Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия «эмоции» и «эмоциональное состояние»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

* Доверчивость - пальцы соединены в виде купола

* Самоконтроль - руки заложены за талию и спрятаны, или если человек сидит, но при этом скрестил ноги и обхватил подлокотники руками. Подергивание уха служит сигналом, что человек желает прекратить общение, но подвергает это желание контролю.

* Гнев и разочарование - учащенное дыхание, напряженные и тесно переплетенные руки, иногда сцепленные, сжимающие друг друга[33] [29][52].

Особенности походки

* Широкие шаги - чаще всего присущи целеустремленному, напористому, активному человеку.

* Ритмичная походка - присуща гуляющим в хорошем настроении.

* Четкая похожая на армейский шаг - признак сильной воли и решимости.

* Шаркающая походка - характеризует лень, отсутствие целей и стремлений.

* Твердый, напряженный, словно на ходулях шаг - стесненность, зажатость и отсутствие общения[33] [29].

Голос

На самом деле это не только средство коммуникации, а сложный человеческий инструмент, с помощью которого он может изменить интонацию или тон, - тем самым сигнализируя окружающим о текущем положении и состоянии, или о его изменении. Например, используя обычное слово: "Здравствуйте", вы можете выразить: радость знакомства, поздороваться формально, или довольно недружелюбно и так далее. Голосом можно: смеяться, кричать, плакать, и все это будут невербальные сигналы, которые могут быть рассмотрены, осмысленны, изучены и переработаны[33] [29].

Характеристики голоса

* Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность, уверенность, медленный наоборот - равновесие и сдержанность. Но если возникают колебания, речь то ускоряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и неспособности контролировать себя из-за переживаний и легкой возбудимости.

* Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях. А перепады указывают на волнение и переживания во время разговора.

* Артикуляция: четкое произношение указывает на желание быть понятым, а непонятное - на неуверенность в себе и своей точке зрения.

* Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди - искренний и эмоциональный, слишком высокий, писклявый-означает испуг, низкий тембр - уверенность в себе, расслабление и способность влиять на окружающих, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха


* Ха-ха-ха-беззаботный, открытый и веселый.

* Хе-Хе-Хе-своенравный, упрямый.

* Хи-хи-хи-саркастичный, злобный.

* Хо-хо-хо-хвастливый, непокорный.

Ху-ху-ху-трусость, иногда бессознательный страх.

Мимические проявления

Мимика - это выражение лица, которое отражает разнообразные чувства, которые испытывает человек. Причем, мимические проявления выражены несколько по-иному на каждой стороне лица из–за того, что левое полушарие мозга отвечает - за интеллектуальную сферу, а правое - за эмоциональную.

Невербальные сигналы дополняют проговариваемые фразы, повышая их значительность[10].

На самом деле, невербальные средства коммуникации целиком и полностью способны заменить речь. Как это происходит с глухонемыми людьми.

Для них свободное от речи общение с помощью жестов и мимики является обычным способом общения с другими людьми. То же возможно сказать и о детях, которые еще не выучили речевое общение[11].

Люди используют невербальные коммуникативные техники для установления коммуникативных связей с животными.

Не стоит недооценивать важность мимики в процессе общения. Ведь иногда мимика, наряду с другими невербальными сигналами, дает больше информации о чувствах или настроении собеседника, нежели речь. Люди свыклись подвергать контролю то, что они произносят[10].

Между тем, как невербальные проявления скрыть довольно трудно. Так очень много движений совершаются рефлекторно, прежде чем эмоции оцениваются мозгом.

Научившись распознавать и интерпретировать выражения лица и другие невербальные сигналы, вы сможете понять не только то, что другой человек хочет сказать, но и то, что он пытается от вас утаить[52].

2.3.2. Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Мимика, пантомима и жесты - это средства коммуникации, каковые относятся к оптико-кинетическим. Система невербальной сигнализации охватывает собой: движения рук или головы, внешний вид, положение тела в пространстве, тембр голоса.

Благополучное нахождение контакта зависит не столько от вербальной коммуникации с собеседником, но от того, насколько уверенными являются его голос, мимика, взгляд, поза.

Вот почему психологи, бизнесмены и люди, которые хотят построить карьеру, заинтересованы в изучении значения невербальных сигналов[33] [29].


Что нам скажет выражение лица.

Наиболее важный элемент невербального общения это мимика. Пол Экман - американский психолог, создал методику «Facial Affect Scoring Technique», или коротко - FAST, эта методика позволяет визуально определять эмоциональное состояние человека[52]. Он предложил разделить лицо человека на три зоны:

- лоб и глаза,

- нос и область вокруг него,

- рот и подбородок.

Сообразно методу FAST, смысл который заключен в невербальной мимике, определяется только по совокупности изменений, по крайней мере, в двух из этих областей. Этот простой анализ невербальных сигналов позволяет, распознать фальшивую улыбку от подлинной радости.

Есть шесть основных эмоций, которые наиболее четко выражаются через мимику:

• радость,

• гнев,

• удивление,

• отвращение,

• ужас,

• печаль.

Смотри Рис. 7.

Непроизвольные или рефлекторные выражения лица - это невербальные выражения, каковые человек сам не контролирует. Непроизвольные или рефлекторные выражения лица отражают истинное эмоциональное состояние[52].

Мы предлагаем рассмотреть наиболее значимые невербальные проявления чувств, отраженные в мимике, кои схематично изображены на рисунке 8:

1. Эмоция радости отражается в области лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы слегка приоткрыты. Вокруг глаз имеются небольшие морщинки. Брови слегка приподняты по отношению к переносице.

