Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема «Учет и анализ ДТП. Служебное расследование ДТП »
Ключевые слова и понятия: дорожное движение, опасности дорожного движения,
ДТП, состояние безопасности, служебное расследование ДТП, инструктаж, медицинский осмотр водителей, техническое состояние транспортного средства, обязательный технический контроль.
Цель работы: изучение обязанностей инженера службы безопасности дорожного движения автопредприятия в работе комиссии по проведению служебного расследования
ДТП, совершенных с участием водителей предприятия, а именно установление обстоятельств, условий и причин его возникновения; выявления нарушений норм и правил безопасности дорожного движения, способствовали возникновению дорожно- транспортных происшествий; разработка мероприятий по предупреждению дорожно-
43 43
транспортных происшествий.
В результате выполнения практической работы, подготовки и защиты отчета студенты должны: знать:
- организацию и порядок проведения служебного расследования ДТП, совершенных с участием водителей предприятия;
- первоочередные задачи и действия на месте дорожно-транспортного происшествия уметь:
выполнять первоочередные действия на месте дорожно-транспортного происшествия;
оформлять акт служебного расследования ДТП и материалы к нему
(объяснение водителя, схема ДТП и т.д.).
План выполнения практического занятия
1. Ознакомиться с теоретической частью практического занятия.
2. Выполнить задание по варианту.
3. Ответить на контрольные вопросы.
1. Краткие теоретические сведения.
1.1. Служебное расследование: назначение, цель и сущность
Дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств автотранспортного предприятия во всех случаях (независимо от вины водителя) приводят к нанесению государству в лице автотранспортного предприятия материального ущерба.
Кроме того, необходимо учитывать, что при наличии полной или частичной вины водителя (при определенных обстоятельствах), дорожно-транспортное происшествие может быть квалифицировано по статье 196 Уголовного кодекса Украины «Неосторожное уничтожение или повреждение имущества».
Именно поэтому для установления причин и условий дорожно-транспортного происшествия, во время которого повреждено имущество, определение виновных лиц и степени их вины в совершенном дорожно-транспортном происшествии, размера причиненного государству ущерба, а также для освещения других вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, в автотранспортном предприятии должно быть назначено и проведено служебное расследование.
Расследование осуществляется в соответствии с порядком в расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера (постановление Кабинета Министров
Украины от 22.03.2001 г.. № 270, Положение о порядке расследования и ведения учета несчастных случаев профессиональных заболеваний и аварий на производстве постановление Кабинета Министров Украины от 21.08.2001 г.. N 1094 Инструкция и порядок служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий КД-
238 УССР Минтрансом УССР, 1990). |
Целями служебного расследования дорожно-транспортных происшествий являются:
1) установление обстоятельств, условий и причин его возникновения;
2) выявление нарушений норм и правил безопасности дорожного движения, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий;
3) разработка мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Как видно, служебное расследование включает в себя широкий круг важных вопросов. Для их решения нужны определенная квалификация инженерно-технических
44 44
работников автотранспортных предприятий, время, технические средства (оборудование, дорожные транспортные средства) и др. Вопросы, касающиеся реконструкции механизма дорожно-транспортного происшествия, являются частью служебного расследования и должны решаться служебной экспертизой, ее сущность должна отображаться в документе
- заключении служебной экспертизы дорожно-транспортного происшествия. Последний должен составлять часть общего документа - акта служебного расследования дорожно- транспортного происшествия .
Выводы служебной экспертизы дорожно-транспортного происшествия должны быть подтверждены расчетами, требованиями нормативных документов и т. д.
С разрешения работников органов дознания и следствия должностное лицо, проводящее служебное расследование должно ознакомиться с первичной документацией по дорожно-транспортному происшествию. Но следует отметить, что в настоящее время такого взаимодействия между указанными субъектами пока еще нет. Это приводит к низкому качеству расследования дорожно-транспортных происшествий в целом.
Первичные данные по дорожно-транспортному происшествию имеют первостепенное значение для реконструкции происшествия. Это касается и служебной экспертизы (служебного расследования), информация которой, безусловно, может объективно влиять на восстановление механизма дорожно-транспортного происшествия после оценки следственными органами или органами дознания.
