Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.1 Исторические аспекты создания системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

1.2 Понятие, назначение и структура информации в оперативно-розыскной деятельности

2. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности и дело оперативного учета

2.1 Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности

2.2 Дело оперативного учета в оперативно-розыскной деятельности

Глава 3. Информационное обеспечение деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району

3.1 Общая характеристика ОМВД РФ по Илишевскому району

3.2 Анализ системы информационного обеспечения деятельности ОМВД РФ по Илишевскому району

3.3 Пути совершенствования системы информационного обеспечения в оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Библиография

Назначение оперативно-розыскной информации состоит в том, чтобы познать скрытый механизм развития преступного поведения, следовательно, содержание информации должно выходить за рамки очевидных фактов, углубляясь до познания тщательно маскируемых поступков, поведения, общений, взглядов, намерений.

В системе «социальная среда — личность» оперативно-розыскная информация позволяет выяснить, каким образом социальное окружение влияет на личность, формирует ее, и, наоборот, в какой форме, каким путем, при каких обстоятельствах интересующие оперативников лица создают «искусственную среду», к каким общениям они тяготеют, какие ставят перед собой цели[18].

Контакты и взаимное негативное влияние, групповые антиобщественные установки и преступные замыслы — все это познается не в результате получения разовых характеристик, а в сложных информационных процессах, через различные источники, на основе проникновения в сферы, скрытые от внешнего наблюдения и обычного познания.

Оперативно-розыскная информация обеспечивает установление обстоятельств совершенного преступления и получение данных о доказательствах. В уголовном процессе создана концепция познаваемости объективной истины по уголовным делам, необходимости обоснования судебных решений на достоверных данных. Но сохраняется другая проблема в связи с познавательной функцией доказывания. Многих исследователей волнуют гарантии достижения достоверности. Процессуальная форма, регламентирующая ряд методических и тактических аспектов следственной и судебной деятельности, несомненно, создает гарантии познания истины, однако тревоги процессуалистов не беспочвенны. Опыт, практика наглядно подтверждают состояние противоборства, факты маскировки, лжесвидетельства, сокрытия известных обстоятельств недобросовестными свидетелями. Необходимо негласное проникновение в эту сферу специфических отношений, выведывание, констатация осведомленности отдельных лиц и ее пределов, обнаружение тайников и других мест укрытия предметов, которые должны стать вещественными доказательствами[19].

Очевидно, что оперативно-розыскная информация становится важнейшим гарантом достоверности истины по уголовным делам. Если критерий практики в наиболее простой, непосредственной форме недоступен органам расследования и суду применительно к целостному их представлению о преступлении, то в оперативной разработке в случаях, когда агент внедрен в среду преступников, наблюдается как раз иное: критерий практики становится доступным в непосредственной форме. Знания можно и необходимо получать вне процессуальной формы, но доказывание с помощью этих знаний осуществляется в рамках у головного процесса.


Оперативно-розыскная информация, получаемая разными путями (наблюдение, опрос, изучение документов, оперативный эксперимент, агентурный метод), отражает явления и события на едином познавательном уровне, и нужны лишь процессуальные гарантии для использования фактических данных в процессе доказывания. Оперативно-розыскная информация насыщает доказывание фактами и о главных, и о сопутствующих событиях, и об источниках этих фактов. Помимо той информации, которая «превратится» в доказательства, оперативно-розыскные данные содержат информацию о логических связях доказательств, и это ее качество в познавательном процессе, каковым является расследование преступлений, создает прочные гарантии установления объективной истины[20].

Оперативно-розыскная информация включает знания о явлениях, которые свидетельствуют о преступной деятельности конкретных лиц и раскрывают не только механизм преступлений, но и механизм возникновения информации о них. Будучи реальным отражением события преступления, оперативно-розыскная информация при ее дальнейшем использовании в процессе доказывания не изменяет своего содержания. Такая информация приобретает некоторое новое качество: получив процессуальное оформление, она получает и процессуальные источники, и процессуальный регламент ее использования. Этот регламент объективизирует процесс судебного познания обстоятельств преступления, обеспечивая вынесение правосудных решений. Оценкам подвергаются новые источники информации и сообщаемые ими сведения. Последние могут и не совпадать по объему с оперативно-розыскной информацией: либо отражать не все выясненные оперативным путем обстоятельства, либо указывать на новые, ранее не известные обстоятельства и источники доказательственной информации. Но это ни в какой мере не умаляет объективного характера оперативно-розыскной информации. Она при всех вариантах подтверждения выполняет свою важнейшую функцию в процессе доказывания — указывает на факты, которые должны стать доказательствами, на их источники и рациональные тактические приемы получения доказательств, поскольку она содержит такие сведения, которые не всегда удается реализовать в доказательствах[21].

Информация о побочных фактах весьма полезна на разных этапах познания, помогает утвердиться в правильных выводах, отбросить ложные версии и, несомненно, способствует установлению истины. Но фактические данные, устанавливаемые оперативно-розыскным путем, неоднородны. Некоторые можно рассматривать как ориентир, помогающий определить направление расследования, другие содержат информацию, которая может стать доказательственной.


Специфика получения информации для целей розыска заключается в том, что возникает необходимость в повторном или неоднократном обращении к источникам, которые уже использовались в раскрытии преступлений: цели розыска порождают новые требования к содержанию информации. Например, для доказывания обстоятельств преступления могла не возникнуть потребность в знании адаптивных возможностей личности: профессиональных навыков, состояния здоровья, способности входить в доверие, завязывать знакомство в новых местах, пользоваться протекцией и т.д. Для целей же розыска эти характеристики необходимы, ибо они влияют на построение версий, определение направлений и тактики розыска.

