Файл: Понятие и классификация функций государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Функции, которые позволят предотвратить экологические катастрофы и выработают действенные механизмы по устранению их последствий,

- Функции, которые позволят решить сырьевые, демографические и энергетические проблемы[62],

- Функции, которые позволят решить проблемы с международными преступлениями, позволят поддерживать мировой порядок,

- Функции, которые объединят государства в сфере освоения космических пространств,

- Функции, которые позволят объединиться государствам для создания общего, всепланетного и единого информационного пространства.
Указан не исчерпывающий перечень глобальных функции государства, а лишь примерный. Представляется актуальным выделение такой функции, как борьба с голодом (несмотря на то, что данное направление заложено в принципах реализации прав человека)[63].

Вывод: Функция государства – это основное направление деятельности, которое выражает назначение и сущность государство в социуме. Благодаря функциям государства появляется возможность оценить его реальную роль, которую оно выполняет в общественном развитии страны и удовлетворении различных интересов населения. Функции устанавливаются исходя из задач, которые стоят перед государством на различных этапах его развития, и являются формой их реализации. Если в экономике страны назрел кризис, то первостепенной задачей становится реформа экономики. Так же если криминологическая ситуация усугубляется, то государство вырабатывает меры по стабилизации ситуации.

Глава 2. Характеристика форм и методов осуществления функций государства

2.1 Формы реализации функций государства

Рассмотрение функций государства будет неполным без характеристики форм осуществления этих функций. К пониманию данного явления существует два подхода.

В рамках первого формы осуществления функций государства определяют как деятельность, непрерывно осуществляемую любым органом государственной власти, в процессе которой и реализуются, осуществляются функции (данного подхода, например, придерживался М.И. Байтин)[64].


При этом выделяют две основные группы форм осуществления функций государства:

1. Правовые, которые связаны с изданием правовых актов[65] и их претворением в жизнь, соответственно, влекущие юридические последствия. К ним относятся правотворческая деятельность, заключающаяся в создании юридических актов, а также правоприменительная деятельность, в рамках которой обеспечивается их реализация. Особой разновидностью правоприменительной деятельности является правоохранительная деятельность, направленная на пресечение правонарушений и наказание виновных в них лиц.

2. Организационные, не связанные с изданием юридических актов и не влекущие за собой юридических последствий, но осуществляемые на основе выполнения требований законности[66].

К ним следует отнести организационно-регламентирующую деятельность, в рамках которой решаются текущие технические вопросы (например, организация приема граждан, дежурства по учреждению), организационно-хозяйственную деятельность, благодаря которой осуществляется материальное обеспечение выполнения различных функций (например, организация бухгалтерского учета, материально-технического снабжения), а также организационно-идеологическую деятельность, которая выражается в разъяснительной и воспитательной работе с гражданами и иными субъектами (например, разъяснение смысла нормы права, информирование об основных результатах деятельности) [67].

Второй подход подразумевает под формами осуществления функций государства деятельность основных звеньев государственного аппарата (этой позиции придерживался, например, М.С. Строгович)[68]. В связи с тем, что в основе существующей структуры механизма государства лежит принцип разделения властей, в рамках данного подхода выделяют следующие формы осуществления функций государства:

  1. законодательная, проявляющаяся в виде издания норм права различными органами государственной власти;
  2. исполнительная, суть которой заключается в организации процессов реализации уже созданных норм и в непосредственном правоприменении;
  3. судебная, в рамках которой разрешаются споры и выявляются недостатки в процессе реализации норм права;
  4. контрольно-надзорная, которая обеспечивает законность и порядок в исполнении требований норм права[69].

Оба данных подхода в равной мере применимы на практике и в совокупности позволяют более четко и конкретно характеризовать деятельность государства по реализации своих функций и достижению поставленных перед ним обществом целей и задач[70].


2.2 Методы осуществления функций государства

В рамках исследуемой темы следует отдельного толкования также и о методах осуществления функций государства, т.к. любой субъект государственного управления (государство), в процессе исполнения тех или иных функций вынужден (обязан) применять определенные методы (технология) управления. Так и само государство, в целях поддержания (создания) стабильной обстановки в стране (обществе) или же сохранения условий жизнедеятельности для участников правоотношения не может их обеспечить (реализовывать) без применения определенных методов государственного управления[71].

