Файл: Правовые основы организации нотариата (Дореволюционный период развития нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как и в других западных странах при Петре I стали появляться первые купеческие биржи. Так, в 1721 году был принят его указ в отношении учреждения купеческих бирж, где давалась рекомендация избирать маклеров для записи торговых документов. Следует отметить, что должности различных маклеров: государственного коммерческого банка, биржевых, корабельных, судоходных дел, ремесленных, частных, цеховых, управ и др., которые в чистом виде выполняли нотариальные функции, и существовали вплоть до начала XX в.

Сам термин «нотариус», отмечает А.М. Фемеледи, впервые появляется в отечественном законодательстве в 1729 г. – в Вексельном уставе, где было записано, что неподписанный вексель может быть опротестован публичным нотариусом.[18] Что касается публичных нотариусов, то они относились к органам городского управления. Отбор кандидатов производился на основании жесткого конкурса из числа чиновников и с учетом их послужного списка, неопороченности по службе, личных качеств, отзывов начальства.

Из отобранных кандидатов купеческое сообщество выбирало нотариуса, которого должен был утвердить военный генерал-губернатор. После этого нотариус должен был дать присягу, и уже допускался к должности.

Однако, вместе с тем, отмечает Г.Г. Черемных, собственно нотариального законодательства, определяющего правовой статус, подробный порядок назначения на должность нотариуса, а также перечень нотариальных действий и порядок осуществления самой нотариальной деятельности на тот момент пока не существовало.[19]

Отсутствие детального правового регулирования организации и деятельности института нотариата, отмечает В.В. Ралько, приводило к разного рода нарушениям, которые способствовали дискредитации института нотариата, а также осложняли государственный контроль за его деятельностью.[20]

Одним из самых важных событий для формирования отечественного нотариата дореволюционного времени, безусловно, является Судебная реформа 1864 г. Одним из важных документов этой реформы стало Временное положение о нотариальной части, которое было принято в апреле 1866 г., и являлась составной частью судебных уставов. В данном Положении, указывает О.И. Чистяков, содержались: требования к кандидату, назначение на должность нотариуса, его полномочия и ответственность, а также сам порядок совершения нотариальных действий.[21]


Этим Положением были отменены все предыдущие учреждения крепостных дел, различных маклеров (кроме биржевых) и публичных нотариусов. Положение вводило две категории нотариусов – старших и младших. Если в населенном пункте отсутствовал нотариус, то нотариальные действия могли совершать городские судьи, мировые судьи, а в уездных городах уездные члены окружного суда, которые были включены в состав земских участков. Количество нотариусов определялось Министерством юстиции России по согласованию с министерствами внутренних дел и финансов.

Данное Положение, подчеркивает В.В. Ярков, регламентировало порядок деятельности нотариусов практически до Октябрьских событий 1917 г., что показало его качество как правового акта и приспособленность к тогдашним социально-экономическим условиям, а также восприятие им передовых образцов регулирования нотариальной деятельности, в основном в Австрии, Баварии и Франции.[22]

Вследствие этих изменений, нотариат становился исключительно государственным органом, а нотариусы осуществляли свою деятельность при судах и под их контролем. Вместе с тем, отмечает В.В. Ралько, правовой статус нотариуса все равно не исключал определенной двойственности. Так, подчеркивает тот же автор, нотариусы считались находящимися на государственной службе, но при этом они не имели права на получение чина и пенсии, государством их труд не оплачивался, поскольку они получали плату с лиц, которые обратились к ним за нотариальными услугами. Исключение составляли только те нотариусы, которые назначались в те местности, где не находилось желающих добровольно исполнять нотариальные обязанности.[23]

Часть суммы, которую нотариус брал с клиента, являлась гербовым сбором и взималась в пользу государства, в то время как оставшаяся часть поступала в собственность нотариуса. Размер гербового сбора был законодательно определен, а размер оплаты работы нотариуса определялся сторонами по соглашению.

Главными требованиями для лица, который претендовал на должность нотариуса, как отмечает В.В. Ралько, были: русское подданство, достижение совершеннолетия, иными словами, 21 года, а также неопороченность судом или общественным приговором и свобода от занятий на другой государственной или общественной службе.[24] Претендент на звание нотариуса должен был сдать соответствующий экзамен.

Как отмечает тот же автор, уже в то время действовал прообраз современной системы обязательного страхования профессиональной ответственности нотариуса. Так, при занятии должности нотариус должен был внести залог в окружной суд. Для Москвы и Санкт-Петербурга размер залога составлял 10 000 руб., для губернских городов – 6 000 руб., для уездных городов – 4 000 руб. и для остальных городов и уездов – 2 000 руб. В дальнейшем, как указывает названный автор, нотариус должен был платить регулярные взносы к этому залогу. Если нотариус своими действиями причинял какие-либо убытки, то, в первую очередь, они покрывались из этого залога, но если размер залога был недостаточен для покрытия убытка, то в данном случае нотариус отвечал уже всем своим имуществом.[25]


Следует отметить, что нотариусов назначал и увольнял по представлению председателя окружного суда старший председатель судебной палаты. При начале своей деятельности нотариус должен был приносить присягу в публичном заседании окружного суда. Уволить нотариуса можно было только по решению суда, кроме случаев, когда нотариус прекращал свою профессиональную деятельность по собственному желанию.

