Файл: Особенности регулирования и контроля деятельности предприятия.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 354
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль и значение контроля в процессе управления современным предприятием
1.1. Виды контроля и области его применения
1.3. Характеристика эффективного контроля
2. Анализ эффективности процесса контроля конкретного предприятия
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ процесса контроля за деятельностью предприятия
2.3. Органы контроля, регулирующие деятельность предприятия
2.4. Анализ эффективности контроля предприятия
3. Совершенствование системы внутреннего контроля в ПАО «Газпром»
3. Своевременность контроля. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.
4. Гибкость контроля. Если нечто непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля. Без достаточной (и весьма значительной) степени гибкости система контроля будет недейственна в тех ситуациях, для которых она предназначалась. Так, например, если неожиданно возникает новый фактор издержек, вызванный, скажем, необходимостью адаптации к недавно принятому новому законодательству, то до тех пор, пока он не будет встроен в систему контроля предприятия, система контроля не сможет отслеживать производственные издержки.
5. Простота контроля. Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают ее, то такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
6. Экономичность контроля. Очень редко стремятся достичь при помощи контроля полного совершенства в работе организации, поскольку прогрессирующие усовершенствования и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств.
Никогда не следует забывать, что все затраты, совершаемые предприятием, должны приводить к увеличению ее преимуществ и доходов. Затраты средств должны приближать предприятие к поставленным целям. Таким образом, если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, предприятию лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль. Вообще, поскольку в контроле скрыто много побочных затрат, таких, как затраты рабочего времени и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть затрачены на решение других задач, то, для того чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат к возможной прибыли у него должно быть довольно низким.
Конечно, для того чтобы определить реальное соотношение затрат и прибыли для системы контроля, необходимо рассматривать как долгосрочные аспекты, так и краткосрочные. Если и существует какое-либо твердое правило контроля, то оно, прежде всего, состоит в том, что любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является еще одним синонимом потери контроля.
Таким образом, можно сформулировать рекомендации по проведению эффективного контроля [13].
1. Устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, достаточно полно и объективно отражают их работу. Кроме того, они должны понимать, чем и как они помогают своей организации в достижении ее интегральных целей. Если же сотрудники видят, что установленные стандарты контроля не полны и не объективны или же попросту «ловят блох», то они могут игнорировать их и сознательно нарушать или же будут испытывать усталость и разочарование.
2. Устанавливайте двустороннее общение. Если у подчиненного возникают какие-либо проблемы с системой контроля, то у него должна быть возможность открыто обсудить их, не опасаясь, что руководство обидится на это. Подобное общение должно увеличивать вероятность того, что работники точно поймут истинную цель контроля и помогут установить скрытые упущения в системе контроля, неочевидные для ее создателей из высшего руководства фирмы.
3. Избегайте чрезмерного контроля. Руководство не должно перегружать своих подчиненных многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все их внимание, и приведет к полному беспорядку и краху.
4. Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты. При разработке мер контроля важно принять во внимание мотивацию. Если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий, то он может разрушить мотивы работников. Аналогично, если стандарт установлен на низком уровне, то это может оказывать демотивирующее воздействие на людей с высоким уровнем потребностей в достижении высоких результатов.
5. Вознаграждайте за достижение стандарта. Если руководство организации хочет, чтобы сотрудники были мотивированы на полную самоотдачу в интересах организации, оно должно справедливо вознаграждать их за достижение установленных стандартов результативности.
Таким образом, управленческий контроль сложное и многомерное понятие, взаимосвязанное с традиционными функциями менеджмента и необходимое условие эффективного (инновационного) развития любого современного предприятия.
2. Анализ эффективности процесса контроля конкретного предприятия
2.1. Характеристика предприятия
ПАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
«Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки.
Стратегической целью является становление ПАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала. «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских — 72%. На «Газпром» приходится 11% мировой и 66% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.
«Газпром» — надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная система, протяженность которой составляет 171,4 тыс. км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Наименование компании: полное — Публичное акционерное общество «Газпром»; сокращенное — ПАО «Газпром».
