Файл: Поведение человека в толпе групп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все основные характеристики по Г. Лебону актуальны и сейчас. Автор наиболее точно их определил, при этом затронул все аспекты, которыми можно охарактеризовать толпу. Некоторые ученые выделяют характеристики схожие с данными. Например, З. Фрейд, описывая внушаемость, рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Г. Тард к отличительным свойствам толпы относил: нетерпимость, раздражительность, неспособность хладнокровно что-нибудь обсуждать. Таким образом, сравнивая основные характеристики толпы разных авторов можно сделать вывод что характеристики, выделенные Лебоном, наиболее точно и полно описывают толпу. [3]

1.2 Механизм управления толпой

Наличие и отсутствие лидера в толпе определяет поведение в ней людей. А появляется лидер двумя путями, нередко это либо самоназначение, либо стихийный выбор. Лидер, чтобы добиться от участников желаемого поведения, подстраивается под настроение людей и их чувства. Подчинение людей лидеру происходит на инстинктивном уровне. Люди испытывают потребность в подчинении, они хотят повиноваться и легко покоряются тому, кто объявит себя лидером. Толпе нужен тот образ, в который они поистине верят, возвышая своего лидера, он становится для них как бог.

Но, несмотря на то, что подчинение у них на инстинктивном уровне, толпа не будет повиноваться тому, кто не проявляет свой деспотизм. Толпа требует силы от еѐ героя, а проявление доброты воспринимает за слабость. Власть у вожаков должна быть деспотичной, именно при этом толпа будет подчиняться.

Роль вожака непременно очень значительна. В толпе он занимает место ядра. Выражая свои мысли, он дает толпе веру, причем неважно какую, и этим и оказывается огромное влияние на толпу.

В качестве вожаков часто бывают люди, которые психически неуравновешенные, которые находятся на грани безумия. Идеи и мысли вожаков часто нелепы, но с любыми доводами невозможно изменить их убеждения. Так же, еще одно отличие вожаков, это то, что такие люди не относятся к числу мыслителей, наоборот это люди действия.

Влияние лидера на толпу происходит и через его обаяние. Оно может происходить от двух противостоящих чувств, например, страха и восхищения. Обаяние бывает двух видов: личное и приобретенное.

Приобретенное включает в себя титул или наличие власти. Личное обаяние — это превосходство, успех, слава.


Разделяет вожаков на две категории:

  1. люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;
  2. люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей

(встречаются гораздо реже). [7]

Несомненно, роль лидера в толпе сказывается на поведении в ней людей. Лидер оказывает влияние на всю толпу. Проще управлять толпой, чем отдельным человеком, ведь в толпе человек теряет свою индивидуальность. Толпа сама выбирает себе в качестве лидера деспота. Толпе нужен лидер, которому она будет подчиняться, а лидеру нужна толпа, чтобы управлять ею на основе своих личных целей.

Управление толпой происходит в двух направлениях. Непременно в толпе есть тот, кто ней руководит, выступая в качестве ядра, это лидеры, вожаки. Но также, в управлении толпой заинтересована охрана общественного порядка или административные структуры.

Управлять толпой, в отличие от управления отдельными личностями, гораздо легче. Но и утверждать, что такое управление легкое дело, не стоит. Тот, кто стремится к управлению, должен обладать качествами, которые описаны выше. Если лидер не соответствует этим качествам, то толпа не только не будет воспринимать его в роли лидера, но даже может направить на него свою агрессию.

Механизмом управления поведения людей в толпе может воспользоваться человек с любыми взглядами и с любым моральным уровнем. В этом случае в руках лидера толпа как игрушка. Не редко люди, которые хотят управлять толпой, на интуитивном уровне овладевают приемами, с помощью которых воздействует на неё. Такие люди уже знают, как действовать, чтобы убедить толпу. Сначала надо прочувствовать настроение толпы, понять, что её воодушевляет. Далее выразить несомненное согласие и разделение чувств толпы, даже если это не так. И в завершении вызвать в воображении толпы те образы, которые её по нраву. Все идеи, предъявляемые толпе, должны быть в цельных образах, но нельзя указывать на происхождении образов.

