Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53 53
Рис. 4. 1. Принципы графической фиксации транспортных средств и других следов
ДТП в прямоугольной системе координат
54 54
Рис. 4. 2 . Принципы графической фиксации транспортных средств и других следов
ДТП в косоугольной системе координат
Рис. 4. 3 . Фиксация положения автомобиля на схеме ДТП в случае его опрокидывания на крышу.
Будинок
№ 18
55 55
Рис. 4. 4 . Фиксация положения автомобиля на схеме ДТП в случае изменения его базы вследствие сильной деформации.
Рис. 4. 5 . Фиксация на схеме ДТП состава транспортных средств.
Рис. 4. 6 . Фиксация на схеме ДТП криволинейных следов торможения.
Таблица 4.1
Таблица координат точек следов торможения
Проекції на
координатні вісі
A
B
C
D
E
K
L
M
N
X (м)
1,88 3,15 4,41 5,68 6,95 4,16 5,20 6,45 7,98
Y (м)
3,60 6,65 7,36 7,90 8,13 3,60 5,84 6,65 6,72
56 56
1.3. Рекомендуемый порядок изложения событий ДТП водителем:
- дата, время, марка, модель, государственный номер автомобиля, которым управлял;
- принадлежность автомобиля, основания для его использования;
- техническое состояние транспортного средства в момент выезда из гаража или стоянки и перед происшествием, а также, кто выпускал автомобиль из гаража на линию, если он принадлежит юридическому лицу;
- наличие права управления ТС соответствующей категории и стаж водителя;
- состояние здоровья, самочувствие (был трезв, пьяный, больной, усталый, сколько часов провел за рулем), наличие физических и психических недостатков, учет у психиатра, нарколога;
- направление движения (откуда и куда), скорость движения и как ее контролировал;
- наличие и видимость по ходу движения дорожных знаков и разметки, светофорных объектов (режим их работы), пешеходных переходов и других элементов улично-дорожной сети;
- по какому участку дороги двигался (горизонтальная, подъем, спуск, кривая в плане);
- погодные условия, дорожное покрытие на этом участке (асфальт, брусчатка, щебень, грунтовая, песчаная) и его состояние (сухое, мокрое, гололед, снежный накат, без ледяной корки, наличие загрязнения и видимых дефектов проезжей части);
- общая видимость с места водителя примерно ____ м., обзорность справа
____ м, слева ____ м (при ограничении указать причину)
- загруженность автомобиля (наличие и количество пассажиров и их расположение или вид груза и его приблизительный вес)
- отвлекался ли от управления автомобилем, если да, по какой причине;
- во время движения в темное время суток указать состояние и качество внешнего городского освещения, а также, какой свет фар (ближний, дальний) был включено на автомобиле;
- к какому элементу (перекресток, поворот, пешеходный переход, остановка транспорта общего пользования и т.п.) или объекта (здание, сооружение, стоящий на проезжей части и т.п.) приближался и в какой полосе двигался (желательно указать примерный интервал до правого или левого края проезжей части);
- во время движения объекты были впереди (слева, справа), которая расстояние было к ним;
- указать наличие объектов (автомобилей, пешеходов, животных и т.п.) и их расположение в полосах движения или занимаемую ими площадь во встречном направлении;
- при ослеплении светом указать причину и описать дальнейшие действия.
При столкновении, наезде на препятствие указать:
- расстояние, на котором увидел другой автомобиль (препятствие), его скорость и направление движения, расположение на проезжей части с указанием примерных расстояний до относительно устойчивых ориентиров;
- описать, каким образом, при каких обстоятельствах, почему, кем, на каком расстоянии от передней части своего автомобиля была создана опасность;
- при проезде регулируемых перекрестков указать сигнал светофора, на который двигался, на каком расстоянии от перекрестка обратил внимание на этот сигнал;
- действия по предотвращению и избеганию ДТП (торможение, подача сигналов, маневрирование, объезд) и на каком расстоянии от возникшего препятствия для движения они применялись;
- действия других участников происшествия - водителей, пешеходов,
57 57
пассажиров, а также очевидцев;
- если двигался в состоянии экстренного торможения, то какое расстояние преодолел до момента совершения контакта (столкновения, наезда), а также после него;
- точное место на дороге, где произошло столкновение или наезд;
- какой частью ТС ударился о другое ТС или препятствие;
- когда (после чего) потерял контроль над управлением ТС.