Нужно знать то, что объективность расследования обстоятельств дорожно- транспортного происшествия полностью зависит от лица, проводящего его, и, конечно, от лица, производящего дознание (следствие) по дорожно-транспортному происшествию.
Взаимопонимание (с технической точки зрения) и взаимодействие этих лиц определяют успех в решении поставленных вопросов для объективного восстановления механизма ДТП.
Взаимоотношения этих лиц должны быть определены соответствующими правовыми документами. Это обстоятельство подтверждается результатами изучения многих материалов служебных расследований. В исключительных случаях две стороны - автопредприятие и органы следствия - приходят к общему выводу при исследовании материалов дорожно-транспортного происшествия.
К сожалению, в большинстве случаев имеем отрицательные результаты. Остаются в стороне объективные данные, которые не используются при расследовании дорожно- транспортного происшествия, но могли бы помочь объективному восстановлению механизма происшествия.
В заключение служебной экспертизы, основываясь на практике судебных автотехнических экспертиз, должны входить следующие разделы: введение, инженерно- исследовательский, заключительный (выводы).
В зависимости от сложности вопросов, которые решаются в ходе расследования, не все позиции должны войти в заключение служебной экспертизы. Однако, во второй главе заключения в обязательном порядке должны занять место: расчет, схема дорожно- транспортного происшествия (обязательно в масштабе), фотографии поврежденного в
ДТП транспортного средства.
Отсутствие инженерно-технической, справочной и методической литературы по расследованию дорожно-транспортных происшествий в автотранспортных предприятиях не позволяет объективно решать этот важный вопрос. Отсюда и неудовлетворительный уровень результатов после проведения этого мероприятия.
Служебное расследование, как правило, должно проводиться во взаимодействии с органами дознания: Государственной автомобильной инспекции и организациями, которые отвечают за состояние автомобильной дороги. При его проведении, по сути дела, каждый человек «варится в собственном соку», что влияет на достоверность результата.
При проведении служебного расследования дорожно-транспортного происшествия практически не используются расчеты. Этот недостаток является первопричиной
45 45
неудовлетворительного расследования дорожно-транспортного происшествия. В первую очередь, на основании результатов служебного расследования дорожно-транспортного происшествия должна улучшаться работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и, следовательно, тяжелых их последствий.
Каждый случай катастрофы, аварии, повреждения и поломки должен расследоваться немедленно. Если дорожно-транспортное происшествие закончилась тяжелыми последствиями (травматизмом или гибелью людей, значительным материальным ущербом), руководитель автотранспортного предприятия обязан немедленно сообщить в прокуратуру и одновременно назначить административное расследование. Расследование катастроф и других происшествий, связанных с гибелью людей или повлекших иные тяжкие последствия, руководитель автотранспортного предприятия проводит лично, другие происшествия - назначенное им лицо.
Если сообщение о происшествии получено не от работников Государственной автомобильной инспекции, то последняя, а также прокуратура извещаются о совершенном происшествии.
Для проведения административного расследования назначается должностное лицо службы безопасности дорожного движения, а в случаях, предусмотренных приказами и директивами министерства и ведомства в которое входит данное автопредприятие, - комиссия. Как правило, комиссия занимается расследованием наиболее сложных происшествий, требующих изучения и исследования большого количества документального материала, выполнения широкого спектра действий по выявлению и установлению фактических обстоятельств происшествия.
Расследование происшествия проводится с целью установления его обстоятельств, характера повреждения на дорожном транспортном средстве, причин происшествия, степени виновности водителя, старшего машины и других должностных лиц автотранспортного предприятия в совершенном происшествии, а также определение величины ущерба, нанесенного этим происшествием. Расследование должно быть закончено в срок. В необходимых случаях этот срок руководителем (начальником) вышестоящего органа может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Должностное лицо (председатель комиссии), проводящее административное расследование, должно под роспись ознакомить со всеми собранными им материалами и заключением лиц, привлекаемых к ответственности и пострадавших. Расписка об ознакомлении делается на обратной стороне последнего листа заключения. Лицо, проводившее расследование по таким фактам собирает и приобщает к материалам расследования документы медицинского характера.
