Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия «эмоции» и «эмоциональное состояние»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выдача необходимой информации;

получение ответов на заказы;

выдача информации о результатах выполнения заказов.

Таким образом, набор функций меняется каждый раз, когда вы меняете угол, под которым рассматриваете вопросы коммуникации. Особенностью любого общения будет формирование отношений между людьми. Происходит это независимо от выполняемых функций, вследствие использования различных инструментов и стилей общения[12] [28].

Все средства условно делятся на вербальные (с помощью слов) и невербальные (все остальные типы сигнализации).

- К первой группе относятся устная речь, имеющая диалогическую и монологическую манеру изложения, и письменная речь. Письменная речь применяется в тех эпизодах, когда не представляется возможным общаться устно или когда требуется точность каждого слова.

- Невербальные способы коммуникации заключают в себя все виды знаков и жестов, а так же мимику, походку, и интонацию, взгляд и так далее. Все эти сигналы делятся на две большие группы:

1) интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;

2) неинтенциональные, которые происходят непреднамеренно.

Сильной иллюстрацией неинтенциональной группы признаков могут послужить такие примеры как: дрожащие руки, бегающие глаза, особенности произношения, говор, акцент. Признаки эти могут многое рассказать о человеке, о протекании его состояний, оттого полезно научиться расшифровывать их. Для человека, деятельность которого связана с какими-то переговорами так же полезно, и он должен научиться, контролировать себя, чтобы уменьшить появление таких знаков, ибо они могут выдать реальные чувства, что негативно отразится на убедительности речи. Говоря о знаках интенциональной группы, следует указать на то, что все эти приемы, - мимика, утвердительные жесты, или интонация, акцентирующая смысл произнесенного; используются коммуникатором для углубления эффекта от своей речи. Важно убедиться, что эти приемы используются правильно и не противоречат общему смыслу речи[26][51].

Таким образом – общение, - важнейший элемент взаимодействия, без какового человеческое общество не могло бы существовать.

2.2. Виды эмоций, функции, чувства

Эмоции - это тот механизм, при помощи коего наш мозг оценивает происходящее, как снаружи, так и внутри нас. Абсолютно все эмоции субъективны, внутренне присущи только данному индивиду и только в данный конкретный момент. Разные люди воспринимают и оценивают одинаковую ситуацию по-разному, иногда диаметрально. Однако весь мир объединен общей знаковой системой эмоций, независимо от культур, образования, воспитания и рас. Люди из разных уголков мира умеют считать эмоциональное состояние человека по его тону, мимике и жестам. Более того, даже животные, и даже нерожденные дети в утробе матери, могут делать это. Не существует устройства, способного зафиксировать все виды эмоций, потому что все они, переплетаясь друг с другом, создают уникальную картину мировосприятия. Однако существуют и основные эмоции: радость, горе, гнев и безразличие... [26][51]


Рис. 6.

В психологии выделяют следующие типы эмоций:

- положительные,

- отрицательные,

- нейтральные.

Положительные эмоции включают: удовольствие, блаженство, радость, восторг, уверенность в себе, злорадство, доверие, благодарность, симпатию, гордость, сексуальную любовь и привязанность.

Отрицательными эмоциями будут: гнев, злоба, тревога, негодование(обида), ярость, ревность, скука, раздражение(досада), разочарование, раскаяние, нетерпение и т. д.

Нейтральные эмоции - выражают вакуум. Такие эмоции как: удивление, созерцание, любопытство и безразличие[12] [28].

Само по себе ни чего просто так не появляется. Эмоции - это не то, что впустую окрашивает нашу жизнь, а однозначно очень важные функции нашего организма, - информационные и защитные.

Функции:

1) защитная функция заключается в том, что в момент опасности эмоции являются мгновенной реакцией человека, которая может спасти их от самых страшных последствий;

2) мотивационная функция является одним из наиболее распространенных видов использования эмоций; Эмоции могут мотивировать нас, побуждать к действию, и очень часто эмоции заменяют мышление;

3) сигнальная функция эмоций заключается в том, что вы можете узнать из проявлений эмоций о состоянии человека, каковы его потребности.

