Файл: Понятие и классификация функций государства».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широко используется деление функций государства, основанное на их социальной значимости.

Так, выделяются две группы функций: основные (или главные) и неосновные (варианты: дополнительные, производные и т. п.). К основным относят наиболее важные, приоритетные направления государственной деятельности, которые реализуются всеми без исключения органами государства, а к неосновным - менее важные, свойственные отдельным госорганам[39].

Здесь можно сделать ряд следующих замечаний.

Во-первых, важное (значимое, приоритетное) значение имеет выработка критерия классификации, их недостаточная надежность во многом зависит от субъективной точки зрения автора.

Во-вторых, важность той или иной функции нередко меняется в зависимости от конкретных условий (война, стихийные бедствия и т. п.).

В-третьих, не все особо значимые функции (например, экономическая) реализуются всеми госорганами.

И наконец, следует обратить внимание на тавтологичность использованной терминологии. Ведь если все функции государства по определению основные, главные направления (или виды) его деятельности, то получается, что существуют направления (виды) более основные и менее основные, или главные. Это справедливо отмечается в научной литературе. Поэтому некоторые авторы используют другие обозначения - например, общие и отдельные.

Применяется и деление функций, исходящее из наиболее важных сфер человеческой деятельности (сфер общественных отношений). Обычно выделяются экономическая, политическая, социальная и культурная (или идеологическая) функции. Такое деление представляется не только важным, но и необходимым. Ведь государственная деятельность осуществляется в определенных сферах (областях) социальной жизни, и они в свою очередь совершенно естественно определяют направления этой деятельности[40].

Многие авторы делят функции государства, исходя из принципа разделения властей. Так, выделяются правотворческая (законотворческая), управленческая (исполнительная) и правоохранительная (судебная, правообеспечи-тельная) функции. Несколько иную терминологию использует В. С. Нерсесянц (правоустановительная, правореализаторская, правозащитная), что не меняет суть дела[41].

Такая классификация представляется сомнительной, потому что создает путаницу в терминологии. Так обычно называются правовые формы реализации всех функций государства.


Поскольку методологической базой всех наук является философия, представляется правильным, что некоторые авторы берут за основу предлагаемых классификаций определенные философские категории, рассматривая в то же время совокупность всех функций как систему[42].

Так, В. Н. Жимиров и его соавторы предлагают комплексную классификацию функций «с учетом как горизонтальных, так и вертикальных связей в функциональной системе. При горизонтальной градации могут быть использованы самые разные критерии: сфера общественных отношений (экономика, политика, идеология и т. д.), виды государственной деятельности (законотворческая, управленческая, правоохранительная) и т. д.». Для вертикальной градации предлагается «иерархическое системное построение», основанное на разделении функций на базе философских категорий «общее», «особенное» и «единичное». Под общим понимается «некая общая функция государства, которая подразумевает дробление на функции более низкого порядка («особенные функции»). В качестве единичного в функциональной системе государства выступают функции, не подлежащие дальнейшему дроблению». По мнению авторов, это те функции, которые обычно именуются «неосновными». Их предлагается назвать конкретными[43].

Итак, современные государства сталкиваются со значительным количеством проблем и вызовов, необходимость реагирования на которые связано с появлением у них соответствующих целей и задач. Для их достижения они вынуждены исполнять ряд функций[44].

В зависимости от направленности функции государства делят на внутренние и внешние.

Внутренние функции современного государства направлены на реализацию внутренних задач, а внешние функции – на организацию и поддержание определенных отношений с остальными странами.

Внутренние и внешние функции тесно взаимосвязаны, они дополняют друг друга[45].

К внутренним функциям современного государства относят: охранительные (охрана сложившихся форм собственности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды), экономические, социальные, культурные и другие функции[46].

Функция по охране существующих форм собственности характерна всем государственным образованиям, поскольку её реализация создает благоприятный климат для активной экономической деятельности.

Охрана правопорядка представляет собой важнейшую функцию любого государства, которая проистекает из потребностей общества. В большинстве современных стран на первый план выходит охрана и защита прав и свобод граждан, поскольку в противном случае сложно обеспечить подлинный правопорядок[47].


Функция по охраны природы и защите окружающей среды приобрела особую актуальность в последнее время, в особенности после выявления фактов реализации сценария глобального потепления. Экологически вредное производство стало негативно воздействовать на человека и его здоровье. Подобное развитие ситуации в обозначенной сфере и предопределило формирование у современных государств функции по охране природы и защите окружающей среды[48].

Фактически на всех этапах развития государств одним из ключевых направлений его деятельности является реализация экономической функции. Однако степень участия государства в экономических процессах имеет различное измерение в зависимости от конкретных исторических условий. В последние годы государство активно влияет на экономику, определяет целесообразные темпы её роста, а также устанавливает эффективные пропорции производства между отдельными её отраслями. В большинстве стран было отмечено появление государственного сектора экономики, т. е. государственной собственности и государственного управления предприятиями[49].

