Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Сравнительный анализ прямого налогообложения в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, процесс взимания и международная практика применения прямых налогов
1.1 Экономическая сущность прямых налогов
1.2 Процесс взимания прямых налогов
2. Зарубежный опыт применения и проблемы исчисления прямых налогов
2.1 Сравнительный анализ прямого налогообложения в России и за рубежом
2.2 Актуальные проблемы исчисления прямых налогов
3. Развитие налогообложения доходов физических лиц как основного вида прямых налогов
3.1 Система подоходного налогообложения в России
3.2 Прогрессивная шкала прямых налогов как способ соблюдения принципа равенства
Таблица 1 - Налоговые ставки для прямых налогов, взимаемых в Российской Федерации на 01.01.2019 года
Вид налога |
Наименование налога, ставка |
|
Для физических лиц |
Для юридических лиц |
|
Прямые налоги |
НДФЛ - 13% |
НДФЛ с работников - 13% |
Налог на прибыль организаций - 20% |
||
Налог на игорный бизнес: игровые столы - 25000 руб. игровые автоматы - 1500 руб. |
||
Торговый сбор: Организация розничных рынков - 61,85 руб. за каждый м2 рыночной площади |
Налог с доходов физических лиц (далее - НДФЛ). Согласно статье 224 НК РФ, ставка НДФЛ устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 210 НК РФ, налоговой базой по данному виду налога признаются доходы, полученные налогоплательщиком в денежной и натуральной форме, а также в виде материальной выгоды. Налоговую базу по доходам работников, облагаемым по ставке 13%, работодатели рассчитывают по итогам каждого месяца методом нарастающего итога с начала года. Полученная сумма доходов работника должна быть уменьшена на предоставляемые ему вычеты по НДФЛ. Сумма вычетов бывает стандартная (статья 218 НКРФ), социальная (статья 219 НКРФ) и имущественная (статья 220 НКРФ). То есть налоговая база рассчитывается по формуле:
(Налоговая база по НДФЛ с начала года) = (Ставка налога)
- (Сумма вычетов) (1)
После того как налоговая база по НДФЛ определена, можно переходить к расчету самого налога по формуле:
(Сумма НДФЛ с начала года) = (Налоговая база) х 13% (2)
Налог на прибыль организаций. Согласно статье 274 НК РФ, налоговой базой по данному налогу является денежное выражение прибыли [1]. В общем случае прибыль — это облагаемые доходы, уменьшенные на принимаемые для прибыли расходы [1]. Из этого следует, что налог на прибыль организаций рассчитывается по следующей формуле:
(Налог на прибыль организаций) = (Налоговая база) х
х (Налоговая ставка) (3)
Следует обратить внимание, что в данной методике расчета доходы и расходы берутся на начало года, так как налог на прибыль считается нарастающим итогом.
Важным объектов налогообложения по прямым налогам являются ресурсы, характеристика которых представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Налоговые ставки для прямых налогов, взимаемых с ресурсов в Российской Федерации на 01.01.2019 года
Вид налога |
Наименование налога, ставка |
|
Для физических лиц |
Для юридических лиц |
|
Прямые налоги |
Земельный налог: Для земель сельхозназначения, дачных участков и предназначенных под застройку жильем - 0,3% от кадастровой стоимости на земли сельскохозяйственного назначения, ИЖС и ЛПХ; 1,5% - на земли, предназначенные для иных целей |
Земельный налог: Земли сельхозназначения - 0,3% от кадастровой стоимости; Если земли применяются для других целей, то ставка резко возрастает и составляет уже 1,5% стоимости кадастра |
Водный налог: 107 руб. за одну тысячу м3 водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта |
Водный налог: 107 руб. за одну тысячу м3 водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта |
|
НДПИ: торфа; угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев - 4,0% |
Основным налогом в этой группе является земельный налог. Согласно действующему законодательству, он рассчитывается по следующей формуле:
(Земельный налог) = (Кст х Д х Ст х Кв), (4)
где: Кст - кадастровая стоимость земельного участка;
Д - размер доли в праве на земельный участок;
Ст - налоговая ставка;
Кв - коэффициент владения земельным участком[11].
Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, то земельный налог платить не нужно.
Еще одним объектом налогообложения по прямым налогам является имущество, характеристика которого представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Налоговые ставки для прямых налогов, взимаемых с имущества в Российской Федерации на 01.01.2019 года
Вид налога |
Наименование налога, ставка |
|
Налог на имущество |
Для физических лиц |
Для юридических лиц |
Налог на имущество: До 10 млн руб. (включительно) - 0,1% Свыше 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) - 0,15% Свыше 20 млн руб. до 50 млн руб. (включительно) - 0,2% |
Налог на имущество - 1,4% |
Формула расчета налога на имущество физических лиц имеет вид:
(Н) = (Н1 - Н) х (К) + (Н), (5)
где: Н - величина налога к уплате;
Hi - номинальная величина налога, определяемая с учетом только кадастровой цены объекта, установленной для нее ставки и вычета;
Н2 - номинальная величина налога, рассчитываемая с учетом только инвентаризационной стоимости квартиры, ставки, а также коэффициента.
К - понижающий коэффициент, последовательно увеличивающийся на 0,2 ежегодно в течение первых 4 лет начала применения расчета от кадастровой стоимости, составляющий таким образом от 0,2 (в 1 год) до 0,8 (в 4 год).
Физическим лицам налог на имущество рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по адресу их места жительства налоговое уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.
Ставка по налогу на имущество организаций устанавливается согласно законодательным актам субъектов РФ и не может превышать 2,2%. Налог на имущество организаций рассчитывается по формуле:
(Налог на имущество юр. лиц) = (Налоговая база) х
(Налоговая ставка) / 100 (6)
Согласно статье 375 НК РФ, налоговой базой по данному налогу является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения [12].
2. Зарубежный опыт применения и проблемы исчисления прямых налогов
2.1 Сравнительный анализ прямого налогообложения в России и за рубежом
В различных государствах приоритеты налоговой политики могут заметно различаться: в одних странах государство не стремится расширять формы своего вмешательства в решение экономических и социальных задач; в других странах упор делается на интенсификацию регулирующих или перераспределительных функции" налогов [13]. Идеология уклонения от уплаты налогов связана не столько с величиной налоговых ставок, сколько с недоверием к государству как институту, выполняющему как фискальные, так и социальные функции.
Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) оценивает Россию по критерию привлекательности создания бизнеса в области налогового обременения и даёт ей 52 место среди стран мира. Безусловно, это важный показатель, и государство должно свести к минимуму барьеры для налогоплательщиков по уплате налогов. Более того, в настоящее неблагоприятное время, связанное с жесткими санкциями, когда государству необходимы инвестиции в экономику, легкость уплаты налогов становится важным фактором не только пополнения доходов бюджета, но и стимулирования внутренних инвестиции" населения и бизнеса[14].
Относительно легкости уплаты налогов Россия опережает такие страны как Япония, Китай, да и в целом среднее значение по всему миру, но отстает, например, от Гонконга, Сингапура, США, Канады и даже Украины (43 место), Грузии (22 место) и Казахстана (50 место). За последние годы страны бывшего СНГ обогнали РФ по данному показателю.
В таблице 1 представлены данные по общему количеству уплачиваемых налогов в бюджет государства (в процентном отношении к прибыли).