1.1.1. Первоочередные задачи при оформлении дорожно-транспортного
происшествия
При возникновении дорожно-транспортного происшествия инспектор
Государственной автомобильной инспекции или должностные лица автотранспортного предприятия на месте последнего должны:
1) принять меры по оказанию помощи пострадавшим и доставке их в ближайшее лечебное учреждение, по возможности выяснить фамилии и адреса потерпевших;
2) установить дорожные транспортные средства, водителей и других лиц, причастных к данному дорожно-транспортному происшествию; изъять у водителей водительские удостоверения, дорожные документы и задержать водителей на месте до окончания оформления материала дорожно-транспортного происшествия;
3) оградить место ДТП, организовать охрану поврежденных автотранспортных средств, груза; если движение других транспортных средств затруднено, освободить проезжую часть, зафиксировав положение транспортных средств и соответствующих дорожно-транспортного происшествия предметов и следов;
4) установить очевидцев ДТП, их фамилии и адреса (телефоны), опросить об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия;
46 46 5) если водитель покинул место ДТП, выяснить вероятные направления его движения, марку и номерной знак, особенности дорожного транспортного средства, приметы водителя и т. д.;
6) осмотреть и по возможности сфотографировать место ДТП, поврежденные дорожные транспортные средства, места повреждений на них, потерпевших, вещественные доказательства;
7) проконтролировать оформление документов о дорожно-транспортном происшествии: а) протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (приложение
4.1); б) схемы дорожно-транспортного происшествия (приложение 4.2); в) акта осмотра и проверки технического состояния дорожного транспортного средства (приложение 4 3); г) справки о дорожно-транспортном происшествии (приложение 4 4).
Служебному расследованию в системе Минтранса подлежат все ДТП с участием транспортных средств Предприятий и Перевозчиков.
Служебное расследование проводится:
- ДТП с участием транспорта Предприятий, в которых никто не погиб, а количество травмированных не превышает двух человек - Предприятиями в срок до 3 суток;
- ДТП с участием транспорта Предприятий, в которых погибло до 5 человек или травмировано от 3 до 10 человек, - государственными департаментами автомобильного, транспорта срок до 5 суток;
- ДТП с участием транспорта Предприятий, в которых погибло 5 и более человек или травмировано 10 и более человек, - Министерством транспорта в срок до 10 суток;
- ДТП с участием транспорта Перевозчиков, в которых никто не погиб, а количество травмированных не превышает двух человек - владельцем транспортного средства в срок до 3 суток;
- ДТП с участием транспорта Перевозчиков, в которых погибло до 5 человек или травмировано от 3 до 10 человек, - автоуправления в срок до 5 суток;
- ДТП с участием транспорта Перевозчиков, в которых погибло 5 и более человек или травмировано 10 и более человек, - Государственным департаментом автомобильного транспорта в срок до 10 суток.
Расследование ДТП на месте происшествия и установление вины участников ДТП проводится работниками дознания или следствия.
Служебное расследование причин ДТП по вопросам организационной работы владельцев транспортных средств по обеспечения безопасности дорожного движения проводится должностными лицами Министерства транспорта.
В ходе служебного расследования ДТП, совершенных с участием транспортных средств Предприятий проверяется:
- на транспортном средстве, участвовавшем в ДТП:
наличие у водителя документов, предусмотренных Законом ДНР "Об автомобильном транспорте";
наличие в документах водителя отметки о прохождении им медицинского осмотра и проведения осмотра технического состояния автотранспортного средства перед выездом;
соблюдение водителем режима труда и отдыха, определенного в документах, выдаваемых перед выездом;
соответствие внешнего и внутреннего снаряжения транспортного средства требованиям нормативных документов по безопасности движения и пожарной безопасности.
- на Предприятии, которому принадлежит транспортное средство, участвовавшее в
ДТП:
47 47
наличие специалистов (или служб), назначенных приказом как ответственных за безопасность движения, и их квалификация;
организация работы по стажировке водителей и проведению инструктажей;
режимы труда и отдыха водителей и их соответствие требованиям нормативных документов;
проведение медицинских осмотров водителей перед выездом на линию;
проведение технических осмотров транспортных средств перед выездом на линию;
организация работы по проведению ТО и ремонта подвижного состава.
