Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и признаки предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В среднем 43 000 индивидуальных предпринимателей прекращают свою деятельность каждый месяц - это меньше, чем количество зарегистрированных ИП, но сокращение происходит более быстрыми темпами, даже с учетом пособий (среднемесячное количество индивидуальных предпринимателей сокращается на 5%, а количество новых растет только на 2%).

Основной причиной является решение о прекращении деятельности, по состоянию на апрель 2015 года, согласно этому решению, более 5 миллионов индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность (Рисунок 2.3.).

Рис. 2.3. Основные причины прекращения деятельности ИП (2015 г.)[32]

В то же время снижение затронуло практически все регионы, на которые приходится наибольшая часть таких предприятий - Краснодарский край, Московская область, Москва, Ростовская область и др.

По состоянию на 1 января 2017 года в России зарегистрировано 241,8 тыс. малых предприятий, что на 2,6% больше, чем на 1 января 2016 года.   Количество малых предприятий на 100 тысяч жителей за прошедший год увеличилось на 1,3 единицы.   и составил 165,3 ед.   В большинстве федеральных округов наблюдается рост числа малых предприятий как в абсолютном, так и в  100 тысяч жителей (таблица 2.1).

Наибольший рост был зафиксирован в Уральском федеральном округе (на 9,7% или на 13,9 малых предприятий на каждые 100 тысяч жителей), в Южном федеральном округе (на 7,7% или на 8,9 малых предприятий на каждые 100 тысяч жителей), в Центральном федеральном округе (на 2,8 % или 4,8 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей).

Таблица 2.1- Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2017 г.[33]

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1.01.2016 в расчете на

100 тыс. чел. населения

единиц

Прирост/сокращение за период

1.01.2015-1.01.2016

в % от среднего по РФ

РФ

165,3

1,3

100,0

Центральный ФО

203,3

4,8

123,0

Северо-Западный ФО

244,5

2,3

147,9

Южный ФО

130,5

8,9

78,9

Северо-Кавказский ФО

54,9

-1,3

33,2

Приволжский ФО

157,6

2,4

95,4

Уральский ФО

162,7

13,9

98,5

Сибирский ФО

144,8

0,3

87,6

Дальневосточный ФО

167,2

-1,4

101,2


По данным исследования Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, административная нагрузка на бизнес с каждым годом увеличивается – и это напрямую ведет к потере прибыли[34].

Из-за постоянной неопределенности в экономике не существует единой долгосрочной стратегии национального развития.   В то же время разработано множество отраслевых планов, которые не синхронизированы друг с другом.   А базовая концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года и до 2030 года предусматривает каждый из трех вариантов развития.

Поскольку другие документы впоследствии разрабатываются как часть этих документов, они носят несистемный характер - в результате только за последние 10 лет число принятых нормативных актов увеличилось втрое (из-за роста заказов федеральных органов исполнительной власти).   Для половины бизнесменов прошлый год увеличил административную нагрузку, при этом каждый третий предприниматель ответил, что тратит на это более 20% выручки,  и каждый четвертый - 10-20%.   В то же время рост этой нагрузки в основном обусловлен предъявлением избыточных требований.

Рис. 2.4. Результаты опроса предпринимателей: Как вы оцениваете рост

административной нагрузки на бизнес, 2016 г.[35]

В дополнение к растущим требованиям различных документов, инспекции стали более частыми в течение прошлого года: 43,6% компаний отметили, что 1-3 проверки были проведены в течение прошлого года.   Из них для 53,1% тестирование заняло не более 5 дней, а 12,5% респондентов были подвергнуты проверкам в течение 20 дней.

Более того, любое подобное событие может полностью парализовать деятельность компании на неопределенное время.   Больше проверок со всех ведомств проводили Федеральная налоговая служба (49,4%), Роспотребнадзор (44,7%) и МЧС России (38%).   Эта же тройка названа при ответе на вопрос: исполнение обязательных требований каких ведомств связано с наибольшими издержками? (таблица 2.2).

