Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Сравнительный анализ прямого налогообложения в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, процесс взимания и международная практика применения прямых налогов
1.1 Экономическая сущность прямых налогов
1.2 Процесс взимания прямых налогов
2. Зарубежный опыт применения и проблемы исчисления прямых налогов
2.1 Сравнительный анализ прямого налогообложения в России и за рубежом
2.2 Актуальные проблемы исчисления прямых налогов
3. Развитие налогообложения доходов физических лиц как основного вида прямых налогов
3.1 Система подоходного налогообложения в России
3.2 Прогрессивная шкала прямых налогов как способ соблюдения принципа равенства
Механизм исчисления налога на прибыль организаций представлен нами на рисунке 2.
Рис. 2 — Порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций [18]
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в России. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме.
Первая проблема НДФЛ - это «плоская шкала» налогообложения. Наиболее часто поднимающийся в обществе вопрос - необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания. Некоторые политические общественные деятели выступают за введение прогрессивной ставки налогообложения, которая сможет учитывать интересы незащищенных слоев населения, сократит разрыв в доходах между самыми высоко и самыми низкооплачиваемыми категориями граждан. Также и мировая практика прогрессивной шкалы говорит в ее пользу. Но в настоящий момент государство не идет на этот шаг, опасаясь снижения общей инвестиционной привлекательности России и ухудшения налоговых условий для формирующегося среднего класса, так же это создаст дополнительные стимулы для оттока из страны лучших специалистов.
Второй проблемой НДФЛ является действующий порядок его зачисления. Правильно выбранная экономическая политика в отношении порядка распределения НДФЛ между бюджетами различных уровней является одной из важных составляющих успеха бюджетной реформы в РФ в целом.
Третья проблема НДФЛ - возможность перевода данного налога в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов. Это необходимо в связи с тем, что без предоставления права региональным и местным органам власти устанавливать ставки налога (в пределах, установленных НК РФ) и налоговые льготы теряет смысл перевод уплаты налога по месту жительства.
Система налогообложения имущества является неотъемлемой составной частью российской налоговой системы. В настоящее время система имущественных налоговых платежей, действующая в РФ, довольно полно и точно отражена в приказе Министерства финансов РФ от 25 декабря 2008 г. № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации»[19].
К основным проблемам исчисления и уплаты налога на имущество организаций можно отнести: сложность применения налоговых льгот; высокая налоговая нагрузка на предприятия; сложность оптимизации; налог на имущество организаций взимается еще и с транспортных средств, что является для него двойным налогообложением для одних и тех же объектов налогового учета.
Земельный налог является местным прямым налогом, предусмотренным главой 31 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 года. Земельный налог является одним основных источников доходов бюджетов муниципальных образований. Определение наиболее оптимальных подходов формирования налоговой базы по земельному налогу в настоящее время является наиболее актуальным. В связи с этим необходимо решение следующих нижеперечисленных задач:
- вовлечение в хозяйственный оборот земельных ресурсов;
- справедливая оценка кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с налоговым законодательством РФ земельный налог должен определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Однако, до сих пор земельные кадастры не разработаны и отсутствуют в значительной части субъектов Российской Федерации.
Сущность земельного налога такова, что основой его регулирования является исключительно налоговая база. Ее увеличение возможно только за счет:
- увеличения количества земельных участков, подлежащих налогообложению;
- регулирования удельного показателя кадастровой стоимости, который устанавливается нормативным документом субъекта РФ.
Таким образом, современные проблемы лежат в плоскости регулирования земельно-имущественных отношений.
Транспортный налог представляет собой форму имущественного налога, который существует относительно долгое время и пережил достаточное количество преобразований.
Основными недостатками существующей модели транспортного налога в России являются:
- для налоговых органов - зависимость возникновения обязанности от регистрации транспортного средства. Когда возможно уклонение от уплаты налога для незарегистрированных транспортных средств;
- для налогоплательщика - установление льгот на региональном уровне. Одни и те же категории лиц ставятся в неравные условия;
для налогоплательщика - наличие диспропорций ставок налога у смежных категорий транспортных средств в некоторых субъектах РФ.