В ходе служебного расследования ДТП с участием подвижного состав
Перевозчиков проверяется:
- На транспортном средстве, участвовавшем в ДТП:
наличие у водителя документов, предусмотренных Законом ДНР "Об автомобильном транспорте";
наличие в документах водителя отметки о прохождении им медицинского осмотра и проведения осмотра технического состояния транспортного средства перед выездом;
наличие лицензионной карточки на транспортное средство;
соблюдение водителем режима труда и отдыха, указанного в документах, выдаваемых перед выездом;
наличие разрешения заказчика на осуществление перевозок автобусом по конкретному маршруту;
выполнение водителем маршрутного таксомотора требования об обязательном предоставлении мест для сидения;
соблюдение водителем утвержденного расписания и маршрута движения;
соответствие внешнего и внутреннего снаряжения транспортного средства требованиям нормативных документов по безопасности движения и пожарной безопасности.
- У Перевозчиков - владельцев транспортного средства, ставшего участником ДТП:
наличие лицензии на осуществление соответствующего вида перевозок и лицензионных карточек на все автотранспортные средства, привлекаемые для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов;
наличие паспортов на каждый автобусный маршрут и их соответствие установленным требованиям;
наличие разрешений заказчика на осуществление перевозок автобусными маршрутами (рейсами), которые выполняются транспортными средствами этого субъекта предпринимательства;
соответствие транспортных средств, применяемых для перевозки на автобусных маршрутах общего пользования, требованиям нормативных документов по безопасности их конструкции и экономической безопасности;
соответствие утвержденных расписаний и установленного режима движения требованиям Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей транспортных средств;
соблюдение требований по проведению медицинского осмотра водителей и осмотра технического состояния транспортных средств перед выездом;
наличие специалистов (или служб), назначенных приказом как ответственные за безопасность движения, и их квалификация (только для юридических лиц);
наличие приказов о закреплении водителей для работы на междугородных и международных маршрутах и их соответствие требованиям квалификации и стажа работы (только для юридических лиц);
Ключевые слова и понятия: дорожное движение, опасности дорожного движения,
ДТП, состояние безопасности, служебное расследование ДТП, инструктаж, медицинский осмотр водителей, техническое состояние транспортного средства, обязательный технический контроль.
Цель работы: изучение обязанностей инженера службы безопасности дорожного движения автопредприятия в работе комиссии по проведению служебного расследования
ДТП, совершенных с участием водителей предприятия, а именно установление обстоятельств, условий и причин его возникновения; выявления нарушений норм и правил безопасности дорожного движения, способствовали возникновению дорожно- транспортных происшествий; разработка мероприятий по предупреждению дорожно-
43 43
транспортных происшествий.
В результате выполнения практической работы, подготовки и защиты отчета студенты должны: знать:
- организацию и порядок проведения служебного расследования ДТП, совершенных с участием водителей предприятия;
- первоочередные задачи и действия на месте дорожно-транспортного происшествия уметь:
выполнять первоочередные действия на месте дорожно-транспортного происшествия;
оформлять акт служебного расследования ДТП и материалы к нему
(объяснение водителя, схема ДТП и т.д.).
План выполнения практического занятия
1. Ознакомиться с теоретической частью практического занятия.
2. Выполнить задание по варианту.
3. Ответить на контрольные вопросы.
1. Краткие теоретические сведения.
1.1. Служебное расследование: назначение, цель и сущность
Дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств автотранспортного предприятия во всех случаях (независимо от вины водителя) приводят к нанесению государству в лице автотранспортного предприятия материального ущерба.
Кроме того, необходимо учитывать, что при наличии полной или частичной вины водителя (при определенных обстоятельствах), дорожно-транспортное происшествие может быть квалифицировано по статье 196 Уголовного кодекса Украины «Неосторожное уничтожение или повреждение имущества».
Именно поэтому для установления причин и условий дорожно-транспортного происшествия, во время которого повреждено имущество, определение виновных лиц и степени их вины в совершенном дорожно-транспортном происшествии, размера причиненного государству ущерба, а также для освещения других вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, в автотранспортном предприятии должно быть назначено и проведено служебное расследование.
