Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48 48
наличие договоров об охране автобусов во время отстоя на конечных пунктах междугородных и международных маршрутов, обеспечение водителей местом для отдыха и их медицинского осмотра и осмотра технического состояния автобусов перед выездом;
требований к внешнему и внутреннему снаряжению транспортных средств требованиям нормативных документов по безопасности движения и пожарной безопасности;
соответствие квалификации рабочих, проводящих ремонт узлов и агрегатов транспортных средств, непосредственно влияющих на безопасность движения
(рулевое управление, тормоза, шины, освещение);
организация работы по стажировке водителей и проведение инструктажей.
На основе материалов служебного расследования причин ДТП составляется акт служебного расследования (приложение 4 5) . Акт подписывается председателем и членами комиссии, принимавшей участие в служебном расследовании ДТП. Комиссия в недельный срок осуществляет указанную проверку, оценивает состояние безопасности, готовит предложения по совершенствованию работы в этой сфере и предоставляет акт проверки органа, который проводит служебное расследование.
Орган, который проводит служебное расследование, рассматривает состояние безопасности на комиссии по безопасности движения и готовит соответствующие решения, предложения, мероприятия.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
1.2. Составление схемы ДТП
Ранее было установлено, что осмотр места ДТП является первоочередным неотложным следственным действием. Именно поэтому закон позволяет проводить его даже до возбуждения уголовного дела. Во время осмотра на черновой схеме фиксируется все необходимое для объективного рассмотрения дела и определяется целесообразность фиксации тех или иных следов. Особое значение для фиксации следов и обстоятельств
ДТП имеет квалифицированное и полное оформление схемы происшествия. Быстрая фиксация на схеме последствий ДТП позволяет решить, во-первых, вопрос о восстановлении нормального состояния движения на определенном участке проезжей части дороги, а во-вторых зафиксировать большинство следов неизмененными под внешним воздействием. Именно поэтому оформление материалов ДТП начинается с
составления схемы происшествия .
1.2.1. Действия, предшествующие составлению схемы ДТП
При составлении схемы ДТП:
- выясняется, при каких обстоятельствах произошло ДТП, механизм его возникновения (дает возможность выяснить насколько формальным является составление схемы ДТП)
- выясняется, какие изменения обстановки произошли до прибытия на место
ДТП сотрудника ГАИ (если автомобиль после ДТП передвигался, то его фиксация на схеме теряет целесообразность)
- устанавливается место столкновения (наезда), т.е. удара (самостоятельно и со слов участников). Об этом свидетельствует концентрация осыпанной почвы, осколков стекла, резкие отклонения следов движения от начального направления и тому подобное.
При отсутствии материальных доказательств, свидетельствующих о месте удара, оно устанавливается в соответствии с показаниями участников и очевидцев происшествия.
Учитывая всё вышеизложенное, определяется целесообразность и порядок проведения замеров. Понятым и участникам ДТП разъясняются их обязанности и права по составлению схемы и меры личной безопасности.
1.2.2. Рекомендации при составлении схемы
При осуществлении измерений на месте ДТП рекомендуется пользоваться
Десятиметровые выдвижной рулеткой. Рулетка должна быть из ткани или пластиковой, так как осмотр места ДТП часто ведется в неблагоприятных погодных условиях.
49 49
Измерения проводятся под прямым углом к продольной и поперечной оси проезжей части.
Необходимо обеспечивать максимальную точность (не допускать провисания измерительной ленты).
Следует фиксировать точки, между которыми проводятся измерения. При фиксации расположения транспортных средств измерения проводятся от центра колес (от места контакта колеса с дорогой - так называемого «пятна контакта»). Необходимо стремиться делать измерения в одной базовой линии (например, к правому краю дороги). Не допускается дублирование измерений, обеспечивая такое положение, при котором в случае необходимости можно установить и другие размеры. Измерения осуществляются осмысленно. Нет необходимости делать измерения, не несущие какой-либо информации.
Все замеры выполняются только работниками ГАИ в присутствии понятых и участников ДТП. Понятым, согласно требованиям УПК, категорически запрещается принимать любое участие в осмотре места происшествия, то есть проводить измерения.
