Файл: Поведение человека в толпе групп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Организация и методы исследования

Для проверки гипотезы и достижения поставленных задач было спланировано и проведено комплексное эмпирическое исследование.

На основании теоретического анализа и обобщения результатов по интересующей нас проблеме были определены цель, задачи и методы экспериментального исследования.

Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:

1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с испытуемыми, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки;

2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов.

Экспериментальную выборку составили участие три группы военнослужащих, состоящих из молодых людей, не служивших в армии (до 30 лет), служащих в данный момент и контрактных военнослужащих (сержантов, прапорщиков) (до 30 лет).

Диагностическое обследование особенностей проявления агрессии у военнослужащих проводилось при помощи следующих методик:

1. Шкала диагностики враждебности Кука-Медлей.

Цель: опросник направлен на диагностику склонности к враждебному и агрессивному поведению. По итогам обследования вычисляется уровень цинизма, агрессивности и враждебности.

Описание: Шкала враждебности Кука-Медлей разработана У. Куком и Д. Медлей в 1954 году на основе соответствующей шкалы MMPI. Русскоязычная адаптация выполнена Л. Н. Собчик.

Оборудование: бланк с суждениями.

Инструкция: Подросткам предлагается внимательно прочитать или прослушать суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если испытуемый считает, что суждение верно и соответствует его представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения он должен отметить степень своего согласия с ним, используя шкалу от 1 до 6 [1].

2. Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности.

Цель: Предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Описание: Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.

Оборудование: бокс-папка с цветной наклейкой, руководство, регистрационные бланки для каждой методики, ключи для обработки, тестовые тетради с текстами опросников (15 шт).


Инструкция: Подросткам стоит ответить на предложенные вопросы.

Таким образом, в исследовании принимало участие 45 военнослужащих. Их них 15 молодые люди, не служившие в армии (до 30 лет), 25 - служащие в данный момент, 15 - контрактные военнослужащие (сержанты, прапорщики) (до 30 лет). Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов: 1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с испытуемыми, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки. 2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов. Диагностическое обследование особенностей проявления агрессии у военнослужащих проводилось при помощи шкалы диагностики враждебности Кука-Медлей и методики Баса-Дарки для диагностики агрессивности.

2.2. Анализ результатов исследования

Сначала диагностировались молодые люди, не служившие в армии (до 30 лет). Для диагностики уровня враждебности использовалась шкала диагностики враждебности Кука-Медлей. Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.

Ф.И.

Оценка результатов

Уровень враждебности

1.

А. Геннадий

5

Средний

2.

Б. Сергей

8

Низкий

3.

Б. Виктор

9

Низкий

4.

Б. Павел

5

Средний

5.

Б. Петр

7

Низкий

6.

К.Семен

10

Низкий

7.

К. Валентин

6

Низкий

8.

К. Дмитрий

10

Средний

9.

К. Павел

2

Высокий

10.

К. Виктор

9

Низкий

11.

Н. Сергей

6

Низкий

12.

Д. Семен

5

Низкий

13.

Г. Павел

9

Низкий

14.

З. Петр

5

Средний

15.

П. Кирилл

10

Низкий


Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Анализ показателей по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.

Таким образом, полученные результаты анализа исследования враждебности у молодых людей позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого и среднего уровней враждебности у диагностируемых. Это свидетельствует о том, что, почти половина испытуемых позитивно настроена к окружающим, а другая имеет склонности к дружелюбности.

Для диагностики проявлений агрессии у молодых людей использовалась методика Баса-Дарки.

Таблица 2 – Результаты по методике Баса-Дарки.

Уровень

Физическая агрессия

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Низкий

75%

60%

77%

80%

Средний

20%

30%

23%

7%

Высокий

5%

10%

10%

3%

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).

Рисунок 2. – Результаты по методике Баса-Дарки.

Таким образом, полученные результаты диагностики особенностей проявлений агрессии позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня агрессии. Это свидетельствует о том, что для большинства испытуемых не склонны к агрессивным проявлениям.

Далее диагностировались служащие в данный момент. Для диагностики уровня враждебности использовалась шкала диагностики враждебности Кука-Медлей. Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.

Ф.И. ребенка

Оценка результатов

Уровень враждебности

1.

А. Артемий

5

Средний

2.

Б. Стёпан

8

Высокий

3.

Б. Петр

9

Высокий

4.

Б. Сергей

5

Средний

5.

Б. Семен

7

Высокий

6.

