Файл: Поведение человека в толпе групп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире значительно повысилась роль толпы во всех сферах общественной жизни. А связано это с тем, что плотность населения во всем мире сильно увеличилась, и сейчас простой человек каждый день оказывается в центре наиболее плотных толп – в общественном транспорте, на рынке, в крупных магазинах. Это не может не отразиться на поведении. В прошлом большинство людей сталкивались с подобными толпами весьма редко. Густав Лебон, французский психолог XIX века, писал, что век, в который мы вступаем, вероятно, будет эрой толпы.

Гипотеза исследования: проявления агрессии в толпе групп зависят от возрастных особенностей.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении особенностей поведения человека в толпе групп.

Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть определение понятия «толпа»;
  • изучить психологические особенности индивида в толпе;
  • провести эмпирическое исследование поведения человека толпе групп.

Объект исследования является - толпа.

Предметом исследования является - поведение человека в толпе групп.

Методы исследования. На теоретическом уровне: основным методом исследования стал метод анализа и синтеза психологической, педагогической, методической литературы.

В работе две главы.

В первой главе рассмотрено определение понятия «толпа», классификация и типы толпы. Исследован механизм формирования толпы. Изучены основные характеристики толпы. Изучены психологические особенности индивида в толпе и черты, характеризующие человека в толпе. Исследованы признаки поведения человека в толпе и рассмотрены способы сохранение индивидуальности в толпе.

Во второй главе проведено эмпирическое исследование поведения человека толпе групп.

Над этой проблемой работали такие ученые как: Г. Лебон, А.П. Назаретян, Ю.А. Шерковин, Д. Д. Бессонов, Г. Тард, З. Фрейд и др. Приводятся определения понятия «толпа» такими авторами как: А.П. Назаретян, Ю.А. Шерковин, Г. Тард, В.Г.Белинский, Г.М. Андреева. Рассмотрен механизм формирования толпы. В работе представлены различные классификации толп. На основе таких признаков как: управляемость, характер поведения в ней людей. Так же, по оценки характера поведения людей классификация Д. Д. Бессонова, и по признаку гомогенности классификация Г. Лебонова. Далее представлены основные характеристики толпы авторами которых является Г. Лебон, а также З. Фрейд и Г. Тард. Рассмотрена роль лидера в толпе и описан механизм управления толпой. Представлены психологические особенности поведения индивида в толпе. Даны рекомендации по избеганию воздействия толпы.


Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе дан анализ трудов не только ученых-классиков, но и современных ученых.

Практическая значимость: результаты исследования можно применять в целях уменьшения проявлений агрессии в толпе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТОЛПЕ ГРУПП

1.1 Характеристика, механизм формирования и классификация толпы

Представление о толпе есть у каждого человека обычно из личного опыта. Каждый либо видел толпу, либо бывал в ней. В социальной психологии этот термин появился в конце XIX - начале XX. вв. Этот период отмечается подъѐмом масс мощным и революционным. Тогда под толпой понимали очень слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Разные авторы дают разные определения понятия «толпа». Примером могут служить некоторые из них, которые приведены ниже.

Наиболее обобщѐнное толкование дается в словаре под редакцией Ярошевского и Петровского: «Толпа - бесструктурное скопление людей, лишѐнных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания». [8]

Очень похожее определение предлагает А.П. Назаретян: «Толпа - скопление людей, не объединѐнных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием». [6]

Ю.А. Шерковин дает определение немного иначе: «Толпа - это, прежде всего, контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих еѐ индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно». [14]

«Толпа, - писал Тард, - это - груда разнородных, незнакомых между собою элементов. Лишь только искра страсти, перескакивая от одного к другому, наэлектризует эту нестройную массу, последняя получает нечто вроде внезапной, самопроизвольно зарождающейся организации. Разрозненность переходит в связь, шум обращается в нечто чудовищное, стремящееся к своей цели с неудержимым упорством. Большинство пришло сюда, движимое простым любопытством; но лихорадка, охватившая нескольких, внезапно завладевает сердцами всех, и все стремятся к разрушению. Человек, прибежавший только с тем, чтобы воспрепятствовать смерти невинного, одним из первых заражается стремлением к человекоубийству и, что еще удивительнее, совершенно не удивляется этому». [13]


Определение В.Г.Белинского гласит: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету...» [16]

Г.М. Андреева даѐт более обобщѐнное определение, относя толпу к стихийным группам: «Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия». [1]

Все определения достаточно отражают и функции, и сущность толпы. В них так же прослеживается много общего, в частности то, что основой существования толпы является не целевое (в отличие от других групп), а эмоциональное единство.