Схема, как правило, составляется непосредственно на месте происшествия. Если на месте события была составлена черновая схема, то ее чистовой вариант составляется в патрульном автомобиле, помещении ГАИ или дежурной части органа внутренних дел.
Черновой экземпляр схемы также прикладывается к чистовому экземпляру схемы.
Реквизиты и содержание чернового и чистового варианта должны быть одинаковыми.
Если чистовой вариант схемы вычерчивается в подразделении ГАИ без участия понятых, то его подписывает лицо, составившее схему. К ней прилагается черновая схема, выполненная на месте происшествия, на которой должны быть подписи понятых, водителей и других участников составления схемы ДТП. Если кто-нибудь из водителей, участвовавших в ДТП, отказывается подписать схему, то об этом делается запись на схеме и она удостоверяется подписями понятых. Понятые, которые подписали схему, должны быть те же, которые подписали протокол осмотра места ДТП.
Часто наблюдается избыточность размерных линий, используемых для привязки
ТС и других объектов. Они, как правило, противоречат друг другу и существенно затрудняют визуальное восприятие документов. Нередко не отображается длина специфических участков непрерывных и прерывистых следов торможения, а также вид и состояние соответствующего им дорожного покрытия. Особенно это касается следов, образующихся при пробуксовке, скольжении и торможении колес. Пренебрежение этими моментами не позволит в будущем провести комплексную экспертизу. Необходимость ее проведения ощущается в большинстве не только уголовных, но и административных дел этой категории.
Для того, чтобы схема была понятной, желательно предварительно выполнить ее на черновике, с учетом соответствующей пропорциональности отображаемых объектов.
Одним из самых простых и действенных средств повышения демонстрационных и информационных качеств этого документа может быть соблюдение определенной последовательности его выполнения. В частности, предлагается соблюдения такого порядка:
нанести линии границ проезжей части, тротуаров, обочин, дорожной разметки, дефектов дорожного покрытия, контуры ТС и других объектов, находящихся на месте
ДТП. При этом особое внимание уделить точности вычерчивания радиусов поворотов и закруглений улиц и дорог, углов слияния и разветвления проезжих частей. С этой целью можно использовать комплект чертежей улично-дорожной сети, взятый в подразделениях надзора за состоянием дорог ГАИ, архитектурно-планировочных учреждениях и дорожных отделах местных органов самоуправления;
точками указываются расположение отдельных мелких объектов: осыпание грунта, осколков стекла, капель жидкости и т.д. Таким образом, точка будет определять центр объекта;
вычертить размерные линии, обеспечивающие на схеме привязку объектов осмотра к краю проезжих частей или относительно постоянных ориентиров. При этом
50 50
толщина размерных линий должна быть в 2-3 раза тоньше линий границ проезжей части, контуров транспортных средств и других объектов, указанных в вышеприведенном пункте;
отразить на схеме следы движения и торможения ТС, дорожные знаки, указатели, светофорные объекты;
выполнить нумерацию объектов, определить расположение этих объектов - карандашом тонкими линиями соединить с окружностями (диаметр - примерно 1 см ) на периферийных участках схемы и в этих кругах проставить порядковые номера объектов, размещаемых для удобства пользования на схеме по часовой стрелке;
указать ширину проезжей части, тротуаров, обочин, газонов, установленное направление движения ТС в кульминационной фазе ДТП, название улиц, остановок общественного транспорта, номера домов и других объектов в зоне происшествия;
отразить на схеме и в протоколе осмотра место, где с ТС выпал груз, и с какой высоты он падал.
Предметы, положение которых трудно передать на плане (столбы городского освещения, деревья, дорожные знаки и указатели), можно для наглядности нарисовать в вертикальной проекции, но таким образом, чтобы они не затрудняли восприятие схемы.
Если это не удается, переходят на применение соответствующих условных обозначений, которым дают расшифровку на свободном месте схемы.
