Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Исторические аспекты создания системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.2 Понятие, назначение и структура информации в оперативно-розыскной деятельности

2. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности и дело оперативного учета

2.1 Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности

2.2 Дело оперативного учета в оперативно-розыскной деятельности

Глава 3. Информационное обеспечение деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району

3.1 Общая характеристика ОМВД РФ по Илишевскому району

3.2 Анализ системы информационного обеспечения деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району

3.3 Пути совершенствования системы информационного обеспечения в оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Библиография

В этих целях, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД, органы, осуществляющие ОРД, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности включает в себя сбор, систематизацию, анализ и использование различных видов сведений, часто не связанных с конкретным преступлением. К таким сведениям следует отнести правовую информацию, криминальную информацию, а также ориентирующую информацию иных видов, позволяющую решать задачи оперативно-розыскной деятельности[26].

Для определения роли и места каждого из видов информации в борьбе с преступностью рассмотрим их подробнее.

Правовая информация - это нормативные акты, сведения, которые содержатся в нормах различных отраслей права, а также сведения о различных юридических событиях, фактах, явлениях и связанных с ними процессах (например, сведения о результатах правоприменительной практики, судебных решениях). Эта информация носит предписывающий характер.

Нормы права выступают в качестве носителя и источника информации о должном, дозволенном или запрещенном поведении субъектов правоотношений, об условиях, при которых это поведение может или должно осуществляться, а также о неблагоприятных последствиях невыполнения требований государства.

Информационное значение норм права выражается в том, что они не только доводят до сведения соответствующих лиц позицию государства по какому-либо вопросу, но и указывают на существование определенных, одобренных обществом целей и средств их достижения, сообщают о возможных последствиях регулируемого ими поведения в случае его неосуществления либо ненадлежащего осуществления[27].

Нормативная информация выполняет три функции: ориентирующую (содержит сведения об условиях деятельности); программную (указывает на содержание, последовательность, характер деятельности), прогностическую (позволяет составить представление о результатах, последствиях деятельности).

В ходе реализации норм Закона об ОРД используется информация, содержащаяся в нормах различных отраслей права. Однако наиболее часто используется уголовно-правовая и уголовно-процессуальная информация, содержащаяся в УК, УПК, приказах и указаниях Генерального прокурора, руководителей органов, осуществляющих ОРД, постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и других подзаконных актах. Законы и подзаконные акты, регулирующие поисково-познавательную деятельность, содержат ориентирующую, программную и прогностическую информацию, указывающую на задачи, средства и условия их решения в уголовном судопроизводстве как общего порядка, так и по отдельным видам деятельности, некоторым проблемам и вопросам.


Помимо законов и подзаконных актов, непосредственно регулирующих поисково-познавательную деятельность субъектов, последние реализуют в своей деятельности и иную правовую информацию. Имеются в виду сведения, содержащиеся в нормативных документах, регламентирующих различные отношения, касающиеся тех событий, которые являются объектом практического познания в силу какой-либо их связи с преступлением.

Информация, содержащаяся в различных правилах (поведения на транспорте, деятельности в сфере строительства и т. д.), инструкциях, приказах, прочих правовых источниках, имеющих отношение к познаваемому событию (поведению, деятельности, какой-либо акции и т. п.), позволяет определить круг обстоятельств, подлежащих установлению, разработать поисковые версии, определить тактику действий, решить вопрос о том, какие специалисты могут быть приглашены для участия в них, требуется ли какая-либо криминалистическая или иная техника для фиксации результатов намеченных действий. Кроме того, такая информация помогает своевременно выявить и надлежащим образом оценить "плюсы" и "минусы" профессиональной деятельности, действий должностных лиц, контролирующих какие-либо сферы отношений, инстанций и т.д.[28]

Таким образом, правовая информация имеет отношение ко всем существенным моментам практики ОРД. Она создает правовую базу для выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений, осуществления розыскной работы, а также решения вопросов организационного и иного обеспечения поиска и познания в оперативно-розыскном процессе.

Для того чтобы хорошо ориентироваться в мире нормативной информации, грамотно анализировать содержание нормативных документов и квалифицированно применять на практике почерпнутые знания, субъекты оперативно-розыскной деятельности должны регулярно знакомиться с необходимой правовой литературой (монографиями, статьями, комментариями законодательства и т.д.). Особое значение в этом плане имеет изучение публикаций по правовой тематике в юридических периодических изданиях (журналах "Российская юстиция", "Законность" и др.), бюллетеней нормативных актов, обзоров из области оперативно-розыскной, следственной и судебной практики и т. д.

Для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органы внутренних дел создают и используют различные информационные системы, в основе которых лежит оперативный учет точных сведений о разнообразных объектах, попадающих в сферу оперативно-розыскной деятельности. Следует, однако, иметь в виду, что информационному обеспечению ОРД способствуют также учеты (информационные системы) других государственных и негосударственных предприятий, организаций России, а также международных полицейских организаций и органов зарубежных государств, взаимодействующих с российскими правоохранительными органами на основе международных договоров[29].


