Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия «эмоции» и «эмоциональное состояние»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Взаимодействие-это весьма значимая процедура в жизни любого лица, вследствие взаимодействия формируется наша психика, мы движемся вперед, проходим через социализацию, общаемся, и вообще живем. Рассмотрим один из видов общения, - невербальное проявление эмоциональных состояний человека. Доля невербальных проявлений в процессе передачи той информации, которую мы подсознательно передаем другим от 60 до 95%. [43]

Говоря простым языком, невербальная коммуникация - это общение без помощи слов. Причем не только среди людей, но и для взаимодействия с животными. Это также помогает глубже понять другого человека и выразить более сложную гамму чувств, для которых невозможно подобрать слова, или человек не осмысливает то, что с ним совершается в данный момент, тогда сама его физическая оболочка дает подсказку о его состоянии ему и другим. Зачем же нам понимать больше, ведь на словах все так просто выразить.

Слова могут нас обмануть, в то время, как многие движения, не говоря уже о процессах организма, при протекании процесса того или иного чувства, подделать невозможно. Например, если принять вид испуганного человека то, не наступит реакции расширения зрачка, не выступит пот на ладонях.

В литературе наличествует множество точек зрения на проблему эмоций, эмоциональных состояний и их невербальных проявлений.

По невербальному выражению эмоциональных состояний человека легко узнать истинные эмоции, также легко можно в диалоге определить, лжет оппонент или говорит правду, или возможно он придумывает в процессе. Проблема достаточно актуальна, а ее неудовлетворительная исследованность позволили определить тему курсовой работы: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека».

Цель и задачи следующие:

Для благополучной социализации в среде человеку необходимо обладать информацией и быть знакомым с невербальным и вербальным выражением эмоциональных состояний, активно использовать разнообразные приемы и средства их проявления в процессе коммуникации.

Для достижения назначенной цели в ходе исследования должны быть решены следующие задачи:

1. Определить понятия "эмоции" и " эмоциональные состояния»;

2. Теоретически изучить их психофизиологические основы;

3. Разберём психологические теории эмоций;

4. Подвергнуть анализу виды эмоциональных состояний;


5. Выявить невербальные проявления эмоциональных состояний и их роль в жизни человека.

Найти различия, более детально рассмотреть невербальные проявления людей с разными, в том числе нехорошими намерениями, проанализировать методы определения лжеца по невербальным эмоциональным состояниям. Сформулировать советы по быстрому выявлению людей общающихся не вполне искренне, исходя как из вербального, так и из невербального эмоционального состояния. Наличествует целый ряд гипотез о том, что лжеца возможно выявить опираясь только на невербальные проявления эмоциональных состояний, - исследуем эту гипотезу. Решение этой проблемы и явилось целью исследования.

Субъектом - этой работы являются люди.

Объект - эмоциональные проявления человека при общении, собственно вербальные и невербальные, ибо они взаимосвязаны.

Предмет - невербальные проявления эмоциональных состояний.

Для решения исследовательских задач использовались следующие методы:

Синтез, описание, индукция, сравнение, аналогия. Исторический и сравнительный анализ, классификация и обобщение в изучении медицинской, психофизиологической, психолого-педагогической, социальной литературы.

Эта тема получила особое значение и развитие в науке в области психологических наук, в качестве примера можно привести психофизиологию, психодиагностику и другие психологические направления.

Структура курсовой работы выглядит следующим образом - это наличие двух полных глав и включенных в них подпунктов. Немалое значение придается теоретическим основам. В работе раскрыты важные моменты, каковые косвенно нужны для полного усвоения проявления невербальности.

Также разработана объёмная картина невербальных проявлений в различных ситуациях. В работе определена зависимость вербальной и невербальной эмоциональности с последующими выводами.

ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ.

1.1 Понятия «эмоции» и «эмоциональное состояние»

Человек - субъект практической и теоретической деятельности, человек узнаёт и меняет мир, он не является ни безразличным зрителем того, что происходит вокруг него, ни столь же безразличным автоматом, который выполняет определенные действия, подобно отлаженной машине. Человек постоянно переживает всё, что с ним происходит, и всё что он делает; он определенным образом относится ко всему, что его окружает. Опыт такого отношения человека к окружающей среде - это сфера чувств или эмоций [45].


Эмоции - это особый класс психологических состояний, свойственных человеку, как личности, отражающий в форме непосредственных переживаний приятных или неприятных ощущений, отношение направленное человеком на людей и мир, и является процессом и результатом его практической деятельности. Эмоции – определяют поведение, в результате чего поведение приобретает определенную цель и смысл. Эмоции могут быть вызваны как реальной, так и воображаемой ситуацией. Эмоции, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственный внутренний опыт, который может быть передан другим людям и вызвать в них сопереживание [42].

Чувства и эмоции взаимосвязаны, но разные явления в эмоциональной сфере личности. Эмоции - более простые реакции, связанные с непосредственным опытом, получаемым в данный момент, который относится к удовлетворению или неудовлетворению текущих потребностей. Проявляясь как реакции на объекты(предметы) окружающей среды, эмоции связаны с первоначальным восприятием. [4] [37] Первое впечатление о чем-то является чисто эмоциональным, это прямая реакция (радость, гнев, страх,) возникающие под влиянием некоторых внешних признаков этого объекта(предмета).[35]

Источниками эмоций являются, как, окружающая реальность, отраженная в нашем сознании, так и наши потребности.