Таблица 4 - Процент налогов к прибыли
Страны |
% налогов к прибыли |
Рейтинг |
Бруней |
8 |
1 |
Сингапур |
20,3 |
2 |
Канада |
20,9 |
3 |
Гонконг |
22,9 |
4 |
Республика Корея |
33,1 |
5 |
США |
43,8 |
6 |
Япония |
47,4 |
7 |
Россия |
47,5 |
8 |
Австралия |
47,5 |
9 |
Мексика |
52,1 |
10 |
Китай |
67,3 |
11 |
По этому показателю Россия находится рядом с Австралией и Японией, но в Китае налоговое обременение организации" еще выше. Многие страны превосходят Россию по данному показателю: США, Гонконг, Канада, Сингапур, Бруней" Кроме того, стоит обратить внимание на налоговое обременение граждан страны. Эксперты считают, что физическое лицо в РФ уплачивает суммарно в бюджет около 48 % от своих доходов[15].
Успешность налоговой системы США, которая, в сравнении с российской, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не заплатить причитающиеся налоги там не только сложно, но и опасно, ибо влечет за собой" неминуемую ответственность. Как и в российском налогообложении, американское также состоит из трех основных уровней: федеральные, региональные и местные налоги. Поэтому, по нашему мнению, эти структуры очень похожи, но различны ставки, которые в США по некоторым данным ниже российских.
НДФЛ в России является налогом с доходов физических лиц, но его уплачивает организация, где это физическое лицо работает. В США этот налог называется «Подоходным налогом». Особенностью является то, что подоходный налог в США может взиматься с супружеской пары. В этом случае учитывается их суммарный доход, и декларацию супруги подают совместно. [16]
Большую роль в американской экономике играют малые предприятия. К сожалению, в РФ их роль незначительна. В России уже много лет пытаются решить эту проблему, однако она все также остается открытой.
Из таблицы 5 видно, что в России не уделяют должного внимания патентам, что не способствует развитию технологической сферы в нашей стране, в результате происходит так называемая «утечка мозгов». В то же время именно эта отрасль является лидером в развитии экономики и конкуренции в целом. Меньше 3 % компании" переживает 5 летний срок, что означает, что внешняя среда для их развития сложная. Государственные закупки у малого бизнеса в России составляют всего 6 %, а в США - 22 %, а это очень серьезный вид поддержки государства.[17]
Таблица 5 - Роль малого предпринимательства в РФ и США
Показатели |
США |
Россия |
Доля малого бизнеса в ВВП, % |
50 |
20 |
Количество ИП |
1 из 15 граждан |
1 из 47 граждан |
Доля патентов в сфере высоких технологии, % |
24 |
<1 |
Доля в экспорте, % |
34 |
5 |
Доля госзакупок у малого бизнеса, % |
22 |
6 |
Налоги, % |
13,3 |
до 80% |
Доля компании, переживающих 5 лет, % |
51 |
<3 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговые системы США и РФ значительно различаются, но при этом у каждой есть свои преимущества и недостатки. Сравнивая налоговые системы РФ и США, России можно порекомендовать следующие направления реформирования прямого налогообложения.
Переход к преобладающему характеру прямого изъятия, так как косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособныи“ спрос, а, следовательно, и объемы производства, реализации товаров и услуг, что влечет за собой сокращение и прямых налоговых поступлении. Кроме того, они существенно влияют на финансовое состояние предприятий“производителей“ заставляют их уходить полностью или частично в сферу «теневой» экономики.
Внедрение системы супружеской пары/одиноких граждан при расчете НДФЛ.
В долгосрочной перспективе переход к прогрессивному методу налогообложения доходов физических лиц. Это связано с тем, что необходимо ликвидировать сильнейшее социальное расслоение в обществе, но это будет возможно через 10-15 лет, так как необходимо формировать средний класс российского предпринимательства.
Открывать более серьезные возможности для малого бизнеса в части госзакупок.
2.2 Актуальные проблемы исчисления прямых налогов
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) к прямым налогам, уплачиваемым организацией относится налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) имущественные налоги (налог на имущество организаций, земельный налог и транспортный налог). Налог на прибыль организаций составляет значительную часть доходов бюджета Российской Федерации, а также и для самой являющимся налогоплательщиком. Для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций необходимо классифицировать доходы (внереализационные и доходы от реализации) в соответствии со статьей 251 НК РФ.