Во многих странах государство является крупнейшим предпринимателем. Как правило, крупные акционерные общества в стратегических сферах представлены государственными предприятиями.

Также оно часто представлено в виде собственника (полного или частичного) крупных банков.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют современному государству ответственно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабах всего национального хозяйства.

Важное место в деятельности государственных образований занимает социальная функция, реализация которой тесно связана с экономической. Социальная функция отличается многообразием в содержательном разрезе и отличается масштабностью объемов государственной деятельности при реализации данного направления[50].

Данная функция заключается в том, чтобы обеспечить благосостояние всех групп социума. Речь при этом идет о здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, охране труда[51]. Государство стремится к развитию взаимодействия разных общественных слоев, обеспечивает защиту интересов тех граждан, которые не могут в связи с определенными жизненными обстоятельствами обеспечить для себя достойный жизненный уровень самостоятельно (пенсионеры, одинокие матери и дети, инвалиды), поддерживает жилищное строительство, здравоохранение, систему общественного транспорта и т.д.[52].


В современных условиях значение государства в вопросе поддержки поступательного развития здравоохранения, образования и культуры заметно возросла. Для эффективного управления указанными видами деятельности оно формирует систему государственных органов и нанимает работников соответствующего профиля подготовки, а также организует их финансовое обеспечение[53].

В последние годы большинство стран, имеющих необходимые интеллектуальные и финансовые возможности, активно реализуют функцию стимулирования научно-технического прогресса.

Постоянное расширение государственного финансирования сферы научно-технических исследований объясняется тем, что современные масштабы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ существенно возросли[54].

Стабильное создание экономических эффективных и промышленно полезных технологий позволяет современным государствам захватывать лидирующие позиции в авангарде мирового прогрессивного движения.

Указанное обстоятельство понуждает государства брать на себя основную часть обязательств по финансовому стимулированию научно-технического прогресса и фундаментальных теоретических исследований[55].

Внешние функции государства – это направления, в которых государство осуществляет свою деятельность на международной арене.

Выделяют три главные внешние функции государства, которые имеют глобальный характер и затрагивают интересы не только одного государства и его граждан, но и правовое положение других стран:

- Функция обороны страны. Данная функция означает, что государство должно иметь свою армию. Если кто-либо осуществляет нападение на страну, то Вооруженные Силы смогут нанести ответный удар. В мирное время армия обеспечивает порядок и поддерживает обороноспособность на нужном уровне.

- Функция обеспечения мира и международной безопасности. В данном случае главным компетентным в данной сфере органом выступает Организация Объединенных Наций (ООН). На этом уровне решаются мировые проблемы человечества, ведется работа по предотвращению войн и т.д.

- Функция международного сотрудничества. Государства, в том числе и Российская Федерация, подписывают соглашения, договоры и т.п. во всех областях экономики, культуры, образования на мировом уровне[56].

Вышеуказанные обстоятельства создают благоприятные условия для формирования у государств соответствующих внешних функций.


Таким образом, лишь полноценная реализация внутренних и внешних функций позволит современным государствам обеспечить эффективную реализацию стоящих перед ним целей и задач.

Проблема функций государства не является широко обсуждаемой темой в юридической науке. Тем не менее, некоторые аспекты в данной области заслуживают пристального внимания[57].

Благодаря развитию человечества и возникновению все новых проблем в различных областях развиваются и функции государства. Следовательно, действуют механизмы обновления государственных функций. На появление новых функций влияют случайные, субъективные процессы, а не только процессы проходящие внутри государств. Функции не являются тем, что появилось и навсегда осталось в первозданном виде. От различных условий жизни и исторического этапа они подлежат изменению[58].

В настоящее время самым важным в деятельности государства является становление глобальных функций, которые будут давать характеристику государства в космической, экологической, информационной и иных областях деятельности мировой цивилизации, ведь именно данные вопросы носят всепланетный и общий характер[59].

В настоящее время человечество столкнулось с глобальными проблемами, которые затрагивают интересы всей человеческой цивилизации.

Глобальные проблемы подразделяются на два вида:

- Проблемы, имеющие нормальный характер, то есть те проблемы, которые возникли из-за естественного хода событий. Например, освоение космического пространства, защита прав и свобод человека и гражданина и иные.

- Проблемы, которые могут повлечь уничтожение человечества. К ним относятся проблемы сырьевого и энергетического кризисов, последствия испытаний ядерного вооружения и другие[60].

Если имеются глобальные проблемы человечества, то должны иметься и глобальные функции государства. Отличительной чертой данных функций будет выступать их всеобщность, для их реализации потребуются усилия всех государств. Внедрение понятия «глобальные функции государства» сотрет различия между внешними и внутренними функциями государства.

Опираясь на соотношение между глобальными проблемами человеческой цивилизации и глобальными функциями государства, к «новым», глобальным функциям следует относить:

- Функции защиты свобод и прав человека и гражданина, и особенно право на благоприятную окружающую среду, на право получать достоверные сведения о состоянии среды, возмещение ущерба, который причинен жизни, здоровью либо имуществу из-за экологического правонарушения[61],