Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33 33
Содержание. Особенности дорожных условий, поведение водителей (в частности индивидуальных транспортных средств) в летнее время.
Безопасные приемы управления в летний период в условиях увеличения скорости и интенсивности движения транспортных средств. Движение по объездам в местах ремонта автодорог. Проезд мимо пешеходов и детей.
2.6. ИЮНЬ. Встречный разъезд транспортных средств. Дорожные знаки, указатели, линии дорожной разметки.
Содержание. Встречный разъезд в темное время суток. Соблюдение безопасного бокового интервала при разъездах, в частности на горных дорогах.
Дорожные знаки и указатели, зоны их действия.
Расположение и значение линий, дорожной разметки.
2.7. ИЮЛЬ. Начало движения, маневрирование, остановка и стоянка транспортных средств, сигналы маневрирования.
Содержание. Действия водителя перед началом движения, при изменении направления движения, перестроении, развороте.
Движение транспортных средств по территории строительных объектов.
Понятие остановки и стоянки. Места запрета остановки и стоянки. Остановка на дороге на длительный срок. Остановка и стоянка в темное время суток. Стоянка автобусов и отправления их с автостанций.
Световые и звуковые сигналы маневрирования. Проезд железнодорожных переездов.
2.8. АВГУСТ. Обеспечение БДД в осенний период.
Содержание. Особенности погодных и дорожных условий, поведение пешеходов, особенно детей (школьников), в осенний период.
Выбор скорости и безопасных приемов управления на мокрой, скользкой и загрязненной дороге, а также в условиях тумана.
Обеспечение БДД на дороге с различным состоянием проезжей части (сухая, мокрая, скользкая, загрязненная). Движение в темное время суток, будущий осенний период.
Проезд мимо пешеходов, особенно детей (школьников).
2.9. СЕНТЯБРЬ. Безопасные приемы управления и торможения. Движение по горным дорогам. Буксировка.
Содержание. Безопасные приемы управления при движении по заснеженной дороге, при гололеде. Способы торможения.
Информация для водителей о погодных и дорожных условиях на маршруте.
Действия водителя в аварийной ситуации: при возникновении заноса, ослеплении, движении встречного транспортного средства, отказе рулевого управления или тормозной системы, внезапном появлении пешехода или иного какого-либо препятствия на пути движения автомобиля.
Движение по горным дорогам.
Буксировка транспортных средств, способы и случаи запрета буксировки.
2.10. ОКТЯБРЬ. Движение в темное время суток.
Содержание. Исправность внешних световых приборов, пользование ими.
Движение в сумерках и тумане. Встречный разъезд в темное время суток. Выбор скорости движения в зависимости от видимости. Ослепление.
Регулировка света фар. Минимальное расстояние видимости при ближнем и дальнем свете фар. Движение с одной фарой. Переключение света фар и подфарников.
34 34
Остановка и стоянка в темное время суток. Движение в темное время суток в колонне.
2.11. НОЯБРЬ. Обеспечение БДД в зимних условиях.
Содержание. Особенности погодных и дорожных условий, поведения водителей и пешеходов (в том числе и детей) в зимнее время.
Безопасные приемы управления на скользкой и заснеженной дороге, при гололеде, в снегопад, при возникновении заноса. Преодоление снежных заносов. Проезд мимо остановок общественного транспорта. Меры обеспечения БДД пешеходов в зимний период.
2.12. ДЕКАБРЬ. Проезд перекрестков, площадей, железнодорожных переездов.
Сигналы светофоров и жесты регулировщика.
Содержание. Скорость движения при подъезде к нерегулируемому перекрестку и его проезде. Порядок очередности проезда перекрестков. Проезд регулируемых перекрестков. Проезд площадей.
Виды железнодорожных переездов. Порядок проезда автомобилей, особенно автобусов, через железнодорожные переезды, охраняемых и не охраняются. Значения сигналов светофоров и жестов регулировщика.
3. Виды инструктажей водителей транспортных средств
Запрещается допуск водителей транспортных средств на линию без прохождения ими инструктажа. Время, место прохождения и список лиц, на которых возлагается их проведение, устанавливается приказом руководителя предприятия. Отметка о прохождении соответствующего вида инструктажа заносится в журнал инструктажа или в личную карточку водителя.
На предприятиях, эксплуатирующих автомобильный транспорт, устанавливаются следующие инструктажи по безопасности дорожного движения:
- вступительный;
- первичный,
- целевой;
- повторный;
- внеплановый.
Допускать водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующих инструктажей в установленные сроки запрещается.
Время и место проведения инструктажей, и список лиц, которые обязаны их проводить, определяются приказом по предприятию.