Можно отметить, что особенностью информации, необходимой для розыска, является ее насыщенность обстоятельствами, всесторонне характеризующими личность скрывающихся преступников. На это, в частности, обращают внимание авторы, исследовавшие проблему розыска. И.Н. Голубков, например, связывал выбор скрывающимся лицом места проживания с чертами его характера, физиологическими и соматическими особенностями, состоянием здоровья, особенностями психики, прошлым преступным опытом.

Новые аспекты познавательного назначения оперативно-розыскной информации отражают опыт, практику розыскной работы, отбор того типичного, что проявляется в состоянии укрывательства, когда виновный берет на себя новые социальные роли, сообщаете себе ложные сведения, в какой-то мере изменяет внешность, устанавливает новые отношения, входит в новые коллективы[22].

Преследование скрывающихся преступников сопровождается получением дополнительной информации об их облике, одежде, вещах и предметах, которые они при себе имеют, физическом состоянии, высказывавшихся намерениях. Круг источников информации расширяется за счет опроса местных жителей в населенных пунктах, где удалось напасть на след преступников, получения сведений о них от работников транспорта, а также за счет изучения помещений и иных мест укрывательства, оставленных следов, предметов и документов.

Специфика познания предопределена характером использования получаемой информации: она должна быть пригодной для оперативного ориентирования участников розыска, для активизации вероятных источников информации в местах возможного появления разыскиваемых лиц. Поэтому отбор информации предполагает одновременно и выбор вариантов фиксации, обеспечивающих передачу информации техническими средствами связи для организации упреждающих заградительных мер и проведения поисковых операций в местах появления преступников[23].


Очевидно, что ценность информации возрастает по мере увеличения количества сведений, конкретизирующих обстоятельства, знание которых необходимо для проведения розыскных действий: расположение помещений, где может укрываться разыскиваемый, возможность контрнаблюдения со стороны его пособников и т. д. Знание таких деталей предопределяет применение наиболее эффективных тактических приемов розыска.

В качестве одного из познавательных направлений следует выделить информационное обеспечение тактики ОРД. Эта деятельность многопланова. Проникая в различные сферы социальной жизни, она не может оставаться индифферентной к явлениям, так или иначе влияющим на преступность. Многообразие целей (установление неизвестных преступников, познание механизма противоправного поведения, пресечение преступной деятельности, выявление очагов активного действия причин преступности и соответственно лиц, проявляющих криминальную активность) обусловливает тактическое разнообразие оперативно-розыскных решений и действий. Можно утверждать, что тактика, имея интеллектуально-логическую природу, пронизывает всю ОРД.

Тактическое назначение информации заключается в том, что с ее помощью обнаруживаются слабые звенья в сговоре заинтересованных лиц, специфика отношений, сложившихся среди участников преступлений или членов групп, формирующихся на антиобщественной основе. Предметом познания является также поведение и реакция лиц, в отношении которых проводятся следственные действия или ОРМ, планы противоборства лиц, стремящихся избежать уголовной ответственности. Само конфликтное поведение предполагает осознанные действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижения противостоящей стороны, ее целей. Для извлечения информации, раскрывающей логику поведения различных лиц, в оперативно-розыскной тактике наряду с методом непосредственного обнаружения факторов, обусловливающих выбор форм и вариантов поведения (изучение намерений, мотивов поступков, ценностных ориентаций и т.д.), весьма продуктивен метод проецирования схемы типовых решений, познанных в отношении одних людей (в ряде случаев и в результате самонаблюдения), на лиц, интересующих оперативника. При использовании этого метода (интроспекции) особенно ценится знание психологии преступников, их нравов, обычаев, традиций. В состоянии противоборства отношения между познающим оперативником и объектом познания (допустим, это лицо, скрывающее преступную деятельность) усложняются. Если речь идет о преступнике, принимающем меры к контрнаблюдению, возникает состояние, которое условно может быть приравнено к «отношению между двумя исследователями, каждый из которых является объектом по отношению к другому»[24].


В частности, Д.В. Гребельский рассматривая преступника «как источника информационных сигналов», указывает на характерные ситуации, при которых может быть получена такая информация: на каждой стадии подготовки и осуществления преступного действия; при попытках дезинформации; при реагировании преступных элементов на изменение тактики борьбы с ними; при возникновении характерных конфликтов между участниками ОПГ и ОПС при реагировании на меры индивидуальной профилактики.

Действия оперативников предполагают варианты общения с теми, кто проверяется или разрабатывается по подозрению в совершении преступлений. Эти общения выполняют важную информационную функцию, поскольку они осуществляются в конфликтной ситуации, когда суждения о намерениях, ценностях, интересах, установках и позициях соответствующих лиц выносятся в первую очередь не по словам, а по их действиям.

Оперативно-розыскная тактика, как инструмент управления конфликтной ситуацией, предполагает также использование «демонстрирующих» действий оперативников для того, чтобы сообщить противостоящей стороне не конспирируемые намерения и оценки ОРО или продемонстрировать их возможности.

С помощью оперативно-розыскной информации познаются как события прошлого, так и события настоящего, могут познаваться также вероятные прогнозируемые явления. В качестве процедурного элемента применяют описание, которое одновременно служит средством получения нового знания. Устанавливаются и факты, и определенные зависимости между ними: следование фактов и событий во времени, одновременность, взаимоисключения, сопутствия детерминация прошлым, настоящим и будущим[25].

2. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности и дело оперативного учета

2.1 Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Специфика прикладного, деятельного характера оперативно-розыскной деятельности предполагает ее постоянное обеспечение информацией стратегического и тактического уровней.