Лидер, желающий управлять толпой, должен знать, что его аргументация должна состоять из утверждений, повторений, преувеличений. Ведь рассуждениями, логикой доказывать что-то начинать не стоит, это будет бесполезно. С помощью повторения любое утверждение легко войдет в умы участников, и далее будет восприниматься как истина.

Для административных органов, чтобы контролировать поведение толпы, стоит две задачи. Первая задача состоит в пробуждении и возращении им потерянного чувства ответственности за своё поведение и чувство самоконтроля, чтобы индивиды осознали свои действия. Вторая задача состоит в предотвращении и избавлении от толпы.


Чтобы эти задачи были достигнуты, нужно использовать такие средства как:

  1. Переориентирование внимания индивидов. После того как внимание людей в толпе распределяется, единой толпы уже нет. Ведь сразу же формируются отдельные группы, в которых индивид становится уже сознательным и начинает регулировать свое поведение.

Толпа уже не активная и постепенно рассеивается.

  1. объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы. Это средство тоже заставляет задумываться людей над своим поведением.
  2. обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности.
  3. Применение мер по захвату и изоляции вожаков из толпы. Если вожака уберут из толпы незаметно, то легче будет справиться с толпой. [18]

Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для самих участников толп, гак и для окружающих.

Теоретический анализ механизмов управления толпы, кроме того, что помогает нам разобраться как толпой руководит лидер, еще может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Что немало важно в случаях предотвращения проявления агрессивности толпы.

1.3 Психологические особенности поведения индивида в толпе

Уже давно замечено, что человек в толпе ведет себя иначе, чем вне толпы. В толпе у индивида можно обнаружить ряд специфических психологических особенностей в поведении. Свойства, которые индивид приобретает в толпе, чаще проявляются впервые, так как раннее были ему не свойственны.

Черты, характеризующие индивида в толпе, следующие:

  1. Анонимность. Участники в толпе как будто безымянные. Поэтому человек не чувствует на себе ответственности за свои действия и начинает проявлять жестокость.
  2. Инстинктивность. Человек ведет себя инстинктивно. Способствует такому поведению анонимность и безответственность.
  3. Бессознательность. Часто внушение приводит человека к лишению сознательности. Когда толпа становится бессознательной, она может воспринимать любые идеи, предлагаемые лидером.
  4. Состояние единения (ассоциации). Толпа думает, чувствует и действует вместе, в этом состоит проявление коллективной души. Человек поступает как все, даже притом, что один он бы никогда так не поступил.
  5. Состояние близкое к гипнотическому трансу. Внушение оказывает такое влияние, при котором человек в толпе словно загипнотизированный. Последствие такого внушения переход в бессознательное состояние. Чем ниже уровень сознания, тем выше проявление деиндивидуализации.
  6. Ощущение неодолимой силы. Происходит это под воздействием инстинктивности, анонимности, безответственности индивида в толпе. Толпа поддается обманчивому убеждению, что нет ничего невозможного.
  7. Заражаемость. Особенность свойственная проявляться только в толпе. Человек чувствует, делает тоже, что и другие даже если это противоречит его интересам и установкам.
  8. Аморфность. Аморфный человек не способен выражать свое мнение. Он безвольный и излишне уступчивый. Такие люди не амбициозны, довольствуются малым, у них практически нет никаких стремлений.
  9. Безответственность. Потеря ответственности является толчком к действиям, которые человек вне толпы никогда бы не осуществил. Способствует этому осознание анонимности.
  10. Социальная деградация. Интеллектуальная деятельность в толпе у человека намного снижается. Это можно всегда заметить при проявлении агрессивности толпы. [19]

И это еще не все особенности, выявляемые у индивидов, находящихся в толпе. Для человека толпы также наблюдается снижение самоконтроля. Он не может регулировать свое поведение. Кроме того, мышление у участника толпы не критичное.

