Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Исторические аспекты создания системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.2 Понятие, назначение и структура информации в оперативно-розыскной деятельности

2. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности и дело оперативного учета

2.1 Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности

2.2 Дело оперативного учета в оперативно-розыскной деятельности

Глава 3. Информационное обеспечение деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району

3.1 Общая характеристика ОМВД РФ по Илишевскому району

3.2 Анализ системы информационного обеспечения деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району

3.3 Пути совершенствования системы информационного обеспечения в оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Библиография

Принятие инструкции, регламентирующей всю работу с информацией во всех подразделениях НКВД, становится важным этапом совершенствования информационной деятельности органов внутренних дел. В последующий период (1930-1939 гг.) данная деятельность была распространена на все управления и самостоятельные отделы НКВД: были созданы регистрационно-учетные аппараты. С марта 1932 г. в состав ГУГБ НКВД СССР вошел Учетно-статистический отдел, функции которого включали осуществление оперативного учета и статистики, ведение архива. Важно отметить, что к середине 30-х годов были сформированы три направления информационно-справочной работы - статистический, алфавитный и дактилоскопический учеты, которые развивались и совершенствовались самостоятельно[8].

Значимость данных направлений обусловливалась значимостью учетной деятельности в информационном обеспечении органов внутренних дел. В 1961 г. в СССР была введена Инструкция по учетам в органах внутренних дел. С внедрением в деятельность органов внутренних дел появившейся в стране вычислительной техники, начиная с 1968 года, создаются новые структурные подразделения - вычислительные центры.

Следует подчеркнуть, что единая структура информационной службы, объединившая информационно-статистические отделы органов внутренних дел с вычислительными центрами, появляется лишь в 1971 году, с образованием при МВД СССР Главного научного информационного центра управления информацией (ГНИЦУИ) и созданием информационных центров в МВД и УВД. Приказом МВД СССР от 17 мая 1971 года была утверждена типовая структура информационных центров при МВД-УВД, а также их временные типовые штаты.

Создаваемое в рассматриваемый исторический период программное обеспечение вычислительных центров МВД, в целом, уступало лучшему из существовавшего в стране и тем более в мировой практике, но были и разработки на уровне мировых стандартов. К их числу следует отнести разработанное Академией МВД РФ программное обеспечение автоматизированного рабочего места руководителя следственного подразделения, следователя, систему регионального криминологического прогнозирования "ИСКРА", АРМ эксперта-криминалиста и другие, отличающиеся от мировых стандартов в несколько раз меньшей стоимостью, но не уступавшие им по качеству.

Так, например, в автоматизированном банке данных оперативно-розыскного и профилактического назначения "Центр", "Республика" использовалась информационно-поисковая карта (ИПК) АБД, служащая для сбора информации о лицах, совершивших преступление, их связях и о характере совершенного ими преступления.


Приказом МВД СССР от 30.05.1987 года №032 в составе Информационного центра была организована группа специальных фондов (архив), где был сосредоточен основной массив документов по управленческой деятельности, по личному составу МВД СССР, оперативный архив и другие документы к количестве 60 тыс. единиц хранения, для размещения которых в 1988 году выделено новое архивохранилище. октября 1985 г. утверждена типовая структура информационных центров МВД, ГУВД УВД, а через два года, 3 декабря 1987 г., была утверждена Программа создания, внедрения и эффективного использования автоматизированных систем и средств вычислительной техники в МВД СССР до 2000 года. [9]

В целях совершенствования информационного обеспечения ОВД, устранения недостатков в области компьютеризации, обеспечения концентрации усилий информационных центров на важнейших направлениях работы, а кроме того повышения ответственности за использование автоматизированных систем, был издан Приказ МВД РСФСР №104 от 5 июля 1991 г. "Об утверждении Программы компьютеризации органов внутренних дел Российской Федерации на ближайшую перспективу", в котором отмечался переходный этап компьютеризации органов внутренних дел России от разрозненной, не связанной, устаревшей и программно-несовместимой вычислительной техники, используемой в органах внутренних дел к системе информационного обеспечения МВД России.