Расследование осуществляется в соответствии с порядком в расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера (постановление Кабинета Министров
Украины от 22.03.2001 г.. № 270, Положение о порядке расследования и ведения учета несчастных случаев профессиональных заболеваний и аварий на производстве постановление Кабинета Министров Украины от 21.08.2001 г.. N 1094 Инструкция и порядок служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий КД-
238 УССР Минтрансом УССР, 1990). |
Целями служебного расследования дорожно-транспортных происшествий являются:
1) установление обстоятельств, условий и причин его возникновения;
2) выявление нарушений норм и правил безопасности дорожного движения, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий;
3) разработка мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Как видно, служебное расследование включает в себя широкий круг важных вопросов. Для их решения нужны определенная квалификация инженерно-технических
44 44
работников автотранспортных предприятий, время, технические средства (оборудование, дорожные транспортные средства) и др. Вопросы, касающиеся реконструкции механизма дорожно-транспортного происшествия, являются частью служебного расследования и должны решаться служебной экспертизой, ее сущность должна отображаться в документе
- заключении служебной экспертизы дорожно-транспортного происшествия. Последний должен составлять часть общего документа - акта служебного расследования дорожно- транспортного происшествия .
Выводы служебной экспертизы дорожно-транспортного происшествия должны быть подтверждены расчетами, требованиями нормативных документов и т. д.
С разрешения работников органов дознания и следствия должностное лицо, проводящее служебное расследование должно ознакомиться с первичной документацией по дорожно-транспортному происшествию. Но следует отметить, что в настоящее время такого взаимодействия между указанными субъектами пока еще нет. Это приводит к низкому качеству расследования дорожно-транспортных происшествий в целом.
Первичные данные по дорожно-транспортному происшествию имеют первостепенное значение для реконструкции происшествия. Это касается и служебной экспертизы (служебного расследования), информация которой, безусловно, может объективно влиять на восстановление механизма дорожно-транспортного происшествия после оценки следственными органами или органами дознания.
Нужно знать то, что объективность расследования обстоятельств дорожно- транспортного происшествия полностью зависит от лица, проводящего его, и, конечно, от лица, производящего дознание (следствие) по дорожно-транспортному происшествию.
Взаимопонимание (с технической точки зрения) и взаимодействие этих лиц определяют успех в решении поставленных вопросов для объективного восстановления механизма ДТП.
Взаимоотношения этих лиц должны быть определены соответствующими правовыми документами. Это обстоятельство подтверждается результатами изучения многих материалов служебных расследований. В исключительных случаях две стороны - автопредприятие и органы следствия - приходят к общему выводу при исследовании материалов дорожно-транспортного происшествия.
К сожалению, в большинстве случаев имеем отрицательные результаты. Остаются в стороне объективные данные, которые не используются при расследовании дорожно- транспортного происшествия, но могли бы помочь объективному восстановлению механизма происшествия.
В заключение служебной экспертизы, основываясь на практике судебных автотехнических экспертиз, должны входить следующие разделы: введение, инженерно- исследовательский, заключительный (выводы).
В зависимости от сложности вопросов, которые решаются в ходе расследования, не все позиции должны войти в заключение служебной экспертизы. Однако, во второй главе заключения в обязательном порядке должны занять место: расчет, схема дорожно- транспортного происшествия (обязательно в масштабе), фотографии поврежденного в
ДТП транспортного средства.
Отсутствие инженерно-технической, справочной и методической литературы по расследованию дорожно-транспортных происшествий в автотранспортных предприятиях не позволяет объективно решать этот важный вопрос. Отсюда и неудовлетворительный уровень результатов после проведения этого мероприятия.
Служебное расследование, как правило, должно проводиться во взаимодействии с органами дознания: Государственной автомобильной инспекции и организациями, которые отвечают за состояние автомобильной дороги. При его проведении, по сути дела, каждый человек «варится в собственном соку», что влияет на достоверность результата.