Человек быстро воспринимает и перерабатывает самую различную информацию, быстро ее распространяет. И при распространении непроизвольно трансформирует информацию, порождая слухи. Слухи, в этом случае, представляют собой средство психологического воздействия на изменение мнений, отношений, настроений, поведения. Они могут использоваться для упрочения авторитета их распространителей, или же вызывания недоверия людей друг к другу, порождения сомнений разного рода. [20]

Наблюдается повышенная активность в действиях. Человек, находясь под воздействием толпы, может проявлять такую активность в физическом, психофизиологическом и психическом плане, например, быстро бегать, высоко прыгать, поднять что-то тяжелое.

К особенностям можно отнести непредсказуемость, необычность, нетипичность поведения. И часто все поведение индивида в толпе немотивированно. [12]

Наиболее выраженная черта, которую человек приобретает в толпе, деиндивидуализация поведения. Стирается индивидуальность человека, поэтому в толпе все действуют и думают одинаково.

Д. Майерс отмечает, что самосознание и деиндуализация находятся во взаимосвязи. Если у человека повысить самосознание, например, поместив его перед зеркалом или телекамерами, то можно пронаблюдать повышение самоконтроля у индивида. Действия людей в большей степени начинает отражать их личные установки. Чем выше самосознание, тем человек ответственен за свои поступки. Такой человек более вдумчивый, поэтому менее уязвим перед призывами, которые противоречат собственным ценностям. [9]

Зачастую совершенно разные люди приходят к одинаковому уровню психологических проявлений в поведении. Несомненно, каждая черта индивида в толпе накладывает свой отпечаток на его поведение. Ознакомившись с этими чертами, становится понятным, почему человек в толпе ведет себя иначе, чем вне такой толпы.

Без сомнений, можно утверждать, что основное правило спасения, чтобы не попасть под влияние толпы - это стремится сохранить свою индивидуальность. Утрата индивидуальности сравнима с гибелью!

Несколько советов, которые помогут сохранить индивидуальность в толпе:

— Полагайтесь в большей степени на разум и постарайтесь отключить свои эмоции. Эмоции делают человека бессознательным. Разум помогает осознать правильный вариант поведения. При анализе и взвешивании ситуации вы найдете перспективный путь к спасению.


— Оказать сопротивление массовой паники вы сможете, если не будете воспринимать слухи, которые распространяются в толпе. Проверяйте всю услышанную информацию, которую пытаются вам навязать, опираясь на факты, а не на веру. Слепо верить толпе, насколько верным бы оно не казалось, нельзя.

— Не надо открыто противостоять толпе. Ваша внутренняя позиция не должна быть внешней. Таким образом, вы не создадите для себя опасную ситуацию.

— Частое явление в толпе — это заражение. Какими бы не были чувства толпы они очень заразительны. Если почувствовали, что уже заводитесь, взгляните на себя со стороны. Проанализируйте, не глупо ли вы выглядите. Саморефлексия поможет побороть начинающуюся истерику.

— Можно использовать различные приемы чтобы отвлечься. Например, использование аутотренинга (разговор с самим собой, глубокое дыхание, созерцание предметов) или можно попробовать ущипнуть себя за руку, прикусить губу и т.д.

— В толпе рушатся социальные связи. В приступе паники даже мать может пожертвовать своими детьми. Так что главное понять, чтобы защитить себя и своих близких нужно контролировать свое психическое состояние.

— Ищите в толпе подобных себе и объединяйтесь с ними. При объединении далее легче будет противостоять толпе, не поддаваться заражению. Быть надо не со всеми, но и не против них. Против толпы бесполезно идти в одиночку. [21]

Выше описанные советы помогут сохранить индивидуальность в толпе. Часто мнение большинства, индивид принимает за свое личное. Главное отличать, что является личным мнением, а что навязанным со стороны. И понимать, когда нужно, а когда нет жертвовать своей индивидуальностью. Стараться быть разумным главный из советов. Ведь только тщательно подумав, человек принимает решение, за которое ему впоследствии не придется жалеть. Многие люди после выхода из толпы не могут объяснить свои поступки, почему они рушили город, в котором им завтра жить. Но если человек в толпе посмотрит на себя со стороны и проанализирует ситуацию - таких последствий можно избежать.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ ГРУПП