3. Развитие налогообложения доходов физических лиц как основного вида прямых налогов
3.1 Система подоходного налогообложения в России
Формирование государственного бюджета и бюджетов иных уровней осуществляется через различные виды государственных доходов, центральное место в которых принадлежит налоговым платежам и сборам. При этом доля налога на доходы физических лиц в них занимает значительный удельный вес. В «обеспечении доходной части бюджетов различных уровней и регулировании экономических процессов» [20] налогу принадлежит одно из ведущих мест, в результате чего проведение анализа методов увеличения его поступлений приобретает особо важное значение.
В настоящее время наблюдается значительное снижение темпов роста поступаемости НДФЛ относительно прочих налоговых платежей что, как отмечено многими исследователями (Корбановой Л. Р. [21], Ягумовой З. Н., Тлостановой К. К. [22], Шульга А. В. [23]) на фоне роста дефицита бюджетов всех уровней является крайне актуальной проблемой, требующей особенного внимания. Разрешение указанного вопроса, в соответствии с трудами указанных выше авторов, возможно вследствие рассмотрения особенностей развития подоходного налогообложения в РФ, а также выявления главных основополагающих моментов в истории, так или иначе повлиявших на становление налога.
С целью выявления указанных особенностей и поиска оптимальных методов увеличения поступлений налога обратимся к истории развития НДФЛ в России.
Так, зарождение подоходного налогообложения на территории нашей страны, напрямую связано с принятием 11 февраля 1812 г. Манифеста «О преобразовании комиссии по погашению долгов»[24], вводившего временный сбор с помещичьих доходов. Так, согласно данному документу, все доходы помещиков от принадлежавшей им недвижимости подлежали прогрессивному налогообложению по ставке от 1 до 10%. Определение уровня дохода производилось помещиками самостоятельно, и при этом полностью отсутствовал контроль за правильностью исчисления налога со стороны государства, в связи с чем, налоговые поступления в бюджет были ничтожно малы, и уже к 1820 г. налог был отменен.
Возвращение НДФЛ после столетнего перерыва было ознаменовано принятием Закона «О государственном подоходном налоге»[25] от 6 апреля 1916 г., закрепляющим обширный перечень объектов, облагаемых также по прогрессивной шкале налогообложения. Налогоплательщиками были признаны «физические и юридические лица, а также иностранные подданные, проживающие на территории Российского государства более одного года»[26]. При этом, введенный в начале XX века закон содержит первое упоминание об институте налогового резиденства в России, предусматривающее льготы для налогоплательщиков с низким уровнем дохода, а именно для крестьян, которые фактически были выведены из-под налогообложения.
Ключевым же моментом в развитии НДФЛ на территории нашей страны стало издание Указа Верховного Совета СССР от 30.04.1943 г. «О подоходном налоге с населения» [27], устанавливающего возрастающую налоговую ставку, напрямую зависящую от уровня дохода и рода занятий налогоплательщиков. Также, указанным документом были установлены «права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, а также ответственность за нарушения положений» [28] настоящего Указа.
В последующие годы происходило повышение необлагаемого минимума заработной платы рабочих и служащих, и соответствующее уменьшение налоговых ставок. Также были предприняты попытки отмены налога на доходы физических лиц, в частности освобождение от налогообложения доходов отдельных категорий граждан.
С принятием Закона РСФСР № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»[29] в качестве плательщиков налога были признаны «граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства на территории РСФСР» [30], и расширена сфера действия налогообложения. При этом, с момента принятия закона до момента его фактической отмены было внесено более 20 изменений и дополнений к документу, в том числе касающихся изменений шкалы налоговых ставок.
Фактически, указанный выше закон был отменен принятием 5 августа 2000 г. второй части Налогового кодекса РФ No 117-ФЗ 6, которая содержала основные принципы исчисления и уплаты абсолютно всех налоговых платежей и сборов. Закрепление основ налогообложения доходов физических лиц, в соответствии с положениями указанного нормативного документа было отражено в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»[31], формально изменяющей отнюдь не только наименование налога.
