Файл: Правовые основы организации нотариата (Дореволюционный период развития нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем, отмечает В.В. Ярков, в целом советский нотариат справлялся с предлагаемыми им задачами и существовал как вполне управляемая часть государственного аппарата в рамках сложившейся административной системы.[39] Кроме того, подчеркивает тот же автор, именно бывшие государственные нотариусы составили основной костяк нового нотариального корпуса России, так как в большей степени они перешли в систему небюджетного нотариата.[40] Именно поэтому поддерживаем указанного автора, который считает, что в развитии нотариата в советский период его функционирования было заложено многое позитивного.[41]

Позднее, 19 июля 1973 г., был принят Закон СССР «О государственном нотариате в СССР», где, как отмечает В.В. Ралько, были регулированы такие важные сферы, как общие правила совершения нотариальных действий, задачи и организация нотариата, принципы его деятельности и применение норм о нотариате к иностранным гражданам и лицам без гражданства. По мнению того же автора, данный Закон был разработан на основе обобщения опыта законодательной деятельности государственных органов СССР и республик, многолетней практической деятельности нотариальных органов, потребностей развивающих общественных отношений.[42]

За выполнение нотариальных действий взималась государственная пошлина, размер которой был предусмотрен действующим законодательством. В тоже время, как и любой другой государственный служащий, нотариус за свою работу получал заработную плату от государства.

Как уже говорилось выше, из-за отсутствия частной собственности на жилье, землю, основные средства производства роль нотариуса в советском времени стала невелика. Такое положение привело к тому, что среди юристов профессия нотариуса перестала быть престижной, и как следствие, нотариусы стали терять квалификацию. Но произошел распад Советского Союза, и Россия перешла на капиталистические рельсы развития.

Следует отметить, что сначала в России после распада СССР продолжало действовать прежнее нотариальное законодательство. Но, как справедливо отмечает В.В. Ралько, изменение экономической ситуации, развитие рыночных отношений потребовали значительных изменений в нотариате, чтобы он мог принимать активное участие в удостоверении нараставшего потока коммерческих сделок.[43]

11 февраля 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства РФ о нотариате, которые вступили в силу 11 марта 1993 г. и продолжают действовать и в данный момент. Данным документом в России кроме государственного нотариата законодательно было закреплено возникновение также «свободного» нотариата, который состоял из нотариусов, занимающихся частной практикой. По мнению В.В. Ралько, во многом образцом для создания свободного нотариата в нашей стране послужили модель и опыт латинского нотариата, который существовал и эффективно действовал во многих европейских государствах романо-германской правовой семьи.[44]


Сразу же начало складываться профессиональное нотариальное сообщество и органы его самоуправления - нотариальные палаты. При этом следует отметить, что Конституционным Судом РФ был подтвержден публично правовой статус нотариальных палат, признано соответствующим Конституции РФ положение в отношении обязательного членства нотариусов, которые занимались частной практикой в нотариальных палатах.

22 сентября 1993 г. решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат была создана Федеральная нотариальная палата. А в 1995 г. по резолюции Ассамблеи нотариатов Федеральная палата была принята в Международный союз латинского нотариата. Как отмечает В.В. Ралько, это ознаменовало собой возвращение отечественного нотариата в мировую систему латинского нотариата и интеграцию не только в российский, но и в международный коммерческий оборот.[45] Формирование нотариата как особой профессиональной корпорации было оформлено также принятием Федеральной нотариальной палатой Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации.

В настоящий момент прошло уже 25 лет с момента принятия Основ законодательства РФ о нотариате. Следует отметить, отмечает В.В. Ралько, что за это время российский нотариат не стоял на месте - принимались различные акты и поправки, как в сами Основы, так и в другие акты, которые касаются гражданского права и гражданского процесса.[46] Более того, указывает тот же автор, некоторые нотариальные действия, например, такие как удостоверение сделок с недвижимым имуществом, меняли свой статус с обязательного на добровольный.

Вся история развития нотариата показала, что он был тесно связан с развитием товарного оборота и выполнял удостоверительные функции, с которыми государство не могло справляться самостоятельно. Только в советское время в связи со снижением экономической активности граждан и отсутствием частной собственности нотариат стал полностью государственным.

Существующий на сегодняшний день свободный российский нотариат содержит все черты и признаки, свойственные классическим формам нотариата латинского типа. Однако нотариат не стоит на месте, продолжает развиваться и совершенствоваться. И прямо сейчас, в настоящее время в нашей стране происходит серьезная реформа нотариального законодательства.


ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИУСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Порядок назначения на должность нотариуса

В большинстве стран специфический правовой статус нотариуса подразумевает особую, достаточно сложную процедуру назначения на данную должность. К претендентам предъявляется значительный перечень требований, который должен подтвердить высокий уровень профессионализма будущего нотариуса. Требования к нотариусу и порядок его назначения, отмечает В.В. Ралько, во многом совпадает с высокими требованиями в отношении судей, что говорит о том, что государство дает высокую оценку значения и роли правовой деятельности нотариуса. Такой подход, подчеркивает указанный автор, опять же, берет начало в европейском нотариальном законодательстве.[47]

Согласно ст. 3.1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальной деятельностью имеет право заниматься гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен. Чтобы его организовать, при территориальном органе юстиции создается квалификационная комиссия.