1.2.3. Реквизиты схемы ДТП:
- наименования;
- место совершения ДТП (название автодороги, улицы, километра, перекресток, номер дома и т.п.);
- дата (год, месяц, число) и время совершения ДТП, а также составление схемы;
- должность, звание, фамилия, имя, отчество и подпись лица, составившего схему;
- фамилия, имя и отчество, подписи понятых, а также других лиц, участвовавших в осмотре;
- условные обозначения, использованные при составлении схемы;
- мерило, в котором выполнена схема;
- масштаб (пропорциональность), в котором она выполнена.
1.2.4. Объекты, подлежащие графической фиксации на схеме ДТП:
участок дороги, где произошло ДТП;
относительно постоянные ориентиры, к которым на схеме осуществлена привязка объектов и следов;
транспортные средства, которые участвовали в ДТП - координаты их расположения относительно элементов проезжей части и постоянных ориентиров;
следы колес транспортных средств - их начала к каждому колесу транспортного средства с указанием разрывов, длина следов на участках с разным покрытием или с разнородным состоянием покрытия;
другие относящиеся к событию следы и предметы - расположение частей, отделившихся от транспортного средства, и других объектов (обломков кузова, частиц краски, осколков стекла, осыпание грунта, следов жидкостей и др.) относительно элементов проезжей части, транспортных средств; площади рассеивания осколков стекла, осыпи грунта и тому подобное;
координаты места столкновения, наезда и других относительно устойчивых ориентиров;
ширина проезжей части дороги, включая разделительные полосы;
ширина тротуаров, обочин, профиль кювета;
радиус кривой в плане (поворота)
размеры участков с различным покрытием; размеры участков с разнородным состоянием дорожного покрытия;
51 51
размеры и расположение дефектов дорожного покрытия;
расположение дорожной разметки;
расположение дорожных знаков и средств технического регулирования дорожного движения;
расположение шлагбаума, средств сигнализации, дорожных знаков на железнодорожном переезде;
продольный или поперечный уклон проезжей части дороги;
коэффициент сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием, в т.ч. с разнородным.
При чертеже схемы нужно соблюдать следующие рекомендации: а) применять специальные чертежные принадлежности (линейки, лекала и т.д.); б) пользоваться общепринятыми графическими изображениями объектов и условными обозначениями; в) не менять масштабности изображения г) если нужно детализировать тот или иной участок схемы - внесение фрагментов; д) применяя цветные красители, избегать излишней пестроты, если это мешает прочтению схемы.
1.2.5. Методика и основные принципы составления схемы ДТП.
Протокол осмотра места ДТП обязательно иллюстрируется одной или несколькими схемами, которые представляют собой горизонтальную, вертикальную проекцию или объемное изображение обстановки места происшествия. Как правило схемы выполняются в масштабе 1: 200 (в 1 см - 2 м ) на листах бумаги А-4 (210 х 297) с миллиметровой сеткой.
Размеры и форма схем не ограничиваются, поскольку границы места происшествия могут иметь сложную конфигурацию. Поэтому, при отсутствии бумаги необходимого формата, вполне допустима склейка нескольких стандартных бланков схемы, каждый из которых, в таком случае, подписывается понятыми, участниками ДТП и лицами, присутствовавших при осмотре места происшествия. Как правило, на схеме отражают горизонтальную проекцию или план места ДТП. Если происшествие возникло на пересеченной местности или такой, которая имеет сложный профиль, то схему следует дополнить вертикальными проекциями (видами сбоку) или аксонометрическими проекциями (объемными изображениями).
Как известно из курса геометрии общеобразовательной школы, плоскость (план) задается двумя осями координат, взаимно пересекающимися. Предположим, что нам необходимо зафиксировать положение любой точки А на плане.
Для этого необходимо на заданной плоскости выбрать оси системы координат, в которой будет проводиться фиксация. Например, на прямоугольном или Т-образном перекрестке это будут оси прямоугольной системы координат, а на Косоугольных или V- образном перекрестке - в соответствии с осями косоугольной системы координат. В качестве осей координат удобно брать край проезжей части улицы или дороги, представляющий собой прямую линию, или его условное продолжение.