В дальнейшем надо описать свои действия после остановки автомобиля (вызов
ГАИ, запись очевидцев происшествия и т.п.). Сдвигал ли автомобиль с места происшествия, отмечал следы, выставлял знак аварийной остановки, на каком расстоянии от начала следов торможения и или не изменял любым образом обстановку на месте происшествия до прибытия работников ГАИ. Какое мнение водителя о причинах ДТП, а также о степени собственной виновности и виновности других участников происшествия.
Какие у него есть замечания к работникам ГАИ по поводу оформления материалов ДТП.
При опросе водителя необходимо учитывать как естественную субъективность оценки события, так и желание представить свои действия в более выгодном свете, чтобы избежать ответственности. Поэтому в процессе беседы нужно ставить водителю повторные вопросы, чтобы проверить точность его ответов, сравнивать объяснения по фактам, установленным в процессе осмотра места происшествия, полученными при опросе других лиц, и с другой имеющейся в распоряжении работника ГАИ информацией.
Водитель имеет право написать объяснения собственноручно, главное, чтобы текст был написан разборчиво. Если же его состояние не позволяет сделать этого, или по его желанию - объяснение с его слов пишет работник ГАИ.
В конце объяснения делается запись о том, что оно написано собственноручно и ставится подпись. Если же объяснение записано со слов водителя сотрудником ГАИ, то водитель должен прочитать и подписать его, о чем также делается запись в конце пояснения.
Показания очевидцев события записываются по тем же правилам, что и пояснения водителей.
При опросе очевидцев, стоит обращать их внимание на скорость движения транспортного средства, рядность и направление движения, маневры, которые выполнял водитель, а также место, где находился очевидец в момент происшествия.
1.4. Осмотр транспортных средств, участвовавших в ДТП
Расследование дорожно-транспортных происшествий предусматривает обзор состояния транспортного средства в момент совершения ДТП. Эта информация может быть получена в процессе осмотра и проверки технического состояния транспортных средств.
Осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии, преследует следующие цели:
выявление и фиксация повреждений;
выявление и фиксация других следов (крови, мозгового вещества, волос и т. д.) и предметов, которые могут иметь силу вещественных доказательств;
определение технического состояния транспортного средства и установления возможных неисправностей, которые способны влиять на результат ДТП.
Проверка технического состояния ТС определяется функционированием и работоспособностью различных систем и узлов автомобиля. В результате осмотра и проверки технического состояния
ТС устанавливается причина нарушения работоспособности систем автомобиля. Если в процессе осмотра это установить невозможно, то определяются фактические - "выходные" параметры узлов и механизмов
ТС. Это позволит в дальнейшем при проведении автотехнической экспертизы путем сравнения "выходных" параметров с нормативными сделать вывод о техническом состоянии ТС, то есть наличие или отсутствие неисправности в момент совершения ДТП.
Осмотр ТС желательно проводить с участием специалиста - автотехника.
58 58
Результаты осмотра и проверки технического состояния ТС оформляются отдельными протоколами осмотра транспорта (по количеству ТС, участвовавших в ДТП). Образец протокола предоставлен в приложении 3 .
Наиболее часто встречаются такие повреждения транспортных средств: вмятины, разрывы, разрезы, задиры и царапины.
ВМЯТИНЫ - это деформация, происходящая внутрь автомобиля, то есть возникает при перпендикулярном ударе по поврежденной поверхности;
РАЗРЕЗ - характеризуется нарушением целостности объекта, причем эти повреждения имеют прямолинейную форму;
ЗАДИРЫ - образуются в результате скольжения по поверхности объекта и представляют собой вмятины и выступы металла;
ЦАРАПИНЫ - это поверхностное повреждение металла, а иногда слоя краски автомобиля.
Поверхностные следы, как правило, образуются при касательных фронтальных контактах между транспортными средствами, а также между транспортными средствами и другими объектами.
Выявляя повреждения, работник ГАИ должен правильно и точно их описать, указав их расположение относительно частей транспортного средства и поверхности проезжей части, геометрическую форму, глубину деформации, направление сдвигов металла и т. д.