Г.Б. Мирзоев приводит список основных действий, которые в то время выполнял нотариус: «…выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейский записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства».[26]

В отличие от младшего нотариуса, отмечает В.В. Ралько, старший нотариус обязан был иметь высшее юридическое образование.[27] Кроме того, как отмечал А.Ф. Фемелиди, старший нотариус имел особые полномочия:

- во-первых, он заведовал нотариальным архивом, который существовал при каждом окружном суде для хранения крепостных, запретительных и разрешительных книг, а также книг, реестров, документов, печатей, актов, подписей нотариусов, а также лиц, их замещающих;

- во-вторых, старший нотариус утверждал ряд конкретных нотариальных актов – крепостных, связанных с отчуждением имущества;

- в-третьих, совершал ряд других действий.[28]

Данное положение о нотариальной части 1866 г. было важным шагом на пути развития нотариального законодательства. Однако, тем не менее, оно все равно не решало всех задач. Само по себе название этого документа свидетельствует о его временном состоянии, необходимости дальнейшего реформирования и совершенствования нотариата. И, как отмечает В.В. Ралько, Министерство юстиции неоднократно предпринимало попытки провести реформирование нотариальной службы.[29] Так, еще в 1871 г., указывает тот же автор, данное Министерство предложило председателям окружных судов собрать у местных нотариусов замечания в отношении действующей в стране нотариальной системе и представить свои предложения. Однако подчеркивает указанный автор, данная мера не привела к положительному результату. Положение так и не было изменено и вместе со всем старым законодательством было отменено после Октябрьской революции 1917 г.[30]


1.2. Советский период и современное развитие нотариата в России

Как уже говорилось выше, большевики, придя к власти в 1917 г., стали уничтожить практически всю действующую до этого времени прежнюю систему государственной власти, в том числе и судебную, к которой относился нотариат. Так, Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. были ликвидированы судебные органы, судебные следователи, прокурорской надзор, частная адвокатура. Вместе с ними практически полностью прекратили свою деятельность и нотариусы, а их функции были возложены на отделы местных Советов. Как справедливо подчеркивает В.В. Ярков, советская власть понимала нотариат как хранителя частной собственности.[31]

В актах советской власти, отмечает К.С. Юдельсон, впервые нотариат был упомянут 23 марта 1918 г., когда Советом Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии было принято постановление, которым было отменено действовавшее Положение о нотариальной части, а вместо этого введено новое положение и объявлено о муниципализации нотариальных контор.[32]

Но после введения новой экономической политики (нэп), была разрешена частная собственность и капиталистические отношения. Это, считает В.В. Ралько, привело к всплеску торговых отношений, развитию промышленности, международной торговли и т.д., что, как отмечает указанный автор, безусловно, потребовало соответствующих правовых институтов для их регулирования и удостоверения. Именно поэтому новое Советское государство пытается найти способы использования прежних правовых институтов в новом социалистическом контексте государства и права. Вследствие этого, вновь возрождается институт нотариата в форме государственного нотариата.[33]

На IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции были представлены «Тезисы о нотариате», где подчеркивалось, что в Советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений по вознаграждению за услуги между клиентами и нотариусами, которые были свойственны капиталистическим странам, не должны иметь место.

4 октября 1922 г. Советом народных комиссаров РСФСР было принято «Положение о государственном нотариате РСФСР», где был закреплен новый порядок организации и деятельности нотариата. Указанное Положение значительно расширило перечень полномочий нотариусов, приведя его в соответствие с изменившимся гражданским законодательством. В городах, отмечает В.В. Ралько, начали открываться нотариальные конторы, которые возглавили нотариусы, которые были назначены губернскими советами народных депутатов, президиум которых одновременно осуществлял надзор за деятельностью нотариусов.[34]


В соответствии с новым законодательством нотариат в СССР превратился в систему государственных органов, которые стали оформлять и свидетельствовать акты, а также государственное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. Также, отмечает О.Н. Макаренко, законодательно были сформулированы главные задачи нотариата - охрана социалистической собственности и личной собственности граждан, укрепление социалистической законности, защита личных и имущественных прав граждан, а также прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и общественных организаций.[35]

После образования Союза Советских Социалистических Республик, безусловно, появляется необходимость в создании нового общесоюзного нотариального законодательства. Первое Положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 г., отмечает В.В. Ярков, заложило основы советского нотариата. Были введены должности государственных нотариусов, а там, где их не удалось создать, нотариальные функции могли осуществлять народные судьи.[36]

14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР принимают Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата». В данном документе были закреплены основные принципы организации и деятельности нотариальных органов, а также задачи государственных нотариусов, к которым, в первую очередь, относилась проверка соответствия действующим законам требуемых от них действий и составляемых ими документов. Основными субъектами нотариального законодательства, отмечает В.В. Ралько, стали государственные нотариальные конторы.[37]

Вообще, отмечает М.Г. Авдюков, нотариат советского периода в основном характеризовался следующим:

- во-первых, вследствие того, что нотариусы являлись должностными лицами государства, они были обязаны исполнять и проводить на своем участке работы действовавшее в тот период законодательство;

- во-вторых, в силу того, что гражданский оборот того времени был неразвит, экономика регулировалась в основном административными актами, отсутствовала частная собственность, компетенция нотариусов была достаточно узкой. Основная работа заключалась в удостоверении копий, доверенностей, оформлении наследственных прав. В то время сделки между гражданами заключались очень редко, практически только в отношении купли-продажи и другим формам отчуждения жилых домов;

- в-третьих, вследствие действующего тогда законодательства нотариус не был заинтересован в конечных результатах своей работы, что зачастую приводило к очередям, нарушению прав граждан и другим недостаткам.[38]