При проведении служебного расследования дорожно-транспортного происшествия практически не используются расчеты. Этот недостаток является первопричиной
45 45
неудовлетворительного расследования дорожно-транспортного происшествия. В первую очередь, на основании результатов служебного расследования дорожно-транспортного происшествия должна улучшаться работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и, следовательно, тяжелых их последствий.
Каждый случай катастрофы, аварии, повреждения и поломки должен расследоваться немедленно. Если дорожно-транспортное происшествие закончилась тяжелыми последствиями (травматизмом или гибелью людей, значительным материальным ущербом), руководитель автотранспортного предприятия обязан немедленно сообщить в прокуратуру и одновременно назначить административное расследование. Расследование катастроф и других происшествий, связанных с гибелью людей или повлекших иные тяжкие последствия, руководитель автотранспортного предприятия проводит лично, другие происшествия - назначенное им лицо.
Если сообщение о происшествии получено не от работников Государственной автомобильной инспекции, то последняя, а также прокуратура извещаются о совершенном происшествии.
Для проведения административного расследования назначается должностное лицо службы безопасности дорожного движения, а в случаях, предусмотренных приказами и директивами министерства и ведомства в которое входит данное автопредприятие, - комиссия. Как правило, комиссия занимается расследованием наиболее сложных происшествий, требующих изучения и исследования большого количества документального материала, выполнения широкого спектра действий по выявлению и установлению фактических обстоятельств происшествия.
Расследование происшествия проводится с целью установления его обстоятельств, характера повреждения на дорожном транспортном средстве, причин происшествия, степени виновности водителя, старшего машины и других должностных лиц автотранспортного предприятия в совершенном происшествии, а также определение величины ущерба, нанесенного этим происшествием. Расследование должно быть закончено в срок. В необходимых случаях этот срок руководителем (начальником) вышестоящего органа может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Должностное лицо (председатель комиссии), проводящее административное расследование, должно под роспись ознакомить со всеми собранными им материалами и заключением лиц, привлекаемых к ответственности и пострадавших. Расписка об ознакомлении делается на обратной стороне последнего листа заключения. Лицо, проводившее расследование по таким фактам собирает и приобщает к материалам расследования документы медицинского характера.
1.1.1. Первоочередные задачи при оформлении дорожно-транспортного
происшествия
При возникновении дорожно-транспортного происшествия инспектор
Государственной автомобильной инспекции или должностные лица автотранспортного предприятия на месте последнего должны:
1) принять меры по оказанию помощи пострадавшим и доставке их в ближайшее лечебное учреждение, по возможности выяснить фамилии и адреса потерпевших;
2) установить дорожные транспортные средства, водителей и других лиц, причастных к данному дорожно-транспортному происшествию; изъять у водителей водительские удостоверения, дорожные документы и задержать водителей на месте до окончания оформления материала дорожно-транспортного происшествия;
3) оградить место ДТП, организовать охрану поврежденных автотранспортных средств, груза; если движение других транспортных средств затруднено, освободить проезжую часть, зафиксировав положение транспортных средств и соответствующих дорожно-транспортного происшествия предметов и следов;
4) установить очевидцев ДТП, их фамилии и адреса (телефоны), опросить об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия;
46 46 5) если водитель покинул место ДТП, выяснить вероятные направления его движения, марку и номерной знак, особенности дорожного транспортного средства, приметы водителя и т. д.;
6) осмотреть и по возможности сфотографировать место ДТП, поврежденные дорожные транспортные средства, места повреждений на них, потерпевших, вещественные доказательства;
7) проконтролировать оформление документов о дорожно-транспортном происшествии: а) протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (приложение
4.1); б) схемы дорожно-транспортного происшествия (приложение 4.2); в) акта осмотра и проверки технического состояния дорожного транспортного средства (приложение 4 3); г) справки о дорожно-транспортном происшествии (приложение 4 4).
Служебному расследованию в системе Минтранса подлежат все ДТП с участием транспортных средств Предприятий и Перевозчиков.