После прохождения вводного инструктажа принимаемый на работу водитель, в зависимости от стажа работы и квалификации, вида и особенностей перевозок, а также модели ДТС, на котором он будет работать, должен пройти стажировку или выполнить контрольную поездку.
Первичный инструктаж
Первичный инструктаж проводится на рабочем месте перед началом работы (с водителями перед выездом на линию):
- с вновь принятыми (постоянно или временно) на предприятие водителями;
- с водителями, которые переводятся с одной марки автомобиля на другую;
- с командированными на предприятие работниками (водителями), которые будут принимать непосредственное участие в производственном процессе предприятия.
Первичный инструктаж проводится согласно утвержденной руководителем предприятия инструкции, которую разрабатывает служба безопасности дорожного движения и охраны труда.
целевой инструктаж
35 35
Целевой инструктаж проводится перед выездом на линию с водителями, которые:
- привлекаются к работе по ликвидации аварий, стихийных бедствий;
- осуществляют перевозки детей, учащихся и студентов;
- осуществляют перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
- направляются впервые на перевозку пассажиров (в т.ч. детей) и грузов по регулярным, туристическо-экскурсионным, специальным маршрутам, на перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также, если они выполняют эти перевозки с перерывом в работе более года;
- направляются для работы с отрывом от основной базы или в командировку;
Целевой инструктаж проводит руководитель предприятия, его заместители, начальники отдельно стоящих автоколонн, а при их отсутствии - лица, их замещающие.
Целевой инструктаж водителей проводится по инструкциям, которые разработаны должностными лицами службы безопасности дорожного движения совместно с должностными лицами службы эксплуатации предприятия на основе соответствующих технологических процессов перевозки пассажиров и грузов,
Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта
,
Правил перевозки груза автотранспортом и других нормативных документов и утверждаются руководителем предприятия.
В инструкциях по целевого инструктажа обязательно указываются особенности перевозки детей, учеников, пассажиров, грузов, условия движения (скорость, рядность, особенности проезда по маршруту, выполнение правил остановок и стоянок, действия водителя при ослеплении встречным транспортом, учитывая аварийно-опасные участки и места концентрации ДТП, железнодорожные переезды, мосты и т.п.), погодно- климатические условия, графики движения, режим труда и отдыха водителей.
Наиболее важная информация, которая доказана при проведении целевого инструктажа, должна отмечаться в путевом листе путем записи или постановки штампа с текстом, например: "Туман", "Гололед", "Снегопад", "Дети", "С правилами перевозки ознакомлен", " скорость не более 70 км / ч. "," Движение только в светлое время суток с включенным светом фар "и другие.
Повторный (ежеквартальный или ежемесячный) инструктаж
Повторный инструктаж на предприятиях проводится с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для надежной и безопасной работы на линии в последующий период.
В повторном инструктаже в обязательном порядке должны быть включены:
- краткая характеристика состояния аварийности и транспортной дисциплины за предыдущий период текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с рассмотрением случаев дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) и нарушений
Правил дорожного движения
(далее - ПДД)
- анализ допущенных водителями предприятия ДТП или нарушений
ПДД
, на которые поступили сообщения с отметкой конкретных ошибок водителей, информация о соотношении количества ДТП и пострадавших и динамики их увеличения или уменьшения, степень вины водителей, доля количества ДТП из-за технической неисправности ДТС, а также совершенных водителями ДТП и нарушений в нетрезвом состоянии, использовав для анализа наличия технические средства обучения (слайд, видео, кинофильмы и т.п.), элементы ситуационного обучения и контраварийной подготовки;
- конкретные погодно-климатические, дорожные условия и особенности эксплуатации автотранспорта в последующий период;
- условия проезда через железнодорожные переезды, применение схем конкретных железнодорожных переездов, находящихся на маршрутах работы транспорта, с нанесенными на них подъездами и зонами видимости колеи.
внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж по безопасности дорожного движения проводится со
36 36
всеми водителями предприятия при необходимости немедленного доведения до них информации о:
- причины дорожно-транспортных происшествий и рекомендации по предупреждению подобных;
- внезапные и опасные изменения дорожных условий движения на маршрутах;
- появление опасных мест и участков на дорогах;
- изменения в организации движения.
Содержание. Правила организации движения транспортных средств на территории предприятия, маршруты движения, особенности погрузочно-разгрузочных работ.
Действия водителя при ДТП. Анализ аварийности. Порядок прохождения медицинских осмотров. После прохождения вводного инструктажа, водители должны пройти стажировку с водителем-наставником
4. Примеры инструкций для проведения инструктажей водителей
транспортных средств
Инструкция № 1
Обязанности водителя перед выездом и при работе на линии
Перед выездом на линию водитель обязан:
- пройти предрейсовый медицинский осмотр;
- убедиться в полной комплектности и технической исправности ТС;
- при получении путевой документации предъявить диспетчеру свое водительское удостоверение на право управления Т С .
