Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Сравнительный анализ прямого налогообложения в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм исчисления налога на прибыль организаций представлен нами на рисунке 2.

Рис. 2 — Порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций [18]

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в России. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме.

Первая проблема НДФЛ - это «плоская шкала» налогообложения. Наиболее часто поднимающийся в обществе вопрос - необходимость реформирования ставки налога, а также типа шкалы его взимания. Некоторые политические общественные деятели выступают за введение прогрессивной ставки налогообложения, которая сможет учитывать интересы незащищенных слоев населения, сократит разрыв в доходах между самыми высоко и самыми низкооплачиваемыми категориями граждан. Также и мировая практика прогрессивной шкалы говорит в ее пользу. Но в настоящий момент государство не идет на этот шаг, опасаясь снижения общей инвестиционной привлекательности России и ухудшения налоговых условий для формирующегося среднего класса, так же это создаст дополнительные стимулы для оттока из страны лучших специалистов.

Второй проблемой НДФЛ является действующий порядок его зачисления. Правильно выбранная экономическая политика в отношении порядка распределения НДФЛ между бюджетами различных уровней является одной из важных составляющих успеха бюджетной реформы в РФ в целом.

Третья проблема НДФЛ - возможность перевода данного налога в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов. Это необходимо в связи с тем, что без предоставления права региональным и местным органам власти устанавливать ставки налога (в пределах, установленных НК РФ) и налоговые льготы теряет смысл перевод уплаты налога по месту жительства.

Система налогообложения имущества является неотъемлемой составной частью российской налоговой системы. В настоящее время система имущественных налоговых платежей, действующая в РФ, довольно полно и точно отражена в приказе Министерства финансов РФ от 25 декабря 2008 г. № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации»[19].

К основным проблемам исчисления и уплаты налога на имущество организаций можно отнести: сложность применения налоговых льгот; высокая налоговая нагрузка на предприятия; сложность оптимизации; налог на имущество организаций взимается еще и с транспортных средств, что является для него двойным налогообложением для одних и тех же объектов налогового учета.


Земельный налог является местным прямым налогом, предусмотренным главой 31 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 года. Земельный налог является одним основных источников доходов бюджетов муниципальных образований. Определение наиболее оптимальных подходов формирования налоговой базы по земельному налогу в настоящее время является наиболее актуальным. В связи с этим необходимо решение следующих нижеперечисленных задач:

  • вовлечение в хозяйственный оборот земельных ресурсов;
  • справедливая оценка кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с налоговым законодательством РФ земельный налог должен определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Однако, до сих пор земельные кадастры не разработаны и отсутствуют в значительной части субъектов Российской Федерации.

Сущность земельного налога такова, что основой его регулирования является исключительно налоговая база. Ее увеличение возможно только за счет:

  • увеличения количества земельных участков, подлежащих налогообложению;
  • регулирования удельного показателя кадастровой стоимости, который устанавливается нормативным документом субъекта РФ.

Таким образом, современные проблемы лежат в плоскости регулирования земельно-имущественных отношений.

Транспортный налог представляет собой форму имущественного налога, который существует относительно долгое время и пережил достаточное количество преобразований.

Основными недостатками существующей модели транспортного налога в России являются:

  • для налоговых органов - зависимость возникновения обязанности от регистрации транспортного средства. Когда возможно уклонение от уплаты налога для незарегистрированных транспортных средств;
  • для налогоплательщика - установление льгот на региональном уровне. Одни и те же категории лиц ставятся в неравные условия;

для налогоплательщика - наличие диспропорций ставок налога у смежных категорий транспортных средств в некоторых субъектах РФ.

3. Развитие налогообложения доходов физических лиц как основного вида прямых налогов


3.1 Система подоходного налогообложения в России

Формирование государственного бюджета и бюдже­тов иных уровней осуществляется через различные виды государственных доходов, центральное место в которых принадлежит налоговым платежам и сборам. При этом доля налога на доходы физических лиц в них занимает значительный удельный вес. В «обеспечении доходной части бюджетов различных уровней и регулировании экономических процессов» [20] налогу принадлежит одно из ведущих мест, в результате чего проведение ана­лиза методов увеличения его поступлений приобретает особо важное значение.