Мы разобрали виды и функции эмоций, но в чем разница между эмоциями и чувствами? На самом деле эмоции - это сиюмоментные проживания определенных чувств. Когда человек является футбольным болельщиком и испытывает чувство любви к своей команде, то в тот момент когда команда забивает гол то, он будет испытывать не совсем любовь, а различные эмоциональные вариации этого чувства: восторг, восхищение, радость, удовольствие, злорадство, удовлетворение…

Чувства - это позиция, которую занимает человек по отношению к предметам и явлениям окружающей его реальности, в протяжении длительного времени, а эмоции, та же позиция, но только, непосредственно в какой-то один момент времени. Существует явление называемое - высшие чувства, - они складываются из тесно переплетенных эмоциональных ощущений. Так, влюбленность - это как бы упрощенный вариант любви, более простое чувство. Любовь полагает взаимное существование целого ряда эмоций: ревности, нежности, привязанности, дружбы, горя, радости... Тот факт, что существует лишь условная грань между типами чувств и эмоций, разрешает нам любить и ненавидеть одномоментно, страдать и пребывать в приятном предвкушении[12] [28]. Однако у психологов, тем не менее, все же появилась систематизация чувств:


- нравственные(моральные) чувства,

- практические чувства,

- интеллектуальные чувства,

- эстетические чувства.

К моральным ценностям мы относим любовь, дружбу, патриотизм и совесть.

К практическим ценностям относятся все виды чувств, которые связанны с работой и трудовой деятельностью. Таким образом, возникновению чувства трудолюбия, - способствует удовлетворенность трудом, в то время как не удовлетворение вызывает ощущение тяжкого, тягостного труда.

Интеллектуальные ценности это знание, любопытство, удивление и радость открытия.

Эстетические ценности это способность и умение созерцать окружающую красоту. Эстетические чувства являются плодом воспитания с детства.

В этой главе заключается детальный материал о понятиях и представлениях общения и эмоций, их видах и функциях, и способах их проявления и выражения. Общение и эмоции опосредованно связаны друг с другом. Эмоции присутствуют везде. Мы используем наши эмоции, чтобы определить наше настроение и самочувствие. Эмоции делают нашу жизнь и коммуникативные связи намного интенсивнее и интереснее, наполняют её разными оттенками и полутонами. В этой главе мы частично ознакомились с эмоциональным проявлением человеческих состояний. Мы обнаружили, что имеется вербальное и невербальное выражение эмоциональных состояний. Где, вербальное выражение - это наша речь, посредством которой мы обмениваемся информацией и знаниями от собеседника к собеседнику. Невербальное выражение это реакция нашего организма на происходящее. Это могут быть наши движения, моргание, почесывание носа, поза, жесты во время беседы, взгляд и т. д.

2.3. Невербальные проявления эмоциональных состояний и их роль в жизни человека

Типы невербальной коммуникации

Существует несколько типов невербальной коммуникации: актоника, аускультация, гаптика, гастика, кинесика, мимика, одорика, окупесика, проксемика, паралингвистика, системология, хронемика[8][10].

Дополнительные сведения о них см. На рис. 3.

Ученые, занимавшиеся проблемой невербальных проявлений эмоций: Э.Берн, П.Экман, У.Фризен, и др.

Чтобы изучить проблему невербальных проявлений эмоций, нужно в целом рассмотреть невербалику, а затем перейти к эмоциям.


Определение

Невербальная коммуникация - это обмен информацией без использования речи. Это общение с использованием мимики и различных знаковых систем[10][2].

Эмоции - это особый класс субъективно переживаемых состояний, всевозможных ощущений приятного и неприятного характера, и сам по себе взгляд человека на мир, отношение к себе и другим[8].