Человек часто подчиняет свои физиологические потребности более высоким, потребностям человеческого духа. [5] [36]. Социальные нормы регулируют все эмоциональные проявления человека.

Существует много определений понятия «эмоции». Рассмотрим же некоторые из них.

Эмоции - (франц. emotion, от лат. emovere — возбуждать, волновать) — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [6][4].

Эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний и процессов, которые отражают отношение человека к миру в форме непосредственного опыта [22].

В психологических словарях эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающими в форме непосредственного опыта (удовлетворение, радость, страх и т. д.). Значимость явлений и ситуаций, влияющих на человека для реализации своей линии жизни. Это определение позволяет сделать вывод о том, что форма существования эмоций является фактически непосредственно переживаемым состоянием. Изучение эмоциональных состояний как отдельного и целостного психологического феномена начинается с того момента, когда психология состояний выделяется в самостоятельную отрасль психологической науки. В психологии состояний рассматриваются различные классы психических состояний: деятельностные, мотивационные, волевые, в том числе эмоциональные [15] [32].


Многочисленные физиологические изменения в организме сопровождают любое изменение эмоционального состояния. Как известно из истории развития этой области психологических знаний, были предприняты неоднократные попытки связать физиологические изменения в организме с определенными эмоциями и показать, что комплексы их органических признаков, которые сопровождают различные эмоциональные процессы, имеют реальные различия [42].

Эмоциональные состояния были объектом внимания ученых с древних времен. Платон и Сократ, Демокрит, и Алкмеон отмечали, что «состояния души» человека происходит из-за влияния внутренних и внешних факторов. Ученые позднего средневековья и эпохи Возрождения обнаружили связь психических состояний с внутренними органами человека, и такими внешними показателями как мимика, жесты, поведение, осанка... [8]

«Развитие представлений о саморегуляции психической деятельности психических состояний привело в середине XIX века к тому, что И.М. Сеченов выдвинул принцип обратной связи при формировании и развитии психических состояний, который впоследствии стал одним из важнейших принципов системной организации психической деятельности человека.

Российские исследователи первой четверти XX века (В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге и др.) внесли значительный вклад в изучение происхождения и характеристик психических состояний [17] [9].

Особую роль в разработке проблемы психических состояний сыграла научная концепция гомеостаза, сложившаяся в первые десятилетия XX века (Клод Бернар, Уолтер Кеннон).

Изучение психического состояния как отдельного психологического феномена, в историческом аспекте, приводит нас к вопросу о природе и месте эмоционального состояния в структуре всего личностного состояния и среди других типов состояний[21] [11].

Тот факт, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые подчеркнул Н. Д. Левитов. Он писал об этом: «Ни в одной сфере умственной деятельности термин« состояние »так ни применим, как в эмоциональной жизни, поскольку эмоции или чувства очень четко демонстрируют тенденцию специфично окрашивать переживания и действия человека, придавая им временную ориентацию и создавать то, что, образно говоря, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни » [22] [16].

Н. Д. Левитов определяет психическое состояние как неотъемлемую характеристику психической деятельности за определенный период времени, демонстрируя своеобразие хода психических процессов в зависимости от отраженных в ней предметов и явлений реальности, предшествующего состояния и психических свойств человека.


А. О. Прохоров дает наиболее полное и точное определение психического состояния, он дополняет определение Н. Д. Левитова, и учитывает взаимосвязи между внутренним опытом переживания и внешней деятельностью, поведение, а также понимание ситуации как основной причины психических состояний [35].

Ю. Е. Сосновикова определяет психическое состояние как определенное соотношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период, как временное состояние психики. В то же время она отмечает, что состояние является компонентом психики и что концепция психических состояний должна учитывать все, что происходит в определенный период времени в психике человека. [24] [15]

Идея психического состояния как переживания эмоциональных состояний, - аналогичная интерпретация может быть найдена у С. Л. Рубинштейна. Он считал, что именно в переживаниях отражается личностный аспект психических состояний человека. [45]

Таким образом, эмоциональные состояния являются важным компонентом в общей картине состояния человека, его эмоциональной характеристикой, которая влияет на когнитивную, волевую и мотивационную сферу [27] [3].

С древних времен до наших дней проблема изучения эмоций и эмоциональных состояний привлекала большое внимание великих ученых. Было сформулировано довольно много разных определений этих понятий. Однако проблема психофизиологических основ эмоций также очень важна к рассмотрению.

1.2. Психофизиологические основы эмоций

Автор одной из первых физиологических теорий эмоций - Уильям Джеймс, дал своей статье очень выразительное название: "Что такое эмоция?" Опубликована эта статья была более 100 лет назад. Спустя 100 лет после того, как вопрос был сформулирован, мы читаем в пособии "физиология человека" следующее строки: "хотя каждый из нас знает, что такое эмоция, дать точное научное определение этому состоянию невозможно... Единой общепринятой научной теории эмоций, в настоящее время не существует, а также не существует точных данных о том, в каких центрах и как возникают эти эмоции и что является их нервным субстратом" [31].

В зависимости от высоты расположения той или иной часть мозга, изменяется сложность и разнообразнее его функций и тем сложнее он устроен. Нижняя часть центральной нервной системы, спинной мозг, регулирует работу отдельных групп мышц и внутренних органов. Вытянутый над ним мозг вместе с мозжечком служит для координации более сложных функций организма, для исполнения которых используются большие группы мышц и целые системы внутренних органов, например, - выполняющих функции кровообращения, дыхания, пищеварения и т. д.; при этом все эти системы участвуют в совместных мероприятиях.