Файл: 1. 1Обзор нормативноправовой и законодательной документации 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) — единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.
Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.
Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.
Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.
С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.
Закон "О стандартизации" регламентирует:
- организацию работ по стандартизации,
- содержание и применение нормативных документов по стандартизации,
- информационное обеспечение работ по стандартизации,
- организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,
- финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,
- стимулирование применения государственных стандартов,
- ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.
Принципы стандартизации следующие (самостоятельно):
1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;
2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;
4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;
5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;
6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;
7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;
8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.
Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:
- обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;
- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;
- определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
- унификация конструктивных частей изделий;
- разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;
- оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;
- создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
- организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.
Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.
1.1.2.3 Федеральный закон от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
Поскольку последующее изложение основывается на положениях ФЗ «Об обеспечении единства измерений» приведем краткое содержание этого закона.
Закон состоит из десяти глав, которые наполнены 29 статьями.
Глава 1. Общие положения. В этой главе сформулированы цели и сфера действия ФЗ, приводятся основные понятия, применяемые для изложения существа положений статей закона, отношения к законодательству РФ и международным договорам РФ.
Глава 2. Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений.
Глава 3. Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений. Рассматриваются следующие формы государственного регулирования: утверждение типа СО или типа СИ; поверка СИ; метрологическая экспертиза; государственный метрологический надзор; аттестация методик (методов) измерений; аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказанию услуг в области ОЕИ; Федеральный государственный метрологический надзор (права и обязанности).
Глава 4. Калибровка средств измерений. Законом устанавливаются сферы использования калибровки СИ, возможные исполнители калибровочных работ и статус калиброванных СИ.
Глава 5. Аккредитация в области обеспечения единства измерений. Аккредитация осуществляется в целях признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по ОЕИ в соответствии с настоящим ФЗ. В связи с этим в этой главе определяются цели аккредитации и виды работ и (или) услуг в области аккредитации.
Глава 6. Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Определяются источники образования Федерального информационного фонда по ОЕИ, федеральный орган, организующий представление сведений, содержащихся в фонде и федеральный орган, устанавливающий порядок создания и ведения федерального информационного фонда по ОЕИ.
Глава 7. Организационные основы обеспечения единства измерений. Приводится основные задачи, которые стоят перед государственными органами исполнительной власти, государственными региональными центрами метрологии, метрологическими службами и организациями в области ОЕИ.
Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Определяется ответственность участников работ в области ОЕИ, допустивших нарушение законодательства в области ОЕИ или не исполняющие в установленный срок предписаний об устранении выявленных нарушений.
Глава 9. Финансирование в области обеспечения единства измерений. Определяются статьи расходов средств федерального бюджета, а также оплата работ и (или) услуг при проведении работ.
Глава 10. Заключительные положения. Устанавливается перечень регламентов введения настоящего ФЗ с момента опубликования и до вступления его в силу.
Отметим основные новации Федерального закона:
- сужение сферы государственного регулирования в области ОЕИ;
- отмена лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту СИ;
- привлечение аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к работам по проведению испытаний СИ и СО в целях утверждения их типа, поверки некоторых категорий СИ, аттестации методов (методик) измерений;
- установление принципов аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ОЕИ;
- создание Федерального информационного фонда в области ОЕИ.
- устранение пробелов правового регулирования при проведении метрологической экспертизы;
- определение формы государственного регулирования, применяемые при проверки соответствия измерений и применяемых СИ установленным метрологическим и техническим требованиям;
- учет норм по созданию и работы инфраструктуры, необходимой для ОЕИ;
- учет положений документов МОЗМ и Федерального закона «О техническом регулировании».
Реализация этого закона позволяет:
- устранить избыточное государственное регулирование в области ОЕИ и ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;
- совершенствовать эталонную базу страны;
- создать систему аккредитации в области ОЕИ, соответствующую современным направлениям экономического развития и международным подходам к аккредитации;
- гармонизировать нормативную правовую базу в области ОЕИ с международным законодательством в области метрологии;
- создать условия для признания на международном уровне национальных эталонов и результатов измерений;
- создать основанный на конкуренции рынок работ и услуг в области ОЕИ;
- обеспечить открытость и доступность информации в области ОЕИ для всех заинтересованных лиц.
Закон носит рамочный характер, т.е. формирует основные задачи и направления регулирования отношений при ОЕИ в стране. Более детально вопросы регулирования должны быть представлены (подзаконными) правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы и др.). До издания этих актов действуют (в части, не противоречащей настоящему закону) акты, принятые ранее во исполнение Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» (1993 г.). В Министерстве промышленности и торговли РФ приказом от 19 февраля 2009 года № 73 утвержден «План разработки нормативных правовых актов по реализации Федерального закона от 26 июня 2008 г. «Об обеспечении единства измерений».
1.1.2.4 Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации:
1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации);