Файл: 1. 1Обзор нормативноправовой и законодательной документации 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых контрольными (надзорными) органами к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 

3) экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий.

Аккредитация осуществляется на основе следующих принципов:

1) осуществление полномочий по аккредитации национальным органом по аккредитации;

2) компетентность национального органа по аккредитации;

3) независимость национального органа по аккредитации;

4) беспристрастность;

5) добровольность;

6) открытость и доступность правил аккредитации;

7) недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и обеспечению единства измерений;

8) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям;

9) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;

10) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;

11) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аккредитации на отдельных территориях и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.

Национальная система аккредитации включает в себя следующих участников:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;

2) национальный орган по аккредитации;

3) общественный совет по аккредитации;

4) комиссия по апелляциям;

5) эксперты по аккредитации, технические эксперты;

6) аккредитованные лица;

7) экспертные организации.


    1. Обзор нормативно-методической документации

1.2.1 ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций»


Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, разрабатываются этими организациями.

Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть:

- составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

- процессы организации и управления производством;

- процессы менеджмента;

- технологическая оснастка и инструмент;

- технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

- методы; методики проектирования, проведения испытаний, измерений и/или анализа;

- услуги, оказываемые внутри организации, в том числе и социальные;

- номенклатура сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

- процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции и др.

Стандарты организации не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации.

Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.
1.2.2 ГОСТ 34100.3-2017 «Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения»
Начнём с того, что любое измерение проводят для того, чтобы узнать «истинное» значение измеряемой величины. Перед проведением любого измерения нам нужно точно определиться:



- что измеряем (определение измеряемой величины),

- чем измеряем (метод измерений),

- как измеряем (методика измерений).

В результате проведения измерений и возникает понятие неопределённости из-за того, что любую величину нельзя измерить абсолютно точно – то есть у нас всегда будут возникать «сомнения в истинности результата». Причины возникновения таких сомнений (факторы неопределённости) могут быть совершенно разными, например:

- ошибка (погрешность) измерения прибора,

- постоянно изменяющиеся внешние условия измерений,

- непрерывно изменяющаяся сама измеряемая величина,

- влияние оператора на результат измерения (начиная от субъективности считывания показаний, вплоть до «дрожания рук»).

Поэтому, чтобы итоговый результат измерений был максимально полным, необходимо одновременно указывать некую связанную с ним оценку «сомнения в результате», которая будет учитывать такие факторы неопределенности. По определению в ГОСТ неопределенность характеризует разброс измеренных значений, в пределах которого они могут быть объективно приписаны к измеряемой величине.

Мы видим, что одна часть факторов неопределённости могут носить случайный характер (изменение внешних условий, «дрожание рук» и т.п.) – случайная погрешность. Случайную погрешность можно уменьшить, увеличив количество измерений одной и той же величины. Другая часть факторов неопределенности определена достаточно чётко (например, «погрешность прибора») – систематическая погрешность. Влияние известной систематической погрешности можно уменьшить, применив соответствующий поправочный коэффициент к результатам измерений.
Определение различных факторов неопределённости и их взаимный учёт и стандартизация приводят нас к понятию «типы неопределенностей», которые сформулированы в упомянутом ГОСТ по неопределённости измерений.

Далее приведём типы неопределённостей из "руководства по выражению неопределенности измерения" (ГОСТ 34100.3-2017) и общие формулы расчёта всех типов неопределённостей.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТИПА А.

Аналог – «случайная погрешность». Объединяет в себе факторы неопределённости случайного характера – изменение внешних условий, «дрожание рук» и т.п. Для оценки неопределённости по типу А используют статистические методы – то есть, необходимо провести несколько измерений одной и той же величины, которые затем подвергнуть статистической обработке. В результате такой обработки, в идеале, влияние случайных факторов неопределённости на результат измерений будет минимизировано.

Неопределённость типа А количественно характеризуется дисперсией и стандартным отклонением:

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТИПА Б.

Аналог - «систематическая погрешность». Объединяет в себе факторы неопределённости заведомо известного характера (постоянные или переменные величины, изменяющиеся по известным законам). Например:

- погрешность прибора,

- погрешность калибровки,

- погрешность методики измерения,

- известная зависимость результата от контролируемых внешних условий (климатические условия, время суток, года и т.п.).

