Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38 38
При этом характерны так называемые цепные ДТП
с особо тяжелыми последствиями, участниками которых становятся несколько автомобилей одновременно.
Особенно опасны ночные туманы. Дело в том, что светотехнические характеристики автомобильных фар головного света таковы, что их использование во время тумана не улучшает, а наоборот, ухудшает видимость. При взаимодействии светового пучка с туманом, видимость снижается главным образом потому, что частицы тумана рассеивают свет фар назад в направлении глаз водителя. Яркость частиц светящиеся суммируется с яркостью дороги и ухудшает ее различимость. Перед глазами водителя образуется молочно-белая пелена.
Туман не только значительно ухудшает видимость, закрывает ориентиры, но и как показали исследования, изменяет окраску лучей всех цветов, кроме красного. Водителю нужно знать и, соответственно учитывать, что желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый - желтым. Поэтому при движении в городе в тумане следует быть очень внимательным, и, подъезжая к перекрестку, на котором движение регулируется светофором, пересекать его лишь тогда, когда будет полная уверенность в том, что в светофоре включен сигнал, разрешает движение.
Причинами ухудшения видимости во время тумана служат не только плохая прозрачность его самого, но и оседание конденсата на теплых стеклах автомобиля.
Поэтому при тумане необходимо периодически включать стеклоочиститель.
В густом тумане необходимо строго придерживаться правой стороны, ориентируясь по линиям разметки. Если таких линий нет, можно ориентироваться по линии сопряжения дорожного покрытия с обочиной.
Скорость движения в тумане во всех случаях должна быть ниже скорости движения при ясной погоде. При выборе ее надо исходить из возможности остановки автомобиля в пределах видимости.
В тумане надо избегать по возможности внезапных остановок. При необходимости остановиться, скорость надо снижать плавно, заранее нажав несколько раз на педаль тормоза, для предупреждения водителей, движущихся сзади. Перед подачей этих сигналов надо включить правый указатель поворота.
Объезжать транспортные средства можно только после того, как водитель лично убедится, что путь для объезда свободен. В тумане не следует обгонять даже тогда, когда кажется, что дорога свободна.
Многие водители используют в этих условиях противотуманные фары. Основное, что предопределяет эффективность противотуманных фар, по сравнению с обычными, это их светораспределение и регулировка. Исследования показали, что высота установки и цвет этих фар практически не оказывает влияния на видимость дороги. Узкий горизонтальный световой пучок противотуманных фар и регулирование их с уклоном на 1-
2 ° к плоскости дороги обеспечивают отобразить малого объема тумана над дорогой, а, следовательно, уменьшают его яркость и дают контрастную видимость предметов.
Водителям нужно знать, что даже незначительное отклонение светового пучка вверх ликвидирует все преимущества даже самых хороших противотуманных фар. Кроме того, эти фары эффективны только для ночной езды. Днем они не могут ни улучшить видимость, ни ухудшить ее, поскольку яркость дороги и тумана гораздо выше яркости, создаваемой фарами. Учитывая, что в тумане очень важно с возможно большего расстояния обнаружить встречное транспортное средство, двигаться днем целесообразно с мощными основными фарами. Так, в плотном тумане при включенном дальнем свете обеспечивается в 1,5-2 раза большая дистанция видимости (по сравнению с ближним светом фар) встречного автомобиля.
Инструкция № 3
Управление автомобилем в темное время суток и пользования внешними
световыми приборами


39 39
Адаптация водителя к движению в темное время наступает не сразу. В это время количество нарушений ПДД и правил пользования приборами освещения увеличивается в
1,5 раза. Слабой интенсивности движения в ночное время сопутствует обманчивое впечатление безопасности: водителю кажется, что ночная дорога - это прекрасные условия для быстрой езды. Но дорожные ориентиры, которыми водитель пользовался днем, в темноте плохо или совсем не видны, поэтому существует большая вероятность попадания в кювет, вылета на полосу встречного движения или на обочину.
Особой опасностью является разъезд со встречным ТС , хотя опасность исходит не от него, а от какого-либо препятствия.
Весьма опасно закуривать сигарету, управляя ТС , поскольку пламя зажигалки или спички может ослепить водителя. Если же водитель закурил - следует проветривать салон
ТС: вещества, содержащиеся в табачном дыме, снижают остроту зрения.
Возвращаясь с дальней поездки ночью, следует делать короткие остановки, которые прерывают однообразие движения в темноте. Несколько минут достаточно, чтобы восстановить уровень внимания, необходимый для безопасности движения.