В настоящее время наблюдается значительное сни­жение темпов роста поступаемости НДФЛ относительно прочих налоговых платежей что, как отмечено многими исследователями (Корбановой Л. Р. [21], Ягумовой З. Н., Тлостановой К. К. [22], Шульга А. В. [23]) на фоне роста дефицита бюджетов всех уровней является крайне акту­альной проблемой, требующей особенного внимания. Разрешение указанного вопроса, в соответствии с тру­дами указанных выше авторов, возможно вследствие рассмотрения особенностей развития подоходного на­логообложения в РФ, а также выявления главных осно­вополагающих моментов в истории, так или иначе по­влиявших на становление налога.

С целью выявления указанных особенностей и поис­ка оптимальных методов увеличения поступлений нало­га обратимся к истории развития НДФЛ в России.

Так, зарождение подоходного налогообложения на территории нашей страны, напрямую связано с приняти­ем 11 февраля 1812 г. Манифеста «О преобразовании ко­миссии по погашению долгов»[24], вводившего времен­ный сбор с помещичьих доходов. Так, согласно данному документу, все доходы помещиков от принадлежавшей им недвижимости подлежали прогрессивному налогоо­бложению по ставке от 1 до 10%. Определение уровня дохода производилось помещиками самостоятельно, и при этом полностью отсутствовал контроль за правиль­ностью исчисления налога со стороны государства, в связи с чем, налоговые поступления в бюджет были ни­чтожно малы, и уже к 1820 г. налог был отменен.

Возвращение НДФЛ после столетнего перерыва было ознаменовано принятием Закона «О государ­ственном подоходном налоге»[25] от 6 апреля 1916 г., закрепляющим обширный перечень объектов, облагае­мых также по прогрессивной шкале налогообложения. Налогоплательщиками были признаны «физические и юридические лица, а также иностранные подданные, проживающие на территории Российского государства более одного года»[26]. При этом, введенный в начале XX века закон содержит первое упоминание об инсти­туте налогового резиденства в России, предусматриваю­щее льготы для налогоплательщиков с низким уровнем дохода, а именно для крестьян, которые фактически были выведены из-под налогообложения.


Ключевым же моментом в развитии НДФЛ на тер­ритории нашей страны стало издание Указа Верховного Совета СССР от 30.04.1943 г. «О подоходном налоге с населения» [27], устанавливающего возрастающую на­логовую ставку, напрямую зависящую от уровня дохода и рода занятий налогоплательщиков. Также, указанным документом были установлены «права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, а также от­ветственность за нарушения положений» [28] настоящего Указа.

В последующие годы происходило повышение не­облагаемого минимума заработной платы рабочих и служащих, и соответствующее уменьшение налоговых ставок. Также были предприняты попытки отмены на­лога на доходы физических лиц, в частности освобожде­ние от налогообложения доходов отдельных категорий граждан.

С принятием Закона РСФСР № 1998-1 «О подоход­ном налоге с физических лиц»[29] в качестве платель­щиков налога были признаны «граждане РФ, иностран­ные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства на терри­тории РСФСР» [30], и расширена сфера действия нало­гообложения. При этом, с момента принятия закона до момента его фактической отмены было внесено более 20 изменений и дополнений к документу, в том числе каса­ющихся изменений шкалы налоговых ставок.

Фактически, указанный выше закон был отменен принятием 5 августа 2000 г. второй части Налогового кодекса РФ No 117-ФЗ 6, которая содержала основные принципы исчисления и уплаты абсолютно всех нало­говых платежей и сборов. Закрепление основ налогоо­бложения доходов физических лиц, в соответствии с по­ложениями указанного нормативного документа было отражено в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»[31], формально изменяющей отнюдь не только наиме­нование налога.

Так, отличие новой системы подоходного налого­обложения заключалась в принятии абсолютно новой концепции налогообложения доходов физических лиц, предусматривающей замену существующего до тех пор прогрессивного налогообложения на установление еди­ной плоской налоговой ставки в размере 13% и одно­временное введение повышенных ставок в отношении доходов, представленных в таблице 1[32].