2.2 Дело оперативного учета в оперативно-розыскной деятельности

Под делом оперативного учета понимается предусмотренная Федеральным Законом об ОРД форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации), проверки и оценки итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами оперативно-розыскного органа[30].

Таким образом, дело оперативного учета служит способом обобщения полученных (получаемых) в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведений. Законодатель особо оговорил, что факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Федерального Закона об ОРД). Включением данного указания в Федеральный Закон об ОРД обращено внимание правоприманителей на то, что согласно Конституции РФ (ст. 23 и ст. 25) ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в федеральном законе. На это же обратил внимание и Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение дела оперативного учета не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с нарушением требований Конституции и федерального закона.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального Закона об ОРД перечень дел оперативного учета (виды дел) определяются в нормативных правовых актах органов, осуществляющих ОРД. Несмотря на закрытый в основном характер дела оперативного учета, известны общие открытые требования, которые предъявляют к их классификации. Так, перечень дела оперативного учета формируют в зависимости от определений стадий оперативно-розыскного процесса.

Заведение дела оперативного учета – это практически реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа (соответствующего руководителя) начать производство того или иного дела оперативного учета. Единственным должностным лицом, которое может его завести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов)[31].


Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения дела оперативного учета с возможностью подготовки и проведения какого-либо ОРМ. Тем не менее, оперативно-розыскная практика свидетельствует, что отдельные ОРМ, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках дела оперативного учета. Другие же (например, наблюдение, опрос, отожествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащий основания для заведения дела оперативного учета.

Заведение дела оперативного учета определенного вида (оперативной проверки, оперативного розыска и др.) имеет и иное значение – оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно-розыскного процесса (путем заведения оперативной проверки) и, во-вторых, о переходе рассмотрения оперативно значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного процесса – в другую (например, преобразовании дела оперативной проверки в дело оперативной разработки).

По существу, эти основания совпадают с некоторыми основаниями для проведения ОРМ. Так, дело оперативного учета может быть заведено только при наличии оснований, предусмотренных п. 1 – 6 ч. 1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД.

С учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований для заведения дела оперативного учета, допустимого конкретизировать такие основания, указанные в п. 1 – 6 ч.1 ст. 7 Федерального Закона об ОРД, в нормативных актах оперативно-розыскных органов, что и происходит на практике. Это правомерно также потому, что дело оперативного учета есть лишь одна из форм организации ОРД, а согласно ч. 2 ст. 4 Федерального Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, полномочны издавать нормативный акты, регламентирующие именно организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий[32].

Глава 3. Информационное обеспечение деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району


3.1 Общая характеристика ОМВД РФ по Илишевскому району

Отдел МВД России по Илишевскому району располагается по адресу: 452260, РФ, Республика Башкортостан, Илишевский район, с. Верхнеяркеево, ул. Советская, д. 33. Начальник отдела - подполковник полиции Юсупов Айдар Ахтямович. Заместитель – начальник полиции подполковник полиции Зарипов Марат Амирьянович.

Учредителем ОМВД РФ по Илишевскому району является Министерство внутренних дел РБ, начиная с 04.10.2002 г.

ОМВД является юридическим лицом; имеет печать с воспроизведением изображения Государственного герба РФ и со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде. ОМВД РФ по Илишевскому району был присвоен ОГРН 1020201753450 и выдан ИНН 0225001187. Основным видом деятельности является деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности. 


3.2 Анализ системы информационного обеспечения деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району

В качестве предмета исследования в данной курсовой работе выступают возможные направления совершенствования информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Целью исследования является выработка подхода к оптимизации информационного обеспечения ОРД. Методология исследования — теоретический метод, сравнительный метод. В процессе исследования были использованы материалы ОМВД России по Илишевскому району. В процессе исследования мы, предполагаем, что создание системы достоверного информационного обеспечения позволит существенно повысить уровень оперативно-розыскной деятельности. Результаты исследования могут быть применены в рамках организации и оптимизации информационного обеспечения ОРД органа внутренних дел Российской Федерации, в частности, ОМВД России по Илишевскому району.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения поставленных перед ними задач могут создавать и использовать информационные системы. Орган внутренних дел одновременно является и системой управления (относительно нижестоящих систем), и управляемой системой (относительно вышестоящих систем). Ввиду этого, использование информационных систем в деятельности органов внутренних дел является актуальным направлением совершенствования его деятельности, поскольку своевременная аккумуляция информации и ее обработка посредством средств автоматизации способна оказать значительное влияние на скорость раскрываемости преступлений. В зависимости от охватываемой территории информационные системы формируются и ведутся соответствующими органами: в субъектах РФ — информационными центрами МВД (УВД), органами власти в субъектах РФ; в РФ — Главным информационно-аналитическим центром МВД России, федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции (базы статистической информации, таможенные базы данных, базы данных по наркоторговцам и др.).