Невербальная коммуникация и невербальное выражение тесно связаны.

Также выделяются более упрощенные типы невербальной коммуникации.

- выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомима, поза, походка);

- визуальный контакт (направление, длительность паузы, частота контакта).

- Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота тона, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевок и т. д.

- Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и т.д.

- Проксемические:

- пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, расстояние);

- время (опоздание, раннее прибытие, соотношение времени и статуса, культура времени).

Мы можем проследить невербальное выражение эмоций по мимике и различным жестам[12] [28]. Давайте представим эту информацию наглядно на рисунках 4 и 5.

Рис. 4. Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх

Источник: https://donpi.ru/wp-content/uploads/2019/11/c2b41d21d18e4c64180b75520992a4af.png

Невербальное выражение эмоций возникает с рождения ребенка, но до совершенности, в рамках конкретного индивида, невербальное выражение эмоций доходит только в подростковом возрасте, в то время, когда общение со сверстниками делается ведущим видом деятельности.

Разберём представление У.Фризена и П.Экмана. У.Фризен и П.Экман представляли невербальную коммуникацию, в том числе и выражение эмоций, в виде специфических кодов. Мы их огласим ниже:

«эмблемы» - это определенные устойчивые коды, тесно связанные с культурой и сознательно используемые;

«иллюстраторы» - нестабильные коды, тесно связанные с речью и могут использоваться как сознательно, так и несознательно;

«регуляторы» - это коды, направленные на поддержание связи;

«выразительные» или экспрессивные – эмоциональные знаки подаваемые лицом;

«адаптеры» - остаточные формы некогда целесообразных воздействий, в которых нуждался человек, их функции в общении недостаточно осознанны, и направлены на поддержку и защиту себя[28][33][52][29][ [20][13]].


2.3.1. Мимика и особенности эмоционального состояния человека

Не последнее место во взаимодействии людей имеет обмен эмоциональными состояниями. При изучении прямого взаимодействия людей обязательно предполагается постижение средств эмоционального общения, не последнюю роль среди которых играет мимика.

В изучении истории средств эмоциональной связи существует четыре периода.

  1. Работы, - Аристотеля, Ч.Белла и Дюшена, которые пытались описать некоторые эмпирически наблюдаемые связи между выражением лица и определенными эмоциональными состояниями[8].
  2. Следующий период в изучении осознания эмоционально- экспрессивной мимики ассоциирован с именем Чарльза Дарвина, который охарактеризовал ряд выражений мимики и обосновал их генезис с эволюционной и биологической точки зрения[10].

Постулированный им принцип изначальной биологической целесообразности для выразительных движений имеет смысл, и по сей день. Дарвин также произвёл первое межкультурное исследование определения мимических явлений. Таким образом, произвёл первую попытку объективного изучения экспрессии [26][51].

  1. В этот период научное сообщество занимается интенсивными экспериментами с целью изучения того, как человек воспринимает всю совокупность мимических выражений. До 1960х годов не было получено однозначных данных о том, как воспринимать эмоции человека по выражению его лица [7].

Некоторые исследователи сошлись на том, что возможности эти находятся в узком диапазоне эмоциональных состояний. Но разные исследователи включали в этот диапазон различные эмоции.

А. Фелеки подошла к выводам о том, что по выражению лица можно воспринимать как минимум три эмоции — горе, радость и удивление. По словам Н.Ракмик так называемые «первичные эмоции» идентифицируются более успешно: любовь, ненависть, радость, печаль. А «вторичные эмоции» идентифицируются менее успешно: отвращение-неприятие, удивление, сомнение, пренебрежение. К.Лендис обнаружил, что только в оценке радости испытуемые демонстрируют высокую степень согласованности [23][12].

Другие авторы полагали, что выражение лица человека может демонстрировать, а следовательно и служить, для идентификации широкого спектра эмоций. Их эксперименты показали при всём том низкую согласованность оценок испытуемых[13][20].