При проверке технической исправности ТС особое внимание обратить на:
- работа ДВС, тормозной системы, рулевого управления, вспомогательного оборудования (стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации), сцепного и опорного устройства (в составе автопоезда, тягача), замков дверей кузова или кабины, замков бортов грузовой платформы, привода управления дверями (у автобуса), системы отопления, спидометра;
- состояние колес, шин, подвески, стекол, государственных номерных знаков, внешнего вида автомобиля, состояние глушителя (на наличие трещин и пробоин), состояние храповика коленчатого вала и пусковой рукоятки, состояние коврика в кабине
(на наличие порезов)
- отсутствие подтекания топлива, масла, охлаждающей жидкости;
- наличие знака аварийной остановки, укомплектованной медицинской аптечки, огнетушителей, молоточков для разбивания стекол (у автобуса)
- наличие упоров (не меньше 2-х) противооткатных, широкой прокладки под пятку домкрата;
- затяжку болтов колес и рессор, наличие болтов крепления.
В случае выявления неисправностей, при наличии которых, согласно ПДД, запрещается эксплуатация транспортных средств, выезд на линию к их устранению запрещается.
Водитель ТС не имеет права выезжать на линию, если его отдых между сменами был короче удвоенной продолжительности рабочей смены в предыдущий период, а также с просроченной справкой периодического медосмотра .
При работе на линии:
- следовать только по указанному маршруту
- соблюдать установленные нормативы вместимости автобуса и грузоподъемности автомобиля;
- начинать движение ТС только с закрытыми дверьми, кроме предусмотренных случаев движения с открытыми (по ледовым переправам)
37 37
- избегать резких маневров, с места трогаться плавно и также плавно тормозить, увеличивать и замедлять скорость движения постепенно, не делать крутых поворотов;
- поддерживать скорость движения ТС с учетом дорожных, погодных условий и требований дорожных знаков;
- при возникновении неисправности ТС, угрожающей безопасности движения, принять все меры к ее устранению, если это невозможно - вызвать техническую помощь;
- во время движения не отвлекаться от управления ТС, не вступать в разговоры с пассажирами не оставлять рабочее место до полной остановки ТС;
- при вынужденной остановке убедиться, что ТС находится в безопасности и не создает помех для других ТС , заглушить ДВС , затормозить ТС стояночным тормозом и включить низшую передачу КПП, в горных условиях - подложить под колеса упоры противооткатные;
- на дорогах со спусками не разъединять трансмиссию от двигателя, перед затяжными спусками и подъемами - остановиться и проверить действие тормозной системы;
- при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости - не меняя полосу движения, немедленно снизить скорость, включить аварийную сигнализацию и остановиться;
- в случае ДТП - оказать помощь пострадавшим и как можно скорее сообщить о происшествии на свое предприятие и в органы ГАИ;
--- в темное время суток и при недостаточной видимости включить фары дальнего или ближнего света;
- если при работе на маршруте в ночное время наступает дремотное состояние, следует остановиться, выйти из кабины ТС, сделать несколько физических упражнений;
- при движении не следует пользоваться накатом, отсоединять ДВС от трансмиссии, за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при скорости движения не более 40 км / ч;
- проезжая остановки общественного транспорта и пешеходные переходы, двигаться следует со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, или следует остановиться - чтобы пропустить пешеходов, приступивших к переходу;
- сразу же по прибытии на объект, в автопредприятие, следует отметить у диспетчера фактическое время прибытия и сообщить ему об условиях движения на маршруте, предъявить дежурному механику ТС для проверки его технического состояния, сообщить ему о выявленных во время работы на линии технических неисправностях.
Пройти после рейсов медицинский осмотр.
Водителю ТС запрещается:
- превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой
ТС, а также указанную на знаке «Ограничение скорости», установленном на автомобиле;
- перевозить людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля.
В туман, ливень, град, метель, снежную бурю, когда видимость из кабины водителя меньше 50 м, водитель автобуса междугороднего и пригородного сообщения сам принимает решение о прекращении движения.
Инструкция № 2
Меры безопасности при движении в тумане.
По данным мировой статистики из всех аварий, случившихся в тумане, около 77% составили столкновения с движущимся впереди автомобилем. При этом выяснилось следующее: большинство водителей добросовестно старались выдерживать безопасное расстояние между машинами, не догадываясь о том, что человеческому глазу все предметы в тумане представляются примерно в два раза удаленными, чем в действительности.