Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия «эмоции» и «эмоциональное состояние»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Активная, негативная сильная оценка придается ситуации, когда та возбуждает у человека неудовлетворенность содержанием делового общения, отношениями с партнерами и организацией встречи. В то же время человек считает контент общения достаточно значимым, а обстоятельства, для себя, нешуточными. Человек готов действовать, дабы найти решение по выходу или изменению ситуации. Физические, невербальные сигналы этого состояния это замкнуто-напряженные позы, энергичные жесты, направленные от себя и сверху вниз. Ухудшается координация движений, движения становятся грубыми[10].

В таком случае люди зачастую подвергают себя самоконтролю, если намереваются, чтобы другие не изобличили их состояние. Самоконтроль у мужчин наиболее заметен, если они сидят в кресле, тогда ноги у них слегка вытянуты, лодыжки скрещены, а самой важной деталью являются руки, вцепившиеся в подлокотники.

Женщины могут засунуть большой палец за пояс юбки или пояса, или взять сумочку, крепко её сжать и протянуть вперед.

Руки, скрещенные на груди, обнаруживают состояние, находясь в котором человек плохо усваивает информацию, он её скорее отрицает. Эта поза и отражает внутреннее состояние человека, и влияет этой позой на поведение и состояние других людей [33] [29].

4. Пассивная, негативная, сильная оценка ситуации появляется, если человек не удовлетворён потоком значимого для него общения, но не знает, что делать. Он хотел бы выяснить, как выйти из этой ситуации. Его позы характеризуются статичностью, напряженностью и замкнутостью, иногда он может совершать бесцельные ритмичные движения, например, бесшумно прохаживаться по комнате или так же бесцельно что-то черкать. Руки обращены к человеку, положение рук остаётся практически постоянным, они либо заложены за спину, либо в карманы, либо подпирают голову, либо невольно, хаотично касаются различных частей лица или головы «почесывание затылка», однако не перекрывают рот на длительное время[10].

Прикосновение указательным пальцем к носу или потирание его это признак сомнения. Другие варианты этого жеста: почёсывание указательным пальцем перед ухом или за ухом, или протирание глаз. Когда все тело или ноги направлены к выходу, то это надёжный признак того, что человек стремится закончить встречу или разговор[33] [29].

В подобном состоянии рот его закрыт, человек, как правило, мало говорит. Взгляд «останавливается», однако твёрдый или, наоборот, блуждает; на короткое время глаза могут быть прикрыты, в особенности совместно с растиранием лица рукой. Состояние задумчивости, при этом, также характеризуется манипуляциями с оправой или стеклами, например: покусывание дужки, поглаживание пальцами оправы, протирание стекол, что позволяет отодвинуть время для принятия решения[29].


5. Специфична ситуация когда возникает состояние, когда человек оценивает ситуацию как негативную и сильную, но не может сделать выбор между активной и пассивной оценкой. Другими словами, человеку не нравится ситуация, которая достаточно важна для него, но он не видит доступной возможности воздействовать на неё или найти способы изменить её. В этом случае происходит нервное, негармоничное поведение. Маркерами этого состояния являются: хаотичные движения и неравномерное напряжение. Напряжение в области плеч, рук и шеи возможно будет гораздо больше, чем у всего остального тела, как будто человек готов защищать себя или «толкать» опасность и делает много ненужных движений, поправляет одежду или волосы, манипулирует предметами, гладит себя, что-то полубессознательно черкает и т. д. Координация у него при этом плохая[33] [29].

Иной раз, наоборот, тело более напряжено, чем конечности, тогда поза напряжена, а руки висят безвольно или лежат. Речь в этом случае, так же не организованна, как и движения человека. Эти сжатия и релаксации могут измениться в произвольное время. Все поведение такого человекапроизводит впечатление непредсказуемости и суетливости.

Есть позы, которые указывают на внутренний конфликт, неуверенность в своих действиях и (или) решениях. Такие позы знаменуют собой бессознательное желание убежать или спрятаться. Неуверенный человек непроизвольно смотрит в сторону окна или двери, как бы невольно тяготея найти выход из комнаты, где он пребывает в дискомфорте. Также очень выразительны, могут быть и руки, порой человек сидит, или стоит, его руки, обхватив друг друга, образуют как бы большой кулак или пирамиду или прикрывают рот или массируют друг друга[33] [29].

2.4.1. Как быстро распознать ложь

Интересный факт, как распознать говорят ложь или правду, можно заметив зависимость согласованности между скоростью изменения и одновременностью расширения глаз и поднятия уголков рта.

Например, если глаза другого человека медленно открываются, при этом он редко моргает и улыбается - это значит, что вам угрожает опасность. Напротив, если человек позволяет себе ненадолго закрыть глаза, тогда он доверяет вам и расположен к непритворному взаимодействию[29].

И есть еще такие знаки:

* Колебания в разговоре или длительные паузы.

* Выражение лица как бы застывшее примерно на 10 секунд это явный признак фальши и притворной демонстрации чувств.


* Пауза между произнесенными словами и выражениями эмоционального плана.