К.Иван

10

Высокий

7.

К. Дмитрий

6

Средний

8.

К. Илья

10

Средний

9.

К. Сергей

2

Низкий

10.

Куз. Сергей

9

Высокий

11.

Н. Семен

6

Средний

12.

Д. Сергей

5

Средний

13.

Г. Кирилл

9

Высокий

14.

З. Виктор

5

Средний

15.

П. Дмитрий

10

Высокий


Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).

Рисунок 3 – Анализ показателей по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.

Таким образом, полученные результаты анализа исследования враждебности у служащих позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого и среднего уровней враждебности у военнослужащих. Это свидетельствует о том, что, почти половина испытуемых враждебно настроена к окружающим, а другая имеет склонности к враждебности.

Для диагностики проявлений агрессии у военнослужащих использовалась методика Баса-Дарки.

Таблица 4 – Результаты по методике Баса-Дарки.

Уровень

Физическая агрессия

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Низкий

74%

15%

12%

9%

Средний

23%

35%

33%

29%

Высокий

5%

64%

77%

79%

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 4).

Рисунок 4. – Результаты по методике Баса-Дарки.

Таким образом, полученные результаты диагностики особенностей проявлений агрессии позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня проявлений агрессии. Это свидетельствует о том, что для большинства испытуемых характерны проявления агрессии.

Далее диагностировались контрактные военнослужащие (сержанты, прапорщики) (до 30 лет). Для диагностики отклоняющего поведения служащих использовался тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению». Для диагностики уровня враждебности использовалась шкала диагностики враждебности Кука-Медлей. Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.

Ф.И.

Оценка результатов

Уровень враждебности

1.

А. Виктор

5

Высокий

2.

Б. Борис

8

Средний

3.

Б. Степан

9

Высокий

4.

Б. Семен

5

Средний

5.

Б. Артем

7

Средний

6.

К.Анатолий

10

Высокий

7.

К. Дмитрий

6

Средний

8.

К. Петр

10

Средний

9.

К. Павел

2

Низкий

10.

К. Кирилл

9

Средний

11.

Н. Валнтин

6

Высокий

12.

Д. Петр

5

Средний

13.

Г. Павел

9

Средний

14.

З. Антон

5

Средний

15.

П. Феликс

10

Высокий


Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 5).

Рисунок 5 – Анализ показателей по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.

Таким образом, полученные результаты анализа исследования враждебности у служащих позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого и среднего уровней враждебности у военнослужащих. Это свидетельствует о том что, почти половина испытуемых враждебно настроена к окружающим, а другая имеет склонности к враждебности.

Для диагностики проявлений агрессии у военнослужащих использовалась методика Баса-Дарки.

Таблица 6 – Результаты по методике Баса-Дарки.

Уровень

Физическая агрессия

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Низкий

23%

15%

12%

9%

Средний

74%

64%

77%

79%

Высокий

5%

35%

33%

29%

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 6).

Рисунок 6. – Результаты по методике Баса-Дарки.

Таким образом, полученные результаты диагностики особенностей проявлений агрессии позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего уровня агрессии. Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых время от времени проявляют агрессию.

Далее проведем сравнительный анализ результатов обследуемых групп. Представим полученные данные в виде диаграмм (рисунок 7, 8).

Рисунок 7. – Сравнительный анализ показателей по шкале диагностики враждебности Кука-Медлей.

Рисунок 8. – Сравнительный анализ показателей – Результаты по методике Баса-Дарки.

Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что проявления агрессии в толпе групп зависят от возрастных особенностей, подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный человек каждый день сталкивается с массовыми скоплениями людей и, несомненно, чтобы противостоять влиянию толпы, чтобы сохранить свою индивидуальность, ему понадобятся знания, что собой представляет толпа и как происходит механизм её формирования. Наличие и отсутствие лидера в толпе определяет поведение в ней людей. Лидер оказывает влияние на всю толпу. Проще управлять толпой, чем отдельным человеком, ведь в толпе человек теряет свою индивидуальность. Управление толпой происходит в двух направлениях. Непременно в толпе есть тот, кто ней руководит, выступая в качестве ядра, это лидеры, вожаки. Но также, в управлении толпой заинтересована охрана общественного порядка или административные структуры. Теоретический анализ механизмов управления толпы, кроме того, что помогает нам разобраться как толпой руководит лидер, еще может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Что немало важно в случаях предотвращения проявления агрессивности толпы.