После распада СССР приказом Министра внутренних дел Российской Федерации было утверждено положение "О Штабе МВД России" его структура и штаты. В его состав вошли три управления - информационно-аналитическое, организационно-плановое и оперативное; были утверждены штаты и положения о Главном информационном центре, а также о Центре радиоэлектронной борьбы; 26 мая 1992 г. служба учета и технического обслуживания персональных электронно-вычислительных машин и оргтехники ПХУ МВД России реорганизована в Центр технического обслуживания персональных электронно-вычислительных машин и оргтехники МВД Российской Федерации. Через месяц, 26 июня 1992 г. был издан приказ МВД России "О мерах по обеспечению единой технической политики в области создания и внедрения информационных систем ОВД и ВВ"[10].

Важно отметить, что в 1992 - 1993 годах процесс информатизации активно внедрялся во все виды деятельности органов внутренних дел. Так, например, учет водительских удостоверений осуществлялся с использованием автоматизированных систем, была начата информатизация противопожарных аварийно-спасательных служб, формировались и велись централизованные оперативно-справочные, розыскные, криминалистические учеты, экспертно-криминалистические коллекции и картотеки органов внутренних дел Российской Федерации. В 1995 году при ГУГАИ МВД России создается межрегиональный отдел информационного обеспечения. В число основных структурных подразделений МВД России было включено Управление информации и общественных связей, а в непосредственном подчинении МВД России находится Главный информационный центр.


В принятом 12 августа 1995 года Федеральном законе № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в статье 10 "Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности" зафиксировано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. В период 2002-2004 годов МВД России в рамках финансовых средств, выделяемых на основную деятельность, реализовывались мероприятия, направленные на повышение эффективности использования существующих в МВД России информационных ресурсов. 13 июня 2002 г. приказом МВД России № 562 была утверждена "Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002- 2006 годы", в которой были намечены пути решения двух взаимосвязанных задач: повышения эффективности использования существующих в МВД России информационных ресурсов и обеспечения развития ИВС МВД России как системы, интегрирующей информационные ресурсы органов внутренних дел на основе перспективных технологий их обработки[11].

В 2003 году решением совещания при Министерстве внутренних дел Российской Федерации на ГИЦ МВД России были возложены функции по руководству, координации и контролю за процессами внедрения и использования современных информационных технологий в системе МВД России, формированию единой научно-технической политики в органах внутренних дел. Были разработаны проекты создания отдельных телекоммуникационных и информационных фрагментов информационно-вычислительной системы органов внутренних дел. Они прошли опытную эксплуатацию и были рекомендованы руководством Министерства к внедрению в промышленную эксплуатацию. Так, 19 октября 2004 г на официальном сайте МВД России была открыта электронная общественная приемная. С 2005 года началась реализация Программы МВД России "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел"[12].

В рамках реализации ее подпрограмм "Реконструкция и техническое перевооружение информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте", "Создание системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации федеральных округов и федеральной АДИС-ГИЦ и развитие АДИС регионального уровня", "Создание автоматизированной информационно-поисковой системы биометрической идентификации личности по изображению лица" в 2005-2006 годах были полностью оснащены типовыми программно-техническими комплексами "ИБД-Регион" восемьдесят два региональных информационных центра, в задачи которых входит обеспечение автоматизированного формирования и использования оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов; была создана федеральная система автоматизированных дактилоскопических учетов органов внутренних дел АДИС ГИАЦ, объем базы данных, которой превысил тридцать два миллиона дактилокарт, что позволило в идентифицировать каждый шестой след, изъятый с мест нераскрытых преступлений, каждый четвертый неопознанный труп, каждое четырнадцатое лицо с искаженными паспортными данными.