* Человек стремится избежать длительного зрительного контакта, беспокойство в глазах.

* Скупая жестикуляция или жесты только правой рукой, а иногда и напротив, чрезмерность в движении, и неуместность чувств.

* Тяжелое дыхание, слабо выраженная мимика лица, быстрое моргание.

Чтобы точно определить эмоциональное состояние по мимике или по набору невербальных знаков, необходимо учитывать такие детали: направление взгляда, состояние зрачков. Человек, испытывающий сильную антипатию к собеседнику, невольно щурится. Лгун отстраняет взгляд, часто моргает или, наоборот, смотрит немигающим взглядом. Неискренность проявляется чрезмерно подвижной мимикой, асимметрией лица[29][52].

Вывод

Трактовка невербального поведения людей с помощью жестов или мимики зависит от многих факторов. Среди таких факторов: пол, возраст собеседника культурные традиции страны, ситуация, в которой всё происходит.

Следует не забывать о том, что невербальные сигналы, такие как мимика и жесты в Европе или Азии разнятся. Кроме того, большая часть взрослых хорошо контролируют свои невербальные реакции.

У каждого народа на Земле есть свои специфические жесты, которые в разных культурах могут иметь совершенно противоположное значение. Однако их можно разделить на несколько характерных групп, которые будут однозначно обозначать запрет, приветствие, недоверие, оскорбление, одобрение и т.д.

Эмоции играют решающую роль в жизни человека. Что послужило материалом для многих известных ученых: врачей, психологов, физиологов.

В этой курсовой работе мы подробно проанализировали тему невербального проявления эмоциональных состояний человека.

В ходе исследования были рассмотрены такие вопросы, как теория эмоций и психофизиологические основы эмоций, невербальные проявления эмоциональных состояний и типы и виды эмоциональных состояний.

Мы проанализировали основные понятия, связанные с общением и эмоциями, изучили их виды и функции. Подробно изучили информацию о проявлениях эмоциональных состояниях человека, как вербальных, так и невербальных.

На основании рассмотренных в курсовой работе материалов можно сделать вывод о том, что следить за невербальными проявлениями очень важно и имеет большое значение. Ибо если мы обладаем умением распознавать эти проявления, тогда нам не доставит никакого труда получить достаточно достоверную информацию от собеседника. Внимательно наблюдая за невербальными проявлениями, мы можем заметить, когда собеседник будет вводить нас в заблуждение. Следя за позой и взглядом, мы сможем познать истинное отношение к нам оппонента.


Принимая во внимание существенную разницу между вербальной и невербальной коммуникацией, нужно сделать вывод, что если человек будет использовать только один из вариантов общения то, не сможет получить все ни того, что ему необходимо, ни того, чего он желает. Да он и не сможет, ибо нельзя выразить всю информацию одними жестами, так же и совершенно пусты слова без мимики и жестов. По утверждению психологов при знакомстве больше всего внимания уделяется именно невербальному общению, и в случае, когда мимические выражения партнёра ему не подходят то, что бы партнёр ни озвучил, для него это уже не будет иметь никакого значения. Во время разговора человек использует логику и ум для понимания поступающей информации, но для восприятия невербальной коммуникации необходима интуиция. Часто многие люди могут лгать словами, но эмоции, в виде жестов и мимики, почти невозможно скрыть.

Поэтому можно произвести вывод, что для полноценной оценки партнёра мало употреблять только лишь невербальное проявление эмоциональных состояний, но и следует направлять внимание на вербальные проявления. В то время когда невербальное поведение доносит информацию, лишь совместно с другим важнейшим средством коммуникации, - речью. Наличествует сложная взаимная связь между программами поведения, - вербальными и невербальными. Проявления эмоциональных состояний человека, как вербальные, так и невербальные неразрывны и связаны между собой.

Спектр невербальных средств коммуникации очень широк. Здесь и позы, жесты, мимика, интонация. Эти средства коммуникации представляют собой цельную субструктуру невербального поведения, коия субструктура наделена изменчивостью и динамизмом, и в то же время многозначностью и постоянством.

Одной из проблем этого исследования состояла в том, чтобы доказать, что человеку необходимо обладать информацией как о невербальных проявлениях эмоциональных состояний, так и активно использовать различные техники и средства их выражения в процессе общения, для успешной социализации. Касательно этого, наша гипотеза была подтверждена в этом исследовании. Актуальность рассматриваемой темы имеет место.

Для того чтобы уловить истинные эмоции, которые нам сигнализируют, мимику, которая мелькает на лице в течение нескольких секунд, нужна определенная сноровка, наблюдательность. Вот почему моя работа имеет практическое значение, поскольку она содержит материал, имеющий практическое применение. Изучение этого материала поможет людям, не имеющим психологического образования, понять, какие эмоции испытывает человек в данный момент, что может положительно сказаться на продвижении товаров и услуг, успешности различных переговоров. Эта тема как правило, имеет большое значение, в таких областях, как менеджмент и психология, юриспруденция, поскольку обладая навыками чтения невербальных проявлений эмоциональных состояний, специалист сможет оценить и выявить где правда и где ложь. В этом состоит практическая ценность данного курсового материала.