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости, независимо от степени освещения дороги, а также в тоннелях на транспортном средстве, которое двигается, должны быть включены следующие световые устройства: а) на всех механических транспортных средствах - фары ближнего (дальнего) света; б) на прицепах и транспортных средствах, буксируемых - габаритные фонари.
В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах разрешается вместо фар ближнего (дальнего) света включить противотуманные фары.
Дальний свет следует переключать на ближний не менее чем за 250 м до встречного транспортного средства, а также тогда, когда оно может ослепить других водителей, в частности тех, которые двигаются в попутном направлении.
Свет необходимо переключать и на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость в этом.
В случае ухудшения видимости в направлении движения, вызванного светом фар встречных транспортных средств, водитель должен уменьшить скорость до такой, которая бы не превышала безопасной по условиям фактической видимости дороги в направлении движения, а в случае ослепления - включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановиться. Восстановление движения разрешается только после того, как пройдут негативные последствия ослепления.
Во время остановки на дороге в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные фонари, а при вынужденной остановке дополнительно - аварийная световая сигнализация.
В условиях недостаточной видимости разрешается дополнительно включить ближний свет или противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
Если габаритные фонари неисправные, транспортное средство следует убрать за пределы дороги, а если это невозможно, его необходимо обозначить в соответствии с требованиями пунктов 9.10 и 9.11 ПДД.
Противотуманные фары можно использовать в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог - только вместе с ближним или дальним светом фар.
Запрещается подключать задние противотуманные фонари к сигналам торможения.
Знак автопоезда, установленный в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 30.3 ПДД, должен быть постоянно включен во время движения, а в темное время суток или в условиях недостаточной видимости - и во время вынужденной остановки, остановки или стоянки на дороге.
Задний противотуманный фонарь разрешается использовать в условиях недостаточной видимости как в светлое, так и в темное время суток.


40 40
Инструкция № 4
Безопасность движения и техника безопасности для водителей , что направлен и
в командировки и дальние рейсы (более н а одну рабочую смену)
1. При работе на линии и в пути следования водитель обязан выполнять ПДД, а также:
- наблюдать за показаниями приборов, работой всех механизмов ТС;
- при выявленной неисправности на ТС, угрожающей безопасности движения, принять меры к устранению повреждений, а если это сделать невозможно - следовать на ближайшую ремонтную базу или вернуться на свое предприятие со всеми мерами предосторожности;
- при остановках и стоянках принять все меры, исключающие наезд ТС, проходящей в попутном или встречном направлении;
- на загородных автодорогах через каждый час движения делать кратковременную остановку, выходить из кабины Т С для разминки и внешнего осмотра основных узлов ТС;
- соблюдать особую осторожность при движении в условиях гололеда, тумана, ограниченной видимости, на поворотах и спусках, подъемах, ж.-д. переездах, мостах и переправах, при движении в ночное время и по незнакомой автодороге, а при внезапных метеорологических изменениях погоды (метель, ураган и т.д.), захватившие в дороге, добраться до ближайшего населенного пункта и находиться там до установления безопасной обстановке на дороге.
2. Водителю запрещается:
- управлять автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, болезненном или переутомленном состоянии;
- передавать управление ТС лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления ТС или находящегося в состоянии алкогольно-наркотического опьянения;
- осуществлять подогрев ДВС, коробки передач, заднего моста и других агрегатов
ТС открытым огнем;
- использовать автомобиль в целях личной наживы;
- перевозить пассажиров на грузовых ТС, если они не записаны в путевой лист;
- допускать к ремонту ТС лица, не имеющие на это право, проводить ремонт ТС в зоне действия механизмов;
- отдыхать или спать в кабине (кузове) ТС при работающем двигателе.
3. Если при выполнении определенных видов работ водитель окажется в опасных условиях, он обязан приостановить выполнение этих работ, сообщить об этом своей администрации или той, в чьем распоряжении находится, сделать отметку в путевом листе и продолжить работу только после устранения опасности.
4. Особые меры предосторожности необходимо соблюдать при работе на автопоездах:
- при их погрузке и разгрузке, сцеплении, обеспечении надежности сцепных устройств, страхующих тросов;
- соблюдать скорость движения, повысить осторожность при выполнении маневров
(проезд поворотов и др.).
5. Во время ремонта ТС на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности и противопожарной безопасности, установленной для ремонта и технического обслуживания ТС. Если объем ремонта превышает разрешенный на линии, а у водителя отсутствуют необходимые приспособления и инструменты - ремонт ТС проводить запрещается. Ремонт производится на обочине автодороги и только с правой стороны по ходу движения.