Таблица 6 - Ставки налога на доходы физических лиц (резидентов), действующие с 01.01.2001 г.

Ставка

налога

Виды дохода

Стоимость «любых выигрышей и призов в части пре­вышения 2000 руб.»

Сумы «страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее 5 лет», в части превышения размеров страховых взносов по таким договорам, увеличенных на ставку рефинансиро­вания Банка России

35%

«Процентные доходы по вкладам в банках в части пре­вышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действую­щей ставки рефинансирования Банка России по рубле­вым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте»;

Суммы материальной выгоды «от использования за­емных средств в части превышения суммы процентов, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефи­нансирования, над суммой процентов, рассчитанной исходя из условий договора» [12].

13%

Прочие доходы


Однако, несмотря на внесение многочисленных из­менений в налоговое законодательство в последние годы все чаще возникает проблема дефицита госу­дарственного бюджета. Темпы роста поступлений по рассматриваемому в статье налогу стали значительно уступать значениям прироста остальных бюджетообра­зующих платежей, в связи с чем становится вопрос о не­обходимости реформирования структуры подоходного налогообложения в целом [33]. Разрешение указанной проблемы возможно методом увеличения ставки налога в отношении отдельных категорий дохода до 15%, о чем упомянуто в письме Минфина России от 12.04.2018 N 03-04-05/24386, либо путем «установления прогрессив­ной ставки налогообложения доходов физических лиц»[34], которая существовала на территории нашей страны до вступления в силу 2 ч. НК РФ.[35]

Так, весной 2018 г. на рассмотрение был внесен зако­нопроект, предлагающий установление различных ста­вок налогообложения в зависимости от уровня дохода налогоплательщика. В отношении доходов физических лиц, составляющих менее 100 тыс. руб. в год, предла­галось установление налоговой ставки в размере 5%, а для граждан, чей доход в год превышает 3 млн. в год - введение повышенной ставки налога от 15 до 25% .

При этом, ставка налогообложения в отношении доходов физических лиц - нерезидентов Российской Федерации была установлена в размере 30%.

Стоит отметить, что с момента вступления в силу гл. 23 ч. 2 НК РФ до настоящего времени было внесено мно­жество правок и дополнений, в том числе касающихся размера и ограничения сумм налоговых вычетов. Так, одними из множества нововведений стали: увеличение круга лиц, имеющих право на получение вычета по рас­ходам, направленным на обучение лиц, находящихся под опекой налогоплательщика; введение имуществен­ного вычета по процентам, фактически уплаченным по кредитам, направленным на приобретение жилья, а так­же введение инвестиционного налогового вычета и др.. Помимо прочего были пересмотрены величины на­логовых ставок по НДФЛ (представленные в таблице 2) в отношении отдельных категорий доходов налогопла­тельщиков, являющихся налоговыми резидентами РФ, а также не являющимися таковыми.

Таблица 7 - Ставки налога на доходы физических лиц в РФ на 01.01.2019 г.

Резиденты

Нерезиденты

Ставка

налога

Виды дохода

Ставка

налога

Виды дохода

9%

Проценты по облигаци­ям с ипотечным покры­тием, эмитированным до 1 января 2007 года

Доходы от осуществления трудовой дея-

Материальная выгода от экономии на процентах по кредитам и займам, в части превышения уста­новленных нормативов

тельности на тер­ритории РФ:

  • по найму на ос­нование патента;
  • высококвали­фицированными

35%

Выигрыши и призы в мероприятиях для целей рекламы товаров, работ и услуг, в части превы­шения 4000 руб. в год

13%

  • участниками Государственной

программы по переселению;

  • беженцами.

Процентные доходы

«по вкладам в банках, находящихся на тер­ритории Российской Федерации»

Доходы «членов экипажей судов,

Плата «за использование денежных средств чле­нов кредитного потреби­тельского кооператива»

плавающих под Государ­ственным флагом РФ» [12]

30%

Доходы по ценным бумагам, выпущенным российскими организа­циями, права по которым учитываются на счете депо иностранного но­минального держателя

15%

Дивиденды от участи в деятельности Российских орга­низаций

13%

Прочие доходы

30%

Прочие доходы