Для того, чтобы зафиксировать положение точки А, необходимо измерить проекции этой точки на выбранные координатные оси. Обычно для нанесения точек на схему используется именно этот способ, так как он не требует измерения углов. Для отображения на схеме расположения объектов, имеющих определенную длину, например - отрезок прямой АВ, достаточно указать величину трех проекций их крайних точек .
Объекты, имеющие конструкционную жесткость и определенную длину и ширину
(автомобили, автомобильные прицепы и другие ТС, детали и узлы к ним, следы торможения ТС, элементы дорожной разметки и т.д.) фиксируются на схеме аналогично.
Принципы графической фиксации ТС и других следов ДТП в прямоугольной и косоугольной системах координат показаны на рис. 4. 1 и рис. 4. 2 .
Для нанесения контуров ТС на план можно использовать специальные штампы и трафареты, входящие в комплект оборудования работника ГАИ. Однако для обеспечения
52 52
масштабного изображения обстановки мест сложных ДТП целесообразно вычерчивать их от руки или с помощью многовариантных шаблонов (подобно так называемой
«офицерской линейке»). В связи с тем, что периферийные части ТС в процессе ДТП, как правило, подвергаются деформации, фиксацию их расположения на схеме целесообразно проводить от точек соприкосновения колес с проезжей частью (так называемого «пятна контакта») или от центров колес (если ТС перевернулся на бок, увяз в снегу, песку, грязи).
В этом случае замеры целесообразно выполнять с кратчайшим расстоянием от центров осей переднего и заднего колес, ближайших к поверхности земли.
Если в процессе опрокидывания автомобиль оказался на крыше, замеры целесообразно проводить от точек проекций на поверхность земли центров осей переднего и заднего колес к краю проезжей части и условно постоянных ориентиров (рис.
4. 3 ).
Изменение базы ТС в процессе столкновения, опрокидывания или наезда на препятствие происходит достаточно редко. Однако, если это произошло, то в таком случае
ТС может рассматриваться как тело, не имеющее определенной формы, и фиксироваться по габаритным точкам (рис. 4. 4).
1 .2. 6. Фиксация следов транспортных средств на схеме ДТП.
Прямолинейные участки следов движения ТС на схеме фиксируются таким же образом, как и автомобили, то есть тремя проекциями на координатные оси. Кроме этого, для удобства дальнейших расчетов скорости ТС перед происшествием целесообразно измерять и указывать на схеме длину следа торможения каждого колеса. При этом следы качения, торможения и юза измеряются отдельно. Как правило, на асфальтобетонных покрытиях следы торможения ТС начинаются со слабозаметных отпечатков протектора колес, четкость которых постепенно возрастает и плавно переходит в след скольжения полностью заторможенного колеса. В этом случае необходимо измерить отдельно длину каждого из характерных участков торможения и зафиксировать их.
Для отображения следов сложной формы их разделяют на прямолинейные и криволинейные участки и измеряют координаты точек перегиба следов.
При фиксации на схеме ДТП криволинейных следов торможения целесообразно координатные оси разбивать на одинаковые участки, примерно 1- 3 м в зависимости от длины и степени кривизны следов (рис. 4. 5). Результаты измерений проекций точек следа, попавших в заданные интервалы, удобно оформлять в виде таблицы координат проекций этих точек.
Прерывистые следы торможения, возникающие при отрыве колес от проезжей части через периодическое ослабление нажатия на педаль тормоза или из-за неровностей дороги, измеряются отдельно с указанием общей длины следа торможения. Например,
«Заднее правое колесо автомобиля ВАЗ - 2107 оставило след общей протяженностью 10,4 м. След начинается в виде слабого отражения протектора шины длиной 1,4 м, затем переходит в хорошо заметный след качения колеса длиной 3,1 м и заканчивается вслед скольжения полностью заблокированного колеса длиной 5,9 м". Следы удвоенных колес грузовых автомобилей, автобусов и автомобильных прицепов также отображаются на схеме отдельно. При этом подлежит измерению ширина каждого следа и расстояние данных следов друг от друга.
Пример оформления схемы ДТП приведен в Приложении 4 2.