Современные методы осуществления функций государства - это способы и приёмы, посредством которых госорганы реализуют функции государства. Но при этом присутствуют четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение, рекомендательные[72].

Убеждение - разъяснение (доведение) субъектов права на определенную деятельность без принуждения - теоретические пояснения.

Принуждение - обязывание участнику правотношения совершать либо не допустить те или иные действия посредством применения или угрозы применения государственно-принудительного воздействия.

Поощрение - создание предпосылок субъектов права к социально-полезной деятельности посредством применения стимулирующих мер (награждение, материальная поддержка).

Рекомендование - выдача субъекту правоотношения или ориентирование ему права на альтернативную версию, положительный вариант поведения с точки зрения государства и общества[73].

Хотя, по мнению авторов, практика показывает, что присутствует и необходимая закономерная пятая методика - это ограничения (приостановления).

Установление временного характера ограничений. Например, ныне в связи с международными санкциями (экономической блокады) государство ограничивает (приостанавливает) некоторые социальные гарантии госслужащим с 2015 до января 2016 г).

Или, в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) законодатели кроме запретов ограничивают в действиях собственников (потребителей), или в производстве (выпуске) той или иной продукции - устанавливаются лимит (нормы выпуска и реализации)[74].


Также, недопустимо не учитывать и иные позиции в теории права - классификации методов осуществления функций государства. В частности:

- централизованный метод - когда государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства[75]. Данный метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности;

- децентрализованный метод - осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов;

- рекомендательный метод - т.е. любую деятельность лучше выполняют профессионалы (универсалы); государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе[76].

Поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления субъектами, которым они адресованы;

- поощрительный метод - когда государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции устанавливаются налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов[77].

В итоге, функции государства определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. Их формирование происходит в процессе беспрерывного совершенствования и развития государства. Тем более, в теории права также присутствуют определенные современные проблемы (непризнанного характера)[78]. Так, учеными и практиками в своих научно-теоретических суждениях А.С. Дугенцом, Н.А. Духно, Ф.П. Васильевым, Т.С. Лятифовой и др. делается вывод, что до настоящего времени в «Теории государства и права» не признано как самостоятельный принцип государственного управления - принцип административного регламентирования. Что фактически недопустимо не согласиться этими обоснованными суждениями. При этом теорию и право ученые, юристы, развивают в условиях совершенствования правового государства в гражданском обществе. Или же, в своих суждениях о проблемах развития и совершенствования правосознания граждан затронуты в трудах Л.М. Ореховой, В.Р. Петрова, Н.Ф. Бережковой , А.Г. Николаева и др.[79]


Вывод: В теории государства рассмотрению понятий и особенностей функций государства, форм и методов их реализации принадлежит приоритетное место при изучении функциональной деятельности государства. Данное положение обусловлено проявлением в функциях государства его сущности и социального назначения. Исследование функций и определение форм и методов их реализации позволяет не только установить основные направления в деятельности государства, но и раскрыть существенные способы реализации деятельности государственных структур в различных областях жизнедеятельности общества.

Заключение

В ходе исследования решены задачи курсовой работы и сделаны выводы, что назначение категории «функция» состоит в описании деятельности, реализация которой необходима системе для достижения её цели и задач.

Функция отражает образец для работы системы. По этой причине её следует различать, с одной стороны, с целями и задачами системы, а с другой стороны с её реальной деятельностью. На практике деятельность системы по определенным причинам может заметно отклоняться от её функций.

Суть бюрократизма и проявляется в ситуациях, когда представители властной системы отклоняются в своей деятельности от собственных функций.

Функции государства представляют собой основные направления его деятельности, в которых отражается его социальная сущность и назначение.

Функции государства – это одно из основных направлений его деятельности в процессе реализации своих задач.

Функция (с лат. «исполнение») – это категория системного порядка, которая применима для характеристики любых систем: технических, социальных, биологических и т.д.

При характеристике функций государства необходимо учитывать следующие моменты:

– функции отражают деятельность государства, реализация которой позволит решить поставленные перед ним цели и задачи;

– функции государства объективно обусловлены его целями и задачами;

– если цели и задачи государства предопределяют его функции, то последние определяют соответствующее устроение и способ организации государства (т.е. форму государства);

– функции государства имеют тенденцию к эволюции, в рамках которой одни могут исчезать, а другие появляться;

– функции государства реализуются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной и т.д.) и соответствующими методами;