В состав данной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представляет Федеральная нотариальная палата, а также нотариусы, которые имеют стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Также в работе квалификационной комиссии вправе принимать участие представители федерального органа юстиции.

К указанному экзамену могут быть допущены лица, которые прошли стажировку у нотариуса. В соответствие со ст. 19 Основ законодательства РФ о нотариате стажером нотариуса может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, которое он получил в образовательной организации высшего образования, имеющей государственную аккредитацию. Следует отметить, что число стажеров ежегодно определяет нотариальная палата вместе с органом юстиции. Время стажировки определяется 1 годом, однако, данный срок можно сократить до 6 месяцев.

Развитие технологий, отмечает В.В. Ралько, затронуло и сферу нотариата. Теперь для максимального контроля за честностью и правильностью проведения квалификационного экзамена было установлено, что данный экзамен должен проводиться с обязательным применением автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, которая позволяет обеспечить автоматизированную проверку результатов сдачи этого экзамена.[48]


Данная информационная система проведения квалификационных экзаменов, безусловно, является составной частью единой информационной системы нотариата и включает в себя:

- удаленные автоматизированные рабочие места для сдачи квалификационных экзаменов;

- центр обработки тестовых заданий и сопровождения квалификационных экзаменов.

Что касается организации работы по проектированию и внедрению автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, то она осуществляется Федеральной нотариальной палатой и включает в себя:

- разработку специального программного обеспечения проведения квалификационного экзамена на удаленных автоматизированных рабочих местах в режиме реального времени с использованием сетей связи общего пользования, которые предусматривают систему хранения и генерации набора тестовых заданий для каждого соискателя на оборудовании центра обработки;

- консультирование квалификационных комиссий по вопросам применения специального программного обеспечения, его внедрение и сопровождение.

Те из претендентов, которые сдали квалификационный экзамен, в течение 10 рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена вносятся в реестр нотариусов. Данная запись в указанном реестре является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.

После успешного прохождения данного экзамена претендент может работать помощником нотариуса, а также он получает право на временное замещение отсутствующего нотариуса. Следует отметить, что те претенденты, которые сдали квалификационный экзамен, но не приступили к работе в должности помощника нотариуса, или к замещению временно отсутствующего нотариуса, или в течение 3 лет с момента сдачи экзамена не были назначены на должность нотариуса либо, если в работе в должности нотариуса (после сложения полномочий), помощника нотариуса или в замещении временно отсутствующего нотариуса, перерыв окажется больше 5 лет, то к конкурсу на должность нотариуса, к работе в должности помощника нотариуса или к замещению временно отсутствующего нотариуса допускается только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

По поручению и под ответственность нотариуса его помощник имеет прав принимать участие в подготовке совершения нотариальных действий, составлять проекты документов для дальнейшего оформления их нотариусом, давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, а также совершать другие установленные законом действия. Что касается назначения на должность помощника нотариуса, который занимается частной практикой, то оно производится нотариусом с согласия нотариальной палаты.


Согласно ч. 1 ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате, под замещением временно отсутствующего нотариуса понимается передача его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности по уважительной причине исполнения им своих обязанностей. Как правило, временно отсутствующего нотариуса замещает его помощник. Сам факт замещения временно отсутствующего нотариуса другим нотариусом должен быть отражен в удостоверительной надписи.

Если у нотариуса несколько помощников, то он сам в свое временное отсутствие должен определить порядок их замещения. Следует отметить, что одновременное исполнение обязанностей нотариуса нотариусом и лицом, его временно замещающим, исполнение одним лицом обязанностей двух и более временно отсутствующих нотариусов или замещение временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими одновременно не допускается.

Претендент, сдавший квалификационный экзамен и приступивший к выполнению обязанностей помощника нотариуса, может стать нотариусом, только если в соответствующем территориальном округе освободится должность нотариуса.

В соответствие со ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате, наделение нотариуса полномочиями осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии, на основании рекомендации нотариальной палаты. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой (Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. Утверждено Приказом Министра юстиции РФ от 17 февраля 1997 г. № 19. -1997).

В соответствие с этим Положением данный конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса. Об издании распоряжения нотариальная палата извещается органом юстиции в трехдневный срок. В указанном распоряжении органа юстиции должны быть отражены:

- срок проведения конкурса;

- место и время заседания конкурсной комиссии;

- срок приема документов на конкурс.

Чтобы провести данный конкурс по приказу органа юстиции создается конкурсная комиссия из восьми человек. Персональный состав данной комиссии утверждается приказом органа юстиции. Председатель этой комиссии - руководитель органа юстиции или его заместитель.