Регистрационная информация:
- свидетельство о государственной регистрации № 022.726
(выдано Московской регистрационной Палатой 25.02.93 г.); - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) — 1027700070518;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — 7736050003;
- код причины постановки на учет (КПП) — 997250001;
- общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) — 45908000.
По объемам запасов, добыче газа и рыночной капитализации ПАО «Газпром» является одной из крупнейших газовых и нефтяных компаний в мире. Основная часть выручки приходится на продажу газа, нефти и прочих углеводородов в страны Западной и Центральной Европы, Российскую Федерацию, а также другие страны бывшего Советского Союза.
Финансово-хозяйственная деятельность ПАО «Газпром» подразделяется на следующие основные направления:
- Добыча газа – геологоразведка и добыча газа.
- Транспортировка – транспортировка газа.
- Поставка газа – продажа газа в Российской Федерации и за ее пределами.
- Хранение газа – хранение добытого и приобретенного газа в подземных хранилищах.
- Добыча нефти и газового конденсата – разведка и добыча нефти и газового конденсата, продажа нефти и газового конденсата.
- Переработка – переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки.
- Производство и продажа электрической и тепловой энергии.
Прочие виды финансово-хозяйственной деятельности включают в себя производство прочей продукции и продажу отдельных видов товаров, работ, услуг.
Дадим характеристику основным показателям финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Газпром» (таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Показатели |
2015 |
2016 |
Изменения |
Темпы роста |
Выручка |
363531273 |
392357674 |
28826401 |
107,93 |
Расходы по обычным видам деятельности |
265791531 |
300675135 |
34883604 |
113,12 |
Прибыль (убыток) от продаж |
97739742 |
91682539 |
-6057203 |
93,8 |
Чистая прибыль (убыток) |
64266776 |
85982093 |
21715317 |
133,79 |
Показатели выручки от продаж ПАО «Газпром» возросли в 2016 году на 7,93%, однако размер расходов по обычным видам деятельности увеличился на 13,12%. Такая динамика способствовала снижению прибыли от продаж предприятия на 6,2%. В 2016 году у предприятия имеется прибыль от продаж в размере 91682539 тыс. руб. Показатели чистой прибыли ПАО «Газпром» в 2016 году возросли на 33,79%, что является позитивной характеристикой финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ состава и размещения активов представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Состав имущества предприятия
Актив |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Нематериальные активы |
4019854 |
4545210 |
4702090 |
4889634 |
5087397 |
Основные средства |
102548963 |
109289654 |
118676649 |
121288999 |
185402361 |
Финансовые вложения |
147896325 |
154710212 |
183740853 |
215094111 |
236568164 |
Материальные поисковые активы |
512650 |
596326 |
872660 |
1133728 |
1181376 |
Прочие внеоборотные активы |
46480837 |
76076450 |
58476393 |
40578570 |
37433580 |
Баланс |
498541256 |
512548963 |
531033781 |
577398993 |
640392375 |
Для производственного предприятия оптимальной считается структура: 65% - запасы, 30% - дебиторская задолженность, 5% - денежные средства.
Как видно из таблицы, общая стоимость имущества в отчетном периоде составляла 640392375 тыс.руб.
Таблица 3 – Динамика имущества предприятия ПАО «Газпром»
Актив |
Абсолютное изменение |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Внеоборотные активы, в том числе: |
43759223 |
21250793 |
16516397 |
82687836 |
Нематериальные активы |
525356 |
156880 |
187544 |
197763 |
Основные средства |
6740691 |
9386995 |
2612350 |
64113362 |
Финансовые вложения |
6813887 |
29030641 |
31353258 |
21474053 |
Материальные поисковые активы |
83676 |
276334 |
261068 |
47648 |
Прочие внеоборотные активы |
29595613 |
-17600057 |
-17897823 |
-3144990 |
Баланс |
14007707 |
18484818 |
46365212 |
62993382 |