Файл: Поведение человека в толпе групп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уже давно замечено, что человек в толпе ведет себя иначе, чем вне толпы. Особенности поведения, которые индивид приобретает в толпе, чаще проявляются впервые, так как раннее были ему не свойственны. Несомненно, каждая черта индивида в толпе накладывает свой отпечаток на его поведение. Ознакомившись с этими чертами, становится понятным, почему человек в толпе ведет себя иначе, чем вне такой толпы.

Знание основных свойств толпы и умение правильно повести себя в критической ситуации — главное, что может противопоставить мыслящий человек умелому провокатору. Без сомнений, можно утверждать, что основное правило спасения не поддаваться влиянию толпы это стремится сохранить свою индивидуальность. Утрата индивидуальности сравнима с гибелью! Часто мнение большинства, индивид принимает за свое личное. Главное отличать, что является личным мнением, а что навязанным со стороны. И понимать, когда нужно, а когда нет жертвовать своей индивидуальностью. Стараться быть разумным главный из советов. Ведь только тщательно подумав, человек принимает решение, за которое ему впоследствии не придется жалеть. Многие люди после выхода из толпы не могут объяснить свои поступки, почему они рушили город, в котором им завтра жить. Но если человек в толпе посмотрит на себя со стороны и проанализирует ситуацию - таких последствий можно избежать.

Во время гибели лайнера «Титаник», судовой оркестр до последнего мгновения, пытаясь успокоить толпу, играл вальсы Штрауса. Они погибли в полном составе, но не поддались панике. Так же было немало случаев, когда джентльмены уступали дамам свои спасательные жилеты, а проплывая в ледяной воде (20 минут - предел выживания!) мимо переполненных шлюпок, спрашивали: «Господа, у вас не найдется еще одного местечка? Нет? Тогда извините за беспокойство. И счастливо оставаться живыми». Большинство из нас в подобной ситуации будут предпринимать совсем другие действия, и использовать совсем другие словосочетания. Но эти люди могут служить примером для многих.

Во второй главе было проведено исследование проявлений агресии в толпе групп. Изучение литературы посвященной проблеме особенностей проявления агрессии у военнослужащих позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: шкалы диагностики враждебности Кука-Медлей и методики Баса-Дарки для диагностики агрессивности.

Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей проявления агрессии в группах военнослужащих с использованием вышеописанных методик.


Определив уровень проявления агрессии у молодых людей, не проходивших военную службу, мы сделали выводы, что большинство испытуемых не склонны к проявлению агрессии.

Определив уровень агрессии у служащих в данный момент, мы сделали выводы, что для большинства испытуемых характерны проявления агрессии.

Определив уровень агрессии у контрактных военнослужащих в, мы сделали выводы, что большинство испытуемых время от времени проявляют агрессию.

Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что проявления агрессии в толпе групп зависят от возрастных особенностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. Заведений /– М.: Аспект Пресс, 2006.
  2. Горбунова М.Ю. Социальная психология: ВЛАДОС-ПРЕСС: 2006 3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник, М. – 2000
  3. Лебон Г. "Психология народов и масс", М.: АСТ, 2000г.
  4. Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М. 2001
  5. Назаретян, А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии / А. П. Назаретян. – СПб.: Питер, 2004.
  6. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2002
  7. Психологический словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  8. Свенцицкий А.Л. Социальная психология М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005
  9. Социальная психология / Н.М.Титова. - М.: Флинта: МПСИ, 2006
  10. Социальная психология / под ред. А.Л.Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002.
  11. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.
  12. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., Институт психологии РАН; Издательство КСП, 1999
  13. Шерковин Ю.А. Социальная психология. - М., 1999.
  14. http://comm-psy.ru/
  15. http://traditio-ru.org/wiki/

Приложение

Приложение А. Диагностика враждебности
(по шкале Кука – Медлей)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя преложенную шкалу:
          6 – обычно,
          5 – частично,
          4 – иногда,
          3 – случайно,
          2 – редко,
          1 – никогда.


  1. Я часто встречаю людей, называющих себя экспертами, хотя они таковыми не являются.
  2. Мне часто приходилось выполнять указания людей, которые знали меньше, чем я .
  3. Многих людей можно обвинить в аморальном поведении.
  4. Многие люди преувеличивают тяжесть своих неудач, чтобы получить сочувствие и помощь.
  5. Временами мне приходилось грубить людям, которые вели себя невежливо по отношению ко мне и действовали мне на нервы.
  6. Большинство людей заводят друзей, потому что друзья могут быть полезны.
  7. Часто необходимо затратить много усилий, чтобы убедить других в своей правоте.
  8. Люди часто разочаровывали меня.
  9. Обычно люди требуют большего уважения своих прав, чем стремятся уважать права других.
  10. Большинство людей не нарушают закон, потому что боятся быть пойманными.
  11. Зачастую люди прибегают к нечестным способам, чтобы не потерять возможной выгоды.
  12. Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше.
  13. Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи.
  14. Я часто могу отойти от своих принципов, чтобы превзойти своего противника.
  15. Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа.
  16. Как правило, я отчаянно отстаиваю свою точку зрения.
  17. Некоторые члены моей семьи имеют привычки, которые меня раздражают.
  18. Я не всегда легко соглашаюсь с другими.
  19. Никого никогда не заботит то, что с тобой происходит.
  20. Более безопасно некому не верить.
  21. Я могу вести себя дружелюбно с людьми, которые, по моему мнению, поступают неверно.
  22. Многие люди избегают ситуаций, в которых они должны помогать другим.
  23. Я не осуждаю людей за то, что они стремятся присвоить себе все, что только можно.
  24. Я не виню человека за то, что он в своих целях использует других людей, позволяющих ему это делать.
  25. Меня раздражает, когда другие отрывают меня от дела.
  26. Мне бы определенно понравилось, если бы преступника наказали его же преступлением.
  27. Я не стремлюсь скрыть плохое мнение о других людях.

Обработка результатов и интерпретация


    Ключ

 Шкала цинизма: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 22

 Шкала агрессивности: 5, 14, 15, 16, 21, 23, 24, 26, 27

 Шкала враждебности: 8, 13, 17, 18, 25

Варианты ответа

Баллы

1 – обычно
2 – часто
3 – иногда
4 – случайно
5 – редко
6 – никогда

6
5
4
3
2
1


 Интерпретация результатов для шкалы цинизма:
65 баллов и больше – высокий показатель;
40-65 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
25-40 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
25 баллов и меньше – низкий показатель.

 Интерпретация результатов для шкалы агрессивности:
45 баллов и больше – высокий показатель;
30-45 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
15-30 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
15 баллов и меньше – низкий показатель.

 Интерпретация результатов для шкалы враждебности:
25 баллов и больше – высокий показатель;
18-25 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;
10-18 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;
10 баллов и меньше – низкий показатель.

Приложение Б. Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

Описание методики

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

10

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

10, 26, 49

8

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

11

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

20

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

9

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

10

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

13

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

11

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.