Респонденты также отметили, что чаще всего эти же ведомства и предъявляют принципиально невыполнимые требования, которые намеренно созданы для наложения наказания, здесь все наиболее активно работают МЧС.   В соответствии с   предпринимателям невозможно полностью учесть все требования этого отдела.  Например, многие помещения не соответствуют требованиям по размеру и размещению пожарных выходов, но для их переоборудования требуются миллионы рублей.


Таблица 2.2 - Результаты социологического исследования: оценка административного давления на бизнес, 2016 г.[36]

10 ведомств, исполнение обязательных требований которых связано с

наибольшими издержками для бизнеса

10 ведомств, которые заведомо предъявляют невыполнимые требования в

целях вынесения наказания

Ведомство

Средняя доля опрошенных по РФ, %

Ведомство

Средняя доля опрошенных по РФ, %

ФНС России

32%

МЧС России

16,9%

МЧС России

24,3%

Роспотребнадзор

12,2%

Роспотребнадзор

20,5%

ФНС России

11%

Ростехнадзор

14,8

Ростехнадзор

8%

Роструд

8,2%

Роструд

7%

МВД России

4,5%

МВД России

4,9%

Росреестр

3,5%

Ространснадзор

2%

Россельхознадзор

3%

Россельхознадзор

1,9%

ФТС России

2,8%

Росреестр

1,6%

Ространснадзор

2,5%

ФТС России

1,5%

Также респонденты отметили, что за последние три года наказания значительно ужесточились (как считают 60% респондентов), в основном административные наказания.   В результате всех этих причин вести бизнес становится все сложнее и сложнее.   Согласно результатам исследования, проведенного ЕБРР, в более благополучном 2013 году только 2% студентов российских вузов хотели связать свою судьбу с бизнесом, а 72% ответили, что не планируют этого делать.   Отражает настроение российских предпринимателей и индекс предпринимательской уверенности.   В первом квартале 2015 года он упал до 6 пунктов в крупных и средних  износ и 10 баллов маленькими (рисунок 2.5).

Рис. 2.5. Индекс предпринимательской уверенности в крупных, средних и малых предприятиях в 2008-2015 гг.[37]

Все эти проблемы только усугубляются с каждым годом, и никто не принимает системного решения для их решения, и в будущем, если ситуация не изменится, они приведут к долгосрочному кризису.   Чтобы решить эти проблемы, государство находится на всех уровнях управления; недостаточно создать кучу нормативных документов или даже просто финансирование, здесь важна политика поощрения самостоятельности, частной инициативы и поддержки.


Таким образом, в   2015 г. по сравнению с 2014 г. в стране наблюдалось незначительное увеличение количества малых предприятий и объема оборота малых предприятий (с поправкой на ИПЦ оборот малых предприятий, напротив, сократился); средняя численность занятых на малых предприятиях и объем инвестиций в основной капитал сократились.

По состоянию на 1 января 2017 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось на 2,6% по сравнению с 1 января 2016 года, средняя численность занятых на малых предприятиях снизилась на 2,6%, а доля работников малых предприятия в общей численности занятых составили 13,86%.   Объем оборота   малые предприятия выросли на 3,3% (с учетом ИПЦ, оборот, напротив, снизился на 8,5%), объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях снизился на 4,7% (после корректировки на ИПЦ объем инвестиций в основной капиталкапитал уменьшился на 15,6%).

Итоги деятельности малых предприятий в 2015-2016 гг. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. В 37 регионах уменьшилось количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей; в 61 регионе сократилась среднесписочная численность занятых на МП, объем оборота МП (с учетом ИПЦ) сократился в 76 регионах, объем инвестиций в основной капитал на МП (с учетом ИПЦ) снизился в 60 регионах.

2.2. Проблемы развития предпринимательской деятельности в России

Колебания курса рубля, неопределенность экономической ситуации, высокие налоги, низкий спрос, административная нагрузка – это факторы, которые являются самыми мешающими для развития бизнеса (рисунок 2.6).