В настоящее время Информационный центр МВД представляет многофункциональную информационную службу, обеспечивающую центральный аппарат, органы и подразделения внутренних дел на местах оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической, архивной, научно-технической информацией и реализующую задачи развития системы МВД Российской Федерации в области информатизации, использует в своей повседневной деятельности автоматизированные системы, банки данных и вычислительные сети.

1.2 Понятие, назначение и структура информации в оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная информация - это получаемые субъектом оперативно-розыскной деятельности с помощью специальных методов и средств фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для предотвращения и раскрытия преступлений, розыскной работы и решения иных задач борьбы с преступностью. Оперативно-розыскная информация является разновидностью социальной информации, специфичной по цели получения (борьба с преступностью), методам получения и режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применение только заинтересованными работниками[13].

Анализ литературы показывает, что содержание оперативно-розыскной информации характеризуется широким разнообразием сведений, относящихся также к характеристике оперативной обстановки, основных сил, средств и методов оперативной деятельности, оценке результатов их использования. Оперативно-розыскная информация, являясь производной от оперативно-розыскной деятельности, обладает присущим только ей чертами: спецификой данных, подлежащих поиску, сбору, переработке и использованию; особенностями источников возникновения; спецификой её прохождения от источников к потребителю; особенностями её обработки, использования и правового регулирования; спецификой субъекта получения; способностью объективно отражать реальные факты, явления (процессы), обстоятельства, имеющие значение для борьбы с преступностью.

Оперативно-розыскная информация разделяется в зависимости от её соотнесения с целями и решаемыми задачами ОРД на стратегическую и тактическую.


Стратегическая информация определяет цели и содержание процессов управления оперативно-розыскной деятельности. На её основе избираются перспективные направления развития оперативно-розыскной деятельности, определяются наиболее важные цели, устанавливается их иерархия, последовательность, пути и средства достижения. Такая информация позволяет заранее предвидеть отклонения системы от заданной цели и в соответствии с этим повышать степень приспосабливаемости системы оперативно-розыскной деятельности к изменяющейся с течением времени социальной среде. Стратегическая информация содержит вероятную (прогностическую) картину отдаленного процесса и потому является одной из основ стратегических планов[14].

Стратегическая информация создает предпосылки для успешного решения тактических задач оперативно-розыскной деятельности. Имея общее представление о состоянии и тенденции развития преступности в конкретных регионах (по линиям работы оперативных аппаратов), руководители и работники оперативных аппаратов смогут принимать успешные решения по конкретным делам оперативно-розыскного учета и материалам как в рамках оперативно-тактического планирования, так и в проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Практическое значение разделения оперативно-розыскной информации на стратегическую и тактическую состоит в обеспечении полного удовлетворения информационных потребностей оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью.

По своему содержанию оперативно-розыскная информация представляет собой сведения об определенной группе объектов, к которым относятся, во-первых, лица; во-вторых, факты (события); в-третьих, предметы (вещи); в-четвертых, места, представляющие в той или иной степени оперативный интерес, отражение которых в сознании оперативных работников обусловливает возникновение данной информации[15].

В соответствии с количественной и качественной неоднородностью выше перечисленных категорий лиц определяются и реализуются задачи оперативных аппаратов по обнаружению, сбору, фиксации, закреплению, сохранению оперативно-розыскной информации для последующей её эффективной реализации в целях борьбы с преступностью[16].

Получение информации о явлениях, порождающих, сопутствующих преступности и характеризующих ее, можно рассматривать как приобретение специфическими средствами и методами знаний о неизвестном. С помощью оперативно-розыскной информации познаются как факты и явления, отличающиеся высокой степенью категоричности (время, место совершения преступления, способ преступных действий), так и явления с весьма малой категоричностью, если ее соотносить с понятием преступления: криминальная активность, межличностные контакты, взаимные влияния, встречи, связи и прочие события, которые в разных сочетаниях помогают уяснению многих закономерностей, обнаружению связи между фактами, поступками и их последствиями[17].