В тех случаях, когда обстоятельства происшествия недостаточно ясны, осмотр транспортного средства следует начинать с передней части автомобиля: передний бампер, номерной знак, облицовка радиатора, фары, габаритные огни, капот, крылья, ветровое стекло, зеркала и боковые стойки кузова.
Затем осматривается левая сторона автомобиля: передняя и задняя двери, стекла, подножка, борт и платформа грузового автомобиля, брызговики.
При осмотре задней части автомобиля проверяются: бампер, крышка багажника, габаритные огни, стоп-сигналы, крепления бортов. Таким же образом осматривается правая сторона транспортного средства и прицепа.
Затем ведется осмотр крыши автомобиля и его днища. При необходимости проводится досмотр груза, проверяется его расположение, надежность крепления. Далее нужно обследовать кабину транспортного средства, обращая внимание на положение органов управления (рукоятки стояночного тормоза, рычага переключения коробки передач). При этом следует отмечать негативные обстоятельства: отсутствие крышки бензобака, пробки радиатора, колпаков колес, молдингов, зеркал заднего вида.
Для выявления следов и вещественных доказательств на нижней части транспортного средства стоит пользоваться специальными эстакадами и смотровыми канавами. Осматривают последовательно от передней части к задней: передний мост, детали рулевого привода, рессоры (подвеску), картер двигателя и сцепления, карданный вал с креплением, картер коробки передач, задний мост и другие детали.
Иногда причинами события являются различные технические неисправности транспортных средств. Поэтому исследование технического состояния транспортного средства на месте происшествия - важное условие быстрого и качественного расследования дорожно-транспортных происшествий.
При проверке технического состояния транспортного средства устанавливаются:
- техническое состояние и функционирование рулевого управления (величина люфта и т.п.);
- техническое состояние и функционирование рабочего тормоза (величина свободного хода педали, наличие или отсутствие протекания тормозной жидкости, утечки сжатого воздуха из тормозной системы);
- техническое состояние стояночного тормоза и его положение;
- показания манометров тормозной системы;
- расположение рычага переключения передач;
59 59
- исправность спидометра;
- техническое состояние тягово-сцепного устройства;
- техническое состояние внешних приборов транспортного средства, прицепа
(фар, указателей поворотов, передних и задних габаритных огней, стоп-сигналов и т.д.);
- техническое состояние ветрового, переднего и боковых стекол транспортного средства, наличие на стеклах повреждений и дефектов, степень их прозрачности и загрязнения;
- исправность стеклоочистителей;
- наличие и состояние зеркал заднего вида;
- надежность крепления колес;
- износ протектора с указанием глубины рисунка беговой дорожки по его центру
(наличие или отсутствие повреждений, разрывов и т.д.);
- давление в шинах;
- положение передних колес транспортного средства (параллельно его оси, повернуты вправо, влево, на сколько градусов)
- техническое состояние механического, пневматического или иного механизма закрывания дверей кабины и салона;
- наличие и состояние ремней безопасности.
2. Порядок выполнения заданий практического занятия
Преподаватель предоставляет каждому студенту (группе студентов) задачи, приведенные ниже.
Студент (группа студентов) при решении задачи, выполняя роль инженера по безопасности дорожного движения и как члена комиссии автопредприятия по расследованию ДТП, используя законодательные и нормативные акты по обеспечению безопасности дорожного движения, должен составить материалы служебного расследования ДТП, а именно оформить и предоставить:
- акт служебного расследования ДТП;
- схему ДТП;
- объяснения водителя.
На основании составленных материалов и анализа причин совершения ДТП разрабатываются мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
В состав отчета о проделанной работе входят:
- акт служебного расследования ДТП;
- схема ДТП;
- объяснение водителя;
- мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий среди водителей автопредприятия.
Задания для практического занятия
Задание 1.
Вы, инженер по безопасности движения, прибывший на место ДТП, где один из участников события (водитель и его автомобиль), принадлежит Вашему предприятию. Вам поручено подготовить материалы служебного расследования.