Производится оценка достоверности измерений на основе нестатистической информации. Для наиболее точного вычисления неопределенности типа Б необходимо, по возможности, использовать всю доступную надёжную информацию о факторах неопределённости, влияющих на точность измерения и оценке уверенности в появлении каждого из этих событий (субъективная вероятность). Обычно, такая информация указывается в технической документации на измерительный прибор. Например, значения погрешности утверждённой методики измерения (МИ) содержатся в руководстве по эксплуатации (РЭ).

Стандартная неопределенность результата измерения.

Аналог – «стандартное отклонение погрешности». Неопределенность, представленная в виде стандартного отклонения. Стандартное отклонение.
1.3 Обзор научно-технической документации

Долгое время во всем мире для любой измерительной задачи использовался подход, в котором выражались систематическая и случайная погрешность. Однако, в 1993 г. был выпущен документ ИСО/МЭК «Руководство по выражению неопределенности измерений (GUM)», в котором было введено понятие «неопределенность измерений», после чего во всем мире в сертификатах калибровки указывались не характеристики погрешности, а другие характеристики: «суммарная стандартная неопределенность» и «расширенная неопределенность». В научных кругах введение данного документа вызвало массу дискуссий.

Поэтому при МБМВ ("Международное бюро мер и весов") создали специальную группу экспертов JCGM/WG1, которая занимается разработкой приложений к GUM. Всего разработано семь приложений, три из которых находятся в свободном доступе на сайте МБМВ. В 2009 г. вышел в свет важный документ JCGM 104:2009 «Evaluation of measurement data – An introduction to the "Guide to the expression of uncertainty in measurement" and related documents (Оценивание данных измерения – Введение к "Руководству по выражению неопределенности измерений" и связанным с ним документам), в котором выражены причины перехода на концепцию «неопределенность», основные преимущества введения этого понятия, а также основные принципы расчета неопределенности.


Документ также известен, как издание МЭК/ИСО «ISO/IEC Guide 98-1:2009» [1]. Одно из преимуществ нововведения, это возможность оценивать качество измерения, учитывая и систематические, и случайные погрешности на основе идентичного подхода и специальной методики. Методика дает уточнение информации, полученной ранее с помощью метода "анализа погрешностей" и переводит ее на вероятностную основу с помощью концепции "неопределенность измерения.

Ещё одно преимущество связано с тем, невозможно утверждать на сколько хорошо известно уникальное и единственное истинное значение величины, возможно лишь знать на сколько хорошо оно известно по нашему мнению [2]. Существует несколько типов оценки неопределенности результатов измерений: по типу А, по типу B и метод Монте-Карло [3]. Для оценивания по типу А GUM предоставляет руководство для получения наилучшей оценки величины и соответствующей стандартной неопределенности из среднего и связанного с ним стандартного отклонения набора показаний величины, полученных независимо.

Для оценивания по типу В используются априорные знания, касающиеся величины, чтобы охарактеризовать ее с помощью функции плотности вероятности (ФПВ), из которой определяется наилучшая оценка величины и стандартная неопределенность, связанная с этой оценкой. GUM утверждает, что оба типа оценивания базируются на распределениях вероятностей и что оба подхода используют общепризнанные трактовки вероятностей. GUM рассматривает ФПВ как фундамент оценивания неопределенности: в контексте закона распространения неопределенности он ясно ссылается на входные и выходную величины как описываемые или характеризуемые распределениями вероятностей. Метод оценивания неопределенности GUM не определяет явно ФПВ для выходной величины.

Однако на распределение вероятностей, используемое этим методом для определения характеристик выходной величины, иногда ссылаются как на «предусмотренное» или «следующее из» метода оценивания неопределенности GUM. При расчете неопределенности измерений метод Монте-Карло (ММК) используется как метод трансформирования распределений на основе моделирования случайных выборок из этих распределений [4]. Этот метод может быть применен к любым моделям, имеющим единственную выходную величину, в которых входные величины характеризуются любыми заданными функциями распределения вероятностей. Поскольку ММК требует проведения большого числа испытаний, его часто называют методом статистических испытаний.