В рассказе «Брожение умов», А.П. Чехова, восхитительно запечатлено поведение толпы, которая появилась только потому, что два человека внимательно смотрели в одном направлении. Обычные прохожие начали останавливаться и устремлять свой взор туда же. В конце концов, толпа разрастается до невообразимых размеров, ни один человек не понимает для чего он стоит и все же продолжает стоять, и неведомо чем бы все закончилось, если бы не случай, благодаря которому люди разошлись также быстро, как и собрались. [17]

Толпа стихийна, но нередко образование толпы начинается с ядра, оно может образоваться неосознанно, либо этим ядром выступают зачинщики. Из этого следует, что возможно толпа не стихийна как всем кажется. Но нет, толпа только первоначально может быть объединена определенной целью, в дальнейшем она становится лавинообразной и стихийной. Людей вовлекают в толпу на основе их интереса или любопытства. Так толпа и увеличивается, включая в себя людей, которые раньше нечего общего друг с другом и не имели. Далее начинается циркулярная реакция, при которой проявляется эмоциональное заражение. Это первый этап формирования толпы. Еѐ участники, присоединившись, оказываются под сильным влиянием и проявляют активную совместную деятельность.

Вторым этапом в формировании выступает «процесс кружения». Циркулярная реакция все нарастает и с ней нарастает и внутреннее кружение, а также общее возбуждение толпы тоже растет. И люди уже готовы не только к общим действиям, но и к действиям немедленным.

Процесс кружения переходит в следующий этап – появление общего объекта внимания. Изначально таким объектом было определенное событие, но на этом этапе объект сводится в общий для толпы образ. Образ, который участники создают во время разговоров в процессе кружения. Появление такого образа делает толпу более сплоченной.


И четвертый, последний этап формирования толпы - достижение эмоционального пика, состоящее в активизации индивидов дополнительным стимулированием возбуждения, который соответствует воображаемому объекту. Зачастую это результат руководства лидера. Такой результат приводит толпу к конкретным действиям и чаще всего агрессивным. Агрессивное поведение в толпе проявляют как изначально агрессивно настроенные индивиды, так и добросовестные участники. Они уже во власти толпы и оказались там по собственному желанию. После выхода из толпы, весьма часто индивиды не могут понять и объяснить, как они оказались в водовороте событий и почему себя агрессивно вели. [5]

Важно знать, что собой представляет толпа и как происходит механизм её формирования. Ведь современный человек каждый день сталкивается с массовыми скоплениями людей и, несомненно, эти знания понадобятся, чтобы противостоять влиянию толпы, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В социальной психологии имеется несколько различных классификаций толпы. Это деление происходит на различной основе классификаций.

Если основой классификации служит такой признак, как управляемость, то деление происходит на следующие виды толпы:

  1. Стихийная толпа. Толпа, которая формируется и развивается без зачинщиков или конкретного физического лица.
  2. Ведомая толпа. Толпа, которая формируется и развивается под определенным влиянием, воздействием зачинщика или конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером. У такого лидера всегда есть своя цель для образования толпы.
  3. Организованная толпа. Этот вид толпы вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание людей, вошедших на путь организации, и организованную толпу. [23]

Если основой классификации толпы служит такой признак как характер поведения в ней людей, то можно выявить определенное количество ее типов и подтипов.

