянные и временные функции.

Как в советский, так и в последующий периоды широкое распространение получило деление функций по сфере действия на внутренние и внешние (С. Ф. Кечекьян, А. И, Денисов, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова, М. Н. Марченко и другие). Перечисляя внутренние и внешние функции, авторы дают весьма разные их перечни[35].

Некоторые авторы выделяют и третью группу функций - комплексные, или универсальные, которые «могут реализоваться как во внутренней, так и во внешней сфере государственной деятельности». Однако такая позиция представляется в определенной степени половинчатой[36].

Дело в том, что в середине ХХ в. в мире начались интенсивные интеграционные процессы: сначала в экономике (появление мощных транснациональных корпораций), а затем и в политике - возникновение межгосударственных объединений (Евросоюз и др.). В этих условиях деление функций на внутренние и внешние во многом потеряло свое значение. Так, экономика России и осуществление внутренних экономических функций в значительной степени зависели и продолжают зависеть, хотя и в меньшей степени, от экспорта углеводородов. Вряд ли можно различить внутренние и внешние функции в государствах Евросоюза, где прозрачны границы, существует единая валюта и т. п. В диссертации Р. Е. Жихаревой убедительно показано, что правоохранительная функция, традиционно считающаяся внутренней, приобрела в современных условиях и внешний характер (в качестве примера можно привести контртеррористическую операцию в Сирии с участием вооруженных сил). Особенно это заметно в информационно-культурной сфере (Интернет, радио и телевидение, расширение культурного обмена и т. п.)[37].

Разделение функций на классовые и общесоциальные, которое используется рядом авторов, внешне соответствует вышеизложенной идее о двойственном характере сущности государства. Однако следует учитывать, что двойственная сущность государства, которое как всякое единство не может делиться, должна быть выражена во всех без исключения функциях. Поэтому представляется правильным не выделять такие виды функций, а выявлять классовое и общесоциальное в каждой функции[38].