Служебное расследование проводится:
- ДТП с участием транспорта Предприятий, в которых никто не погиб, а количество травмированных не превышает двух человек - Предприятиями в срок до 3 суток;
- ДТП с участием транспорта Предприятий, в которых погибло до 5 человек или травмировано от 3 до 10 человек, - государственными департаментами автомобильного, транспорта срок до 5 суток;
- ДТП с участием транспорта Предприятий, в которых погибло 5 и более человек или травмировано 10 и более человек, - Министерством транспорта в срок до 10 суток;
- ДТП с участием транспорта Перевозчиков, в которых никто не погиб, а количество травмированных не превышает двух человек - владельцем транспортного средства в срок до 3 суток;
- ДТП с участием транспорта Перевозчиков, в которых погибло до 5 человек или травмировано от 3 до 10 человек, - автоуправления в срок до 5 суток;
- ДТП с участием транспорта Перевозчиков, в которых погибло 5 и более человек или травмировано 10 и более человек, - Государственным департаментом автомобильного транспорта в срок до 10 суток.
Расследование ДТП на месте происшествия и установление вины участников ДТП проводится работниками дознания или следствия.
Служебное расследование причин ДТП по вопросам организационной работы владельцев транспортных средств по обеспечения безопасности дорожного движения проводится должностными лицами Министерства транспорта.
В ходе служебного расследования ДТП, совершенных с участием транспортных средств Предприятий проверяется:
- на транспортном средстве, участвовавшем в ДТП:
наличие у водителя документов, предусмотренных Законом ДНР "Об автомобильном транспорте";
наличие в документах водителя отметки о прохождении им медицинского осмотра и проведения осмотра технического состояния автотранспортного средства перед выездом;
соблюдение водителем режима труда и отдыха, определенного в документах, выдаваемых перед выездом;
соответствие внешнего и внутреннего снаряжения транспортного средства требованиям нормативных документов по безопасности движения и пожарной безопасности.
- на Предприятии, которому принадлежит транспортное средство, участвовавшее в
ДТП:
47 47
наличие специалистов (или служб), назначенных приказом как ответственных за безопасность движения, и их квалификация;
организация работы по стажировке водителей и проведению инструктажей;
режимы труда и отдыха водителей и их соответствие требованиям нормативных документов;
проведение медицинских осмотров водителей перед выездом на линию;
проведение технических осмотров транспортных средств перед выездом на линию;
организация работы по проведению ТО и ремонта подвижного состава.
В ходе служебного расследования ДТП с участием подвижного состав
Перевозчиков проверяется:
- На транспортном средстве, участвовавшем в ДТП:
наличие у водителя документов, предусмотренных Законом ДНР "Об автомобильном транспорте";
наличие в документах водителя отметки о прохождении им медицинского осмотра и проведения осмотра технического состояния транспортного средства перед выездом;
наличие лицензионной карточки на транспортное средство;
соблюдение водителем режима труда и отдыха, указанного в документах, выдаваемых перед выездом;
наличие разрешения заказчика на осуществление перевозок автобусом по конкретному маршруту;
выполнение водителем маршрутного таксомотора требования об обязательном предоставлении мест для сидения;
соблюдение водителем утвержденного расписания и маршрута движения;
соответствие внешнего и внутреннего снаряжения транспортного средства требованиям нормативных документов по безопасности движения и пожарной безопасности.
- У Перевозчиков - владельцев транспортного средства, ставшего участником ДТП:
наличие лицензии на осуществление соответствующего вида перевозок и лицензионных карточек на все автотранспортные средства, привлекаемые для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов;
наличие паспортов на каждый автобусный маршрут и их соответствие установленным требованиям;
наличие разрешений заказчика на осуществление перевозок автобусными маршрутами (рейсами), которые выполняются транспортными средствами этого субъекта предпринимательства;
соответствие транспортных средств, применяемых для перевозки на автобусных маршрутах общего пользования, требованиям нормативных документов по безопасности их конструкции и экономической безопасности;
соответствие утвержденных расписаний и установленного режима движения требованиям Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей транспортных средств;
соблюдение требований по проведению медицинского осмотра водителей и осмотра технического состояния транспортных средств перед выездом;
наличие специалистов (или служб), назначенных приказом как ответственные за безопасность движения, и их квалификация (только для юридических лиц);
наличие приказов о закреплении водителей для работы на междугородных и международных маршрутах и их соответствие требованиям квалификации и стажа работы (только для юридических лиц);