  1. Окказиональная толпа. Такая толпа формируется на основе любопытства и интереса к неожиданно начавшемуся происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).
  2. Конвенциональная толпа. Такая толпа формируется на основании интереса к заранее оглашенному массовому развлечению, или по-другому общественно важному конкретному поводу.
  3. Экспрессивная толпа. У такой толпы её формирование происходит так же, как и у конвенциональной толпы. Но в экспрессивной толпе общее отношение, или общий взгляд к какому-либо событию, выражается коллективно (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)
  4. Экстатическая толпа. Она выступает как особая крайняя форма экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием взаимного нарастающего заражения. Нередко такое можно заметить на массовых концертах или на маскарадах.
  5. Действующая толпа. Интерес выступает как формирующий фактор толпы, как и в толпе конвенциальной. Можно прослеживать действия относительно конкретного объекта. В действующую толпу входят такие подвиды как: 1. Агрессивная толпа. Люди в этой толпе объединены злостью к конкретному объекту. Люди проявляют агрессию, которая приводит к избиениям, погромам, поджогам и т.п. 2. Паническая толпа. Люди, стихийно спасающиеся от опасности. Эта опасность может быть, как реальной, так и воображаемой. 3. Стяжательская толпа. Толпа входит в беспорядочный непосредственный конфликт за владение определенными ценностями. 4. Повстанческая толпа. Такая толпа происходит на основе коллективного возмущения. Это возмущение, как правило, обращено на действие властей. [4]

Еще одна классификация по оценки характера поведения людей. Д. Д. Бессонов выделяет, так же, пассивную толпу и активную толпу. Пассивная толпа - стихийное скопление индивидов со слабым недовольством. Такая толпа быстро собирается и также быстро распадается. Эмоциональный компонент проявляется только любопытством. Активная толпа наоборот непременно имеет очень эмоционально выраженный компонент, и его направленность, зависит от ситуативных обстоятельств. [2]

Г. Лебон выделяет в основе классификации толпы признак гомогенности. По этому признаку толпа либо разнородная, либо однородная. К толпе разнородной относят индивидов, отличающихся друг от друга либо профессией, либо образованием, либо интеллектом и пр. К разнородной толпе автор относит анонимную толпу, например, уличная, и персонифицированную толпу, например, парламентское собрание. В однородную толпу входят секты, классы.

Современные представления о типологии толпы все же отличаются от позиций Г. Лебона. Такие типы как организованная толпа или же персонифицированное собрание людей трудно рассматривать как толпу. Толпой, эти виды изначально не являются. Классы тоже современные исследователи не относят к видам толпы. Ведь главный признак толпы это - стихийность.

Исследователи выделяют два типа условий возникновения толпы: долговременного и ситуативного характера. К долговременным условиям относят социальные, экономические, политические и другие факторы, сравнительно длительного действия. Как правило, такие воздействия приводит к формированию высокого уровня напряженности в обществе, так же нагнетаю чувства беспомощности и отчаяния. [10]

Классификаций и типов толпы, как и определений термина «толпа», большое количество. И это зависит не только от разделений мнений авторов, но и от того какой признак выделяют в основе классификации. Выше даны две классификации на основе характера поведения в толпе людей. Но, даже имея один основной признак, их нельзя назвать похожими. Поэтому в работе приведены несколько классификаций.

Можно выделить следующие основные характеристики толпы, автором которых является Гюстав Лебон:

  1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность. В толпе наблюдается настолько сильное влечение, что толпа его не сдерживает. Возбудители, действующие на это влечение, очень разнородны и поэтому толпа обладает такими свойствами как изменчивость и непостоянство. Это наблюдается при резкой смене агрессивности поведения людей на дружелюбность и наоборот.
  2. Внушаемость. Толпа не способна к критическому мышлению и поэтому легко внушаема. Человек в толпе принимает чужие мысли за свои. Происходит это легко, так как людям в толпе присуще образное, а не понятийное мышление.
  3. Максимализм. Толпа, основываясь на чувствах, делит всю информацию на две крайности либо полностью принимает, либо полностью отвергает.
  4. Авторитарность и консерватизм. Первое проявляется при оспаривании идей толпы, в которые они истинно верят, и конечно не потерпят прекословий. А консерватизм проявляется из-за бессознательности толпы. Она не потерпит никаких перемен.
  5. Нравственная спонтанность. При наблюдении проявления нравственности в толпе тоже можно заметить две крайности, как и при максимализме. Спонтанность нравственных порывов выражена тем, что толпа способна на высокий героизм и на низкое злодейство.
  6. Образность и алогичность "мышления". Толпе присуще образное мышление и не присуще логика, поэтому довольно противоречивые высказывания легко поддадутся восприятию. [11]