6. При подаче ТС назад водитель должен убедиться в отсутствии транспорта, людей или каких-либо предметов. В условиях плохой видимости подача назад производится только с сигнальщиком.


41 41 7. Переправа ТС вброд и по ледяной переправе разрешается только в местах, обозначенных специальными знаками и указателями.
8. При накачке шин на линии обязательно применять предохранительную вилку или колесо для накачки воздухом положить замковым кольцом вниз, к земле.
9. Не протирать, не мыть двигатель автомобиля бензином.
10. При пуске двигателя пусковой рукояткой проверить нейтральное положение рычага включения передач, не брать пусковую рукоятку в обхват.
11. При выполнении грузовых работ водитель ТС обязан следить за правильностью размещения груза в кузове автомобиля, соблюдением разрешенных габаритов, укладка груза, крепления и увязки, обеспечивая надежность и безопасность транспортировки.
5. Порядок выполнения заданий практического занятия
Преподаватель предоставляет каждому студенту (группе студентов) задачи, приведенные ниже.
Студент (группа студентов) при решении задачи, используя законодательные и нормативные акты по обеспечению безопасности дорожного движения должен разработать:
- тематику занятий по изучению в течение года основных законодательных и нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения для отдельных категорий водителей, которые определены в разделе 2.1;
- содержательную часть инструктажа водителей по безопасности дорожного движения в соответствии с тематикой, что определено в разделе 2.2.
2.1. Перечень отдельных категорий водителей, для которых нужно разработать
тематику занятий по изучению в течение года основных законодательных
и нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения.
1. Для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров на городских маршрутах.
2. Для водителей легковых автомобилей «такси»
3. Для водителей грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки сыпучих материалов из карьера к объектам города.
4. Для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров в сельскую местность.
5. Для водителей автоколонны, которая обслуживает продуктовые магазины города.
6. Для водителей автомобилей «Скорая помощь».
7. Для водителей автоколонны, которая осуществляет международные перевозки пассажиров.
8. Для водителей автоколонны, которая осуществляет международные перевозки грузов.
9. Для водителей автоколонны, которая осуществляет перевозки грузов для строительных объектов города.
10. Для водителей гаража, принадлежащего исполкому города.
11. Для водителей автопоездов, осуществляющих перевозки грузов между городами
12. Для водителей автоколонны, осуществляющие обслуживание предприятий города.
2.2. Перечень тематики
инструктажа водителей по безопасности дорожного движения
для разработки ее содержательной части
1. Обеспечение БДД в будущий весенний период.


42 42 2. Обеспечение БДД пешеходов и велосипедистов.
3. Обеспечение БДД в осенний период.
4. Обеспечение БДД в зимних условиях.
5. Проезд перекрестков, площадей, железнодорожных переездов. Сигналы светофоров и жесты регулировщика.
6. Первичный инструктаж с вновь принятыми (постоянно или временно) на предприятие водителями.
7. Первичный инструктаж с водителями, которые переводятся из одной марки автомобиля на другую.
8. Целевой инструктаж перед выездом на линию с водителями, которые осуществляют перевозки детей, учащихся и студентов.
9. Целевой инструктаж перед выездом на линию с водителями, которые осуществляют перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
10. Целевой инструктаж перед выездом на линию с водителями, которые направляются впервые на перевозку пассажиров (в т.ч. детей) туристско-экскурсионными.
11. Целевой инструктаж перед выездом на линию с водителями, которые направляются для работы с отрывом от основной базы или в командировку.
12. Внеплановый инструктаж по безопасности дорожного движения при получении информации по резонансному ДТП.
13. Инструктаж по безопасности дорожного движения по внезапным и опасным изменениям дорожных условий движения на маршрутах
14. Повторный инструктаж с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для надежной и безопасной работы на линии в последующий период.
15. Внеплановый инструктаж по безопасности дорожного движения по доведению до водителей информации о причинах дорожно-транспортных происшествий и рекомендации их предупреждения
Перечень вопросов для контроля знаний студентов при подготовке к
практическим занятиям.
1. Основные законодательные акты в сфере безопасности дорожного движения.
2. Ответственность за нарушение законодательства о дорожном движении.
3. Виды инструктажей по безопасности дорожного движения.
4. Сущность вводного инструктажа.
5. Цель и содержание первичного и целевого инструктажа по безопасности дорожного движения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12