2. Счастье - лицо человека, расслаблено. Что выражается в полуприкрытых верхних веках, брови слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ потянуты в сторону ушей.

3. Удивление. Приподнятые брови, округлившиеся глаза и слегка приоткрытый рот характерны для удивления.

4. Сомнение. Читается во взгляде. Взгляд сдвигается влево, так как левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую усмешку, то есть только один край губ приподнят.

5. Угрюмость или уныние выражается опущенными бровями и углами рта. Взгляд блеклый, безразличный.

6. Испуг. Страх. Лицо напряжено. Брови приподняты, широко открыты глаза. Сквозь приоткрытые губы частично видны зубы.

7. Шок. Округлившиеся глаза, открытый рот, поднятые брови

8. Недоверие. Кривая усмешка, косой взгляд, прищуренные глаза, поднятая бровь.

9. Проблема. Взгляд человека, направлен вверх. Уголки губ слегка опущены.


10. Блестящая идея. Широко раскрытые, блестящие азартом глаза, поднятые" домиком " брови и полуоткрытый рот, выражают радость от блестящей идеи, пришедшей в голову.

11. Доволен собой. Человек, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, на губах полуулыбка.

12. Коварные планы. Взгляд с прищуром, внешние уголки бровей приподняты, губы сжаты в ниточку, натянутая улыбка.

13. Хитрец. Он прищуривается и отводит взгляд. Левый или правый угол его рта приподнят.

14. Решительность. Человек сжимает губы, крепко сжимает челюсти, смотрит исподлобья. Зрачки могут резко сужаться, а взгляд становиться угрожающим.

15. Смущение. Люди смущенно опускают глаза и улыбаются, сжав губы так, что один уголок рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.

16. Обида. Поджатые губы, низко опущенные брови и веки. Отворачивает взгляд от другого человека.

17. Сосредоточенность. Когда мы напряженно думаем, большинство людей сдвигают брови и на переносице образуется складка. Взгляд как будто обращён вовнутрь, рот неподвижен, подбородок напряжен.

18. Неуверенность. Слегка растерянный, блуждающий взгляд, приподнятые «домиком» брови. Уголки губ опущены.

19. Мечтательность. Выражение на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд направлен вверх. Уголки рта расположены асимметрично.

20. Усталость. Полное расслабление лицевых мышц. Расслабление век. Губы принимают форму подковы, направленной остриями вниз.[52]

2.4. Определение эмоциональных состояний и прогноз поведения человека по комплексам невербальных признаков

1. Активная, позитивная, сильная оценка обозначает, что человек удовлетворен развитием коммуникации и своей ролью в ней, видит перспективы, готов действовать, и чувствует в себе и своих партнерах силы для реализации. Естественно, что это состояние будет отражаться в целом гармоничном комплексе: и широких, открытых поз и свободных бодрых движений. В этом случае тело человека как бы старается максимально развернуться, занять максимальное количество места. Движения хорошо скоординированы и сфокусированы. Голос звучит не грубо, а дружелюбно, уверенно, энергично[10][29].


Человек, стремящийся убедить собеседника в своей правдивости, часто прижимает руки к груди с растопыренными пальцами. Этот жест считается выражением открытости и честности, тогда как самом деле он отображает либо сильный интерес к теме разговора, либо какую-то фальшь, неискренность, либо и то и другое.

Отдельные позы человека свидетельствуют о готовности к действию. Так если: человек сидит на краешке кресла, локоть одной руки и ладонь другой находятся на коленях - так сидят прямо перед заключением договора или, напротив, перед тем, как встать и уйти[33].

Еще одна типичная поза: человек сидит, положив локти на столешницу, так что ладони рук располагаются друг на друге, образуя купол. Эта поза указывает на тягу к конструктивному диалогу, но с желанием доминировать. Замечено, статус или ранг разговаривающего напрямую зависит от уровня на который он поднимает этот импровизированный купол, чем более уверен он в правоте или превосходстве своей позиции, тем более высоко он поднимет конус, максимально до уровня глаз.

Есть позы, демонстрирующие доминирование и авторитаризм: руки сцеплены за спиной, подбородок поднят (излюбленная поза командиров в армии, полицейских, а также топ-менеджеров). Было замечено, что человек, который хочет подчеркнуть свою доминантность, склонен физически вознестись над противной стороной – встать или сесть выше оппонента.

Идея превосходства может выражаться также в способе приветственного рукопожатия: если человек обменивается крепким рукопожатием с другим человеком и его рука лежит поверх руки другого человека, он пытается выразить что-то вроде идеи своего физического превосходства; и напротив, если человек подает руку ладонью вверх, это означает, что он готов принять подчиненную роль. Если во время разговора рука собеседника засунута в карман пиджака, большой же палец находится снаружи, то эта поза свидетельствует об уверенности в своем перевесе [33] [29].

2. Пассивная, позитивная, сильная, оценка различается от предшествующей тем, что хотя человек доволен общением и своими партнерами, и он предвидит неплохие перспективы сотрудничества, он не готов принимать решения, и отдал бы предпочтение, - получить дополнительную информацию, нежели рискнул бы действовать, в данный момент. Человек принимает свободные и открытые позы, но эти позы характеризуются напряжением и статичностью, всего тела, и даже его чувств (как он слушает, как смотрит и т. п.). Он относительно мало говорит, и больше задает вопросы.