ДТП произошло в ночь с 1 на 2 октября на трассе Белогорск - Благовещенск. На подъезде к областному центру 44-летний водитель Mitsubishi Pajero не заметил и врезался в стоящий поперек дороги грузовик Mitsubishi Fuso, принадлежащий Вашему предприятию . Водитель грузовика заблудился на незнакомой дороге и, поняв, что едет не в том направлении, решил развернуться. Передние колеса грузовика застряли в рыхлой земле на обочине. Водитель фуры включил «аварийку» и вышел из машины, чтобы
60 60
выставить знак аварийной остановки. В это время внедорожник на скорости влетел под грузовик.
В результате столкновения 44-летний водитель праворульного внедорожника оказался зажат в салоне, в состоянии комы был доставлен в реанимацию. 38-летний пассажир «Паджеро» получил многочисленные ушибы и был отправлен в больницу, где ему была оказана медицинская помощь, после чего он был отпущен домой.
Фото для задания 1
Задание 2.
Вы, инженер по безопасности движения, прибывший на место ДТП, где один из участников события (водитель и его автомобиль), принадлежит Вашему предприятию. Вам поручено подготовить материалы служебного расследования.
3 октября около полудня со стороны Курска в сторону города Курчатов по автодороге Курск - Рыльск двигался автобус ЛАЗ, принадлежащий Вашему предприятию.
В это же время в попутном направлении двигался автомобиль ВАЗ-2110 под управлением
22-летней девушки, которая на 25 километре трассы в поселке Прямицыно при перестроении с левой полосы на правую столкнулась с автобусом. От удара автобус выехал за пределы проезжей части и врезался в дерево. В результате ДТП водитель автобуса и 30-летняя пассажирка с травмами различной степени тяжести были госпитализированы.
Фото для задания 2
Задание 3.
Вы, инженер по безопасности движения, прибыли на место ДТП, где один из
61 61
участников события (водитель и его автомобиль), принадлежит Вашему предприятию. Вам поручено подготовить материалы служебного расследования .
30 сентября в 9:50 утра в Курманаевском районе водитель грузовика КАМАЗ-5668, принадлежащий Вашему предприятию, при повороте налево выехал на встречную полосу и допустил столкновение со стрелой автокрана «LIEBHERR». В результате ДТП водитель
КамАЗа от полученных травм скончался на месте до приезда скорой помощи.
Фото для задания 3
Задание 4 .
Вы, инженер по безопасности движения, прибывший на место ДТП, где один из участников события (водитель и его автомобиль), принадлежит Вашему предприятию. Вам поручено подготовить материалы служебного расследования.
Водитель авто «Ниссан», поворачивая направо и пересекая трамвайные пути, совершил столкновение с трамваем, который двигался прямо. Пассажир, находившийся в авто «Ниссан» получил при столкновении травмы.
Фото для задания 4
Задание 5.
62 62
Вы, инженер по безопасности движения, прибыли на место ДТП, где один из участников события (водитель и его автомобиль), принадлежит Вашему предприятию. Вам поручено подготовить материалы служебного расследования.
29 сентября в 11:20 в Оренбурге водитель КамАЗа 55111, принадлежащий Вашему предприятию, двигаясь по Загородному шоссе, отвлекся от управления и не заметил автомобиль КАМАЗ-55102, который остановился впереди на дороге, и столкнулся с ним.
Грузовик КАМАЗ-55102, в свою очередь по инерции ударил автомобиль «Тойота Королла» и ВАЗ-2104, стоящие впереди. В результате ДТП водитель КАМАЗ-55111 получил травму и был госпитализирован.
Фото для задания 5
Задание 6.
Вы, инженер по безопасности движения, прибыли на место ДТП, где один из участников события (водитель и его автомобиль), принадлежит Вашему предприятию. Вам поручено подготовить материалы служебного расследования .
6 августа около 16:20 на 320 км. автодороги Пермь-Екатеринбург водитель грузовика «FOTON», принадлежащий Вашему предприятию, при выезде со второстепенной дороги на главную не предоставил преимущества и протаранил иномарку
«Honda Pilot», ехавшую со стороны Тюмени.
В результате страшного удара 34-летняя женщина, сидевшая на переднем пассажирском сидении и ее восьмилетняя дочь, которая находилась на заднем сиденье, погибли на месте. 34-летний водитель внедорожника, муж погибшей, получил тяжелую травму головы и был госпитализирован. Еще одну пассажирку «Хонды», 47-летнюю женщину, с переломами и ушибами доставили в центральную районную больницу, она скончалась, не приходя в сознание.