Рис. 2.6. Ключевые факторы, сдерживающие функционирование российских компаний, 2016 г.[38]

Среди факторов, не влияющих на сдерживание бизнеса, респонденты определили конкурирующий импорт (36% респондентов так считают), а также износ и нехватку оборудования (37% респондентов) - как правило, эти проблемы стали неотъемлемой частью много российских предпринимателей. ситуация отошла на второй план.

Для разных сфер экономической деятельности влияние разных факторов различно.   Таким образом, волатильность курса рубля и высокий уровень налогообложения в основном препятствуют развитию оптовой торговли наряду с неопределенной экономической ситуацией.   Последний фактор - самый негативный для строительного сектора - поскольку именно эта отрасль больше связана с долгосрочными инвестициями (рис. 2.7).


Рис. 2.7. Рейтинг факторов, сдерживающих развитие бизнеса по отраслям промышленности (средний балл по пятибалльной шкале, где 5 – очень сильно сдерживающее влияние), 2016 г.[39]

Недостатки законодательного регулирования и чрезмерного контроля над различными ведомствами в большей степени мешают предприятиям промышленного производства.

Снижение спроса на внутреннем рынке оказывает негативное влияние на транспортные компании - низкий спрос стал одним из факторов, снижающих производство многих товаров, и, следовательно, уменьшается объем перевозок, а также стоимость их.

Исследование также показывает, что ситуация с этими факторами существенно изменилась по сравнению с 2015 годом: в 2015 году основным барьером для российского бизнеса считались высокие налоги, неопределенность экономической ситуации и высокие проценты по кредитам, курс рубля беспокоил компанию в меньшей степени и потому занимают в рейтинге одну из последних позиций.

Чтобы понять, как изменилась ситуация по сравнению с 2014 годом, представителей бизнеса попросили оценить от одного до трех факторов, влияющих на развитие.   Во многих отношениях был   ухудшение, и в дополнение к снижению спроса и растущей неопределенности в экономике, появились новые проблемы (Рисунок 2.8).

Рис. 2.8. Оценка предпринимателями динамики ситуации в 2014-2015 гг. (балл по 3-х балльной шкале, где 3 – ситуация улучшилась).[40]

Например, обеспечение транспортной инфраструктуры и стоимость перевозки грузов ухудшились, так как тарифы на перевозку увеличились, общий уровень издержек производства значительно увеличился из-за увеличения стоимости импортного сырья и повышения тарифов на электроэнергию.

Стоимость коммерческих кредитов также увеличилась в связи с увеличением процентной ставки Центральным банком.

Есть положительные изменения, хотя многие из них напрямую не влияют на бизнес.   К ним относятся улучшение работы бизнес-союзов, повышение эффективности судебной системы, незначительное снижение так называемой «коррумпированной ренты» или, проще говоря, откаты чиновникам.

Однако в динамике негативные факторы все же перевешивают, очевидно, что в 2015 году многим компаниям стало намного сложнее вести бизнес.

Ключевые барьеры для развития российского бизнеса:

1. Олигополия крупных компаний на рынке не позволяет развиваться среднему и малому бизнесу.Первой и наиболее важной причиной замедления российского бизнеса является проблема его структуры, т.е.   чрезмерно высокая доля крупных компаний в объеме ВВП и численности работников.   Более того, эти цифры не менялись на протяжении многих лет.   Несмотря на то, что на такие компании приходится около 1% по численности, в них работает более 75% сотрудников, а в Европе и США все иначе - 50–80% всех сотрудников заняты в малом и среднем бизнесе.  Большинство крупных компаний связаны с добычей и переработкой сырья, и их политика определяет развитие нашей экономики, они привлекают во много раз больше иностранных инвестиций, активно внедряют инновационные технологии и привлекают новых сотрудников.   Примером является динамика прямых инвестиций в российский бизнес (рисунок 2.9).