Список использованной литературы

1

Александров Ю. И. Единая концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка (рус.) // Первая Российская конференция по когнитивной науке : Тезисы докладов / Казань, 9-12 октября 2004 года. — Казань: КГУ, 2004. 

2

Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Состав.: Ю. Б. Гиппенрейтер и В. К. Вилюнас. — Москва: Изд-во МГУ, 1984. 

3

Баданина Л. П. Основы общей психологии. М., 2009.

4

Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964.

5

Виноградова О. С. Гиппокамп и память.  Москва: Наука, 1975.

6

Все о психологии. URL: http://www.edu-psycho.ru/patologicheskiy-affekt-i-fiziologicheskiy-affekt.html 

7

Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М., 1999.

8

Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.- Книжный дом «Университет», 1999.

9

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М.: МГУ,2005

10

Горянина В.А. Психология общения / В.А. Горянина. — М.: Академия, 2002.

11

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник для вузов. — М.: Гардарики, 2006.

12

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: Учебник 6 М.: ИНФРА-М, 2005.

13

Дуванская Е.В., Селеменева Е.А. Сервис и культура как части одного целого // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 6 (10).

14

Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.,2012г.

15

Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. . — СПб.: Питер, 2005.

16

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»). 2001. 

17

Когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера. URL: http://murzim.ru/psihologija/psihologija-jemocij.html 

18

Котова И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. Основы психологии. – Ростов н /Д: Феникс,2002.

19

Кроль В.М. Психология: Учеб. пос. — М.: Высшая школа, 2005.

20

Кузнецов И.Н. Бизнес-психология. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2008.

21

Куликов, Л. В. Психология настроения личности: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Л. В. Куликов; Санкт-Петербургский государственный ун-т. – СПб: [б. и.], 1997.

22

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Психология человека: Учеб. пособие/Ростов-на-Дону. 2002.

23

Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986.

24

Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1971.

25

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

26

Ларина Т.В. К вопросу о выражении эмоций в разных культурах. — М.: Мосты, 2006, № 4(12)

27

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений. / А. Г. Маклаков. – СПб. и др.: Питер, 2002.

28

Мишаткина Т.В. Этика: Учебное пособие/Под ред. Т.В. Мишаткиной. — 3-е изд., стер. — Мн.: Новое знание, 2004.

29

Наварро, Д., Карлинс, М. Я вижу о чем вы думаете. Пер. с англ. О. Г. Белошеев. 2-е изд. Минск, 2010.

30

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

31

Основы психофизиологии: Учебник/Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997.

32

Общая психология. Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. 3-изд., перераб. и доп. М., 1986.

33

Поваляева М.А. Психология и этика делового общения: учебное пособие для вузов. — Рос-тов н/Д: Феникс, 2004.

34

Полная энциклопедия//Справочник для школьников и студентов. URL: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/fiziologicheskie-osnovy-emotsiy.html 

35

Понятие эмоций и эмоциональных состояний в психологии//Социальная психология. URL: http://www.superinf.ru/view_article.php?id=204 

36

Психология для студентов вузов /Под общ. Ред. проф. Е. И. Рогова.- М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

37

Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В., Булыгина А.А., Журевич Л.А., Залесов Г.М., Звягинцев В.В., Кашник О.И., Крейк А.И., Николаенко В.М., Татаринова Г.Б., Федосихина Е.А., Шибаева С.С. - Москва—Новосибирск: ИНФРА-М—НГАЭиУ, 2000.

38

Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

39

Психология: Учебник /Под ред. А.А.Крылова.- М., Проспект,1998.

40

Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского.- М.: Юрайт - Издат,2005.

41

Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993

42

Психофизиология: Методология, организация механизмов психики. Сборник статей по исследованиям психических явлений. URL: http://scorcher.ru/neuro/neuro_sys/neuro_sys.php 

43

Психофизиология эмоций. Часть 1. URL: http://becmology.ru/blog/warrior/emotion01.htm#m4 (дата обращения: 19.11.2019) 

44

Психофизиология эмоций. Ч.3
URL: http://becmology.ru/blog/warrior/emotion03.htm#m11 (дата обращения: 19.11.2019) 

45

Рубинштейн С. Л, Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - СПб. издт.: Питер, 2000.

46

Радугин А.А. Психология: Учеб. пос.- М.: Центр, 2003.

47

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая.— М: Аспект Пресс, 2003.

48

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие.- М., 2001.

49

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. -  М.: Слово, 2000.

50

Тоня Рейман. Власть мимики и жестов. М., 2009.

51

Шеламова, Галина Михайловна. Деловая культура и психология общения: Допущено в качестве учебника / Г. М. Шеламова. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

52

Экман П. Психология лжи. СПб, 2000

53

Интернет-ресурсы: http://murzim.ru/nauka/psihologija/jetika-delovogo-obwenija/24096-neverbalnye-sredstva-kommunikacii.html

54

Интернет-ресурсы: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/982-2010-12-03-10-26-35.html