Так, отличие новой системы подоходного налогообложения заключалась в принятии абсолютно новой концепции налогообложения доходов физических лиц, предусматривающей замену существующего до тех пор прогрессивного налогообложения на установление единой плоской налоговой ставки в размере 13% и одновременное введение повышенных ставок в отношении доходов, представленных в таблице 1[32].
Таблица 6 - Ставки налога на доходы физических лиц (резидентов), действующие с 01.01.2001 г.
Ставка налога |
Виды дохода |
Стоимость «любых выигрышей и призов в части превышения 2000 руб.» |
|
Сумы «страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее 5 лет», в части превышения размеров страховых взносов по таким договорам, увеличенных на ставку рефинансирования Банка России |
|
35% |
«Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Банка России по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте»; |
Суммы материальной выгоды «от использования заемных средств в части превышения суммы процентов, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, над суммой процентов, рассчитанной исходя из условий договора» [12]. |
|
13% |
Прочие доходы |
Однако, несмотря на внесение многочисленных изменений в налоговое законодательство в последние годы все чаще возникает проблема дефицита государственного бюджета. Темпы роста поступлений по рассматриваемому в статье налогу стали значительно уступать значениям прироста остальных бюджетообразующих платежей, в связи с чем становится вопрос о необходимости реформирования структуры подоходного налогообложения в целом [33]. Разрешение указанной проблемы возможно методом увеличения ставки налога в отношении отдельных категорий дохода до 15%, о чем упомянуто в письме Минфина России от 12.04.2018 N 03-04-05/24386, либо путем «установления прогрессивной ставки налогообложения доходов физических лиц»[34], которая существовала на территории нашей страны до вступления в силу 2 ч. НК РФ.[35]
Так, весной 2018 г. на рассмотрение был внесен законопроект, предлагающий установление различных ставок налогообложения в зависимости от уровня дохода налогоплательщика. В отношении доходов физических лиц, составляющих менее 100 тыс. руб. в год, предлагалось установление налоговой ставки в размере 5%, а для граждан, чей доход в год превышает 3 млн. в год - введение повышенной ставки налога от 15 до 25% .
При этом, ставка налогообложения в отношении доходов физических лиц - нерезидентов Российской Федерации была установлена в размере 30%.
Стоит отметить, что с момента вступления в силу гл. 23 ч. 2 НК РФ до настоящего времени было внесено множество правок и дополнений, в том числе касающихся размера и ограничения сумм налоговых вычетов. Так, одними из множества нововведений стали: увеличение круга лиц, имеющих право на получение вычета по расходам, направленным на обучение лиц, находящихся под опекой налогоплательщика; введение имущественного вычета по процентам, фактически уплаченным по кредитам, направленным на приобретение жилья, а также введение инвестиционного налогового вычета и др.. Помимо прочего были пересмотрены величины налоговых ставок по НДФЛ (представленные в таблице 2) в отношении отдельных категорий доходов налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами РФ, а также не являющимися таковыми.
Таблица 7 - Ставки налога на доходы физических лиц в РФ на 01.01.2019 г.
Резиденты |
Нерезиденты |
||
Ставка налога |
Виды дохода |
Ставка налога |
Виды дохода |
9% |
Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года |
Доходы от осуществления трудовой дея- |
|
Материальная выгода от экономии на процентах по кредитам и займам, в части превышения установленных нормативов |
тельности на территории РФ:
|
||
35% |
Выигрыши и призы в мероприятиях для целей рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 руб. в год |
13% |
программы по переселению;
|
Процентные доходы |
|||
«по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации» |
Доходы «членов экипажей судов, |
||
Плата «за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива» |
плавающих под Государственным флагом РФ» [12] |
||
30% |
Доходы по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя |
15% |
Дивиденды от участи в деятельности Российских организаций |
13% |
Прочие доходы |
30% |
Прочие доходы |