Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (Функционирование олигополистических структур в развитии экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Олигополия  — тип несовершенной конкуренции в рыночной структуре, в которой крайне малое количество фирм является преобладающим. Среди олигополий можно привести следующие примеры: производители пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», конструкторы автомобилей, таких как «Мерседес», «Ford» и др. Олигополистический рынок в другом определении может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее две тысячи. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть аналогичными, к примеру: сталь, алюминий, а могут быть и не схожими: автомобили, компьютеры. Небольшое количество продавцов, объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%, то покупатели быстро перейти на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать тоже снижением цен, либо предложениями большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не чувствовать уверенности, что может добиться какого-то долговременного эффекта за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не следовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к старым ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Современный капитализм характеризуется как олигополистический.[1]

     Целью данной курсовой работы является изучение олигополий в современной экономике, их видов, веса в экономике страны особенностей формирования и функционирования.

Выбор данной темы исследования обусловлен ее актуальностью  для российского рынка, так как олигополия является важной рыночной структурой современной экономики.

     В соответствии с целью данной курсовой работы можно выделить следующие основные задачи:

     - изучение понятия олигополии, ее признаков, свойств;

     - изучение ценовой политики олигополий, основных теорий ценообразования;

     - изучение основных видов олигополий;

- изучение особенностей формирования олигополий;

     - изучение функционирования крупнейших олигополий, их удельного веса в экономике;


     - изучение влияние олигополистических структур на экономику;

Поставленные цели и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 4 глав и заключения.

В первой главе рассмотрены основные понятие, сущность и основные черты олигополии. Признаки олигополистического рынка и разновидность олигополии.

Во второй главе рассмотрены роль олигополии в современной экономике, а именно ценовую политику и модели олигополии. Рассмотрим особенности организационно-экономических формирований олигополий.

В третьей главе ознакомимся с функционированием олигополистических структур в развитии экономики. Изучим основные «олигополистические преимущества» в сфере внедрения инноваций и нововведений.

В четвертой главе познакомимся с антимонопольным законодательством и инструментами антимонопольной политики на российских рынках.

   Информационную  базу исследования составляет совокупность специальной и научной литературы, экономические исследования по теме, справочная и периодическая литература, а также специализированные Интернет сайты по экономике.

Глава 1. Понятие, сущность и основные черты олигополии.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован: к примеру, алюминий, и дифференцирован: автомобили.

Олигополия – это тип рыночной структуры, при котором на рынке главенствуют несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Считается, что термин «олигополия» ввел в экономическую литературу английский писатель-гуманист, философ, государственный деятель, социалист-утопист Томас Мор, живший в пятнадцатом-шестнадцатом веках и учившемся в ставшем всемирно известном романе "Утопия" [13] .Этот тип рынка несовершенной конкуренции по-прежнему вызывает много обсуждений.

Олигополия отличается от других типов несовершенной конкуренции тем, что имеет место взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме- олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения других участников рынка. Олигополисты как бы находятся в «одной лодке». Оказывает на развитие экономики двоякое воздействие. С одной стороны, выступает антиподом монополии, с другой как бы препятствует развитию совершенной конкуренции. [2]


Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

1) Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов. Что это означает; значит объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

2) Для введение в отрасль часто очень высокие требования;

3) Фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию, чтобы выжить в долгосрочном периоде. В теории удобнее рассматривать однообразную олигополию, однако если отрасль имеется множество субститутов и производит дифференцированную продукцию, то это множество субститутов можно представить как однородный агрегированный продукт;

4) Решение каждой фирмы весьма сильно влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на рынке-олигополии часто весьма велика вероятность сговора;

5) Малое количество товаров похожих на продукцию олигополистов;

6) Олигополист может быть, как прайс-тейкером, так и прайс-мейкером на рынке;

7) В качестве количественного описания такой формы, может быть использовано примерно следующее соотношение: доля трех фирм-лидеров отрасли должна составлять сорок процентов от рынка.[3]

Можно определить три основные возможные поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия и не вступают ни в какие контакты друг с другом.

2. Картель или сговор фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия, а на долгосрочное монополистическое балансе с последующим разделом монополистической прибыли между участниками, более высокой, чем прибыли олигополистические.

3. "Игра по правилам", при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение баланса в отрасли. [4]

Рассмотрим более подробно каждую разновидность олигополии.

 1. Нескоординированная олигополия- это  наиболее простая модель данного класса. Модель спроса и предложенная представляет собой ломаную кривую. Относительная стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма будет иметь две разные линия спроса при различном поведении фирм-конкурентов: первая - если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы, и вторая - если они не будут обращать внимания на ее изменения цен. Линии их пересекаются.     


Допустим, что изначально фирма выбрала определенную цену и объем производства. Что  произойдет с объемом спроса, если фирма изменит цену? Если фирма  снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения, а себестоимость товара останется прежней. В этом случае логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Напротив, если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней, а покупатели перейдут к конкурентам и объем продаж резко уменьшится, чем при совместном повышении цен.

     Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма не будет сильно и резко изменять цену и будет придерживаться прежних цен. И только значительное увеличение затрат может склонить фирму к редактированию цен.

2. Картель возникает если основных участников олигополистического рынка небольшое количество. При этом они могут заключать между собой полезные и благоприятные друг для друга соглашения. Установление объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы, договаривающихся компаний в целом – в этом состоит основная идея аналогичного сговора. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения квоты или доли каждого из них путем географического закрепления рынков или в общем производстве. Каждый член картеля имеет отдельный, принадлежащий лишь ему участок рынка и обязуется не вторгаться на чужие участки рынка. [5]

Временем расцвета картелей был период с конца девятнадцатого и до конца тридцатых годов двадцатого века, когда была легальная форма существования картелей и были широко распространены. Если господство одной-единственной фирмы в отрасли представляет собой кратковременное и, как правило, редкое явление, то картели названного периода смогли создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей: электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность, причем создать ее на длительное время.

В настоящее время картели преследуются властями и существуют как тайные сговоры. Лишь в некоторых особых сферах экономики, например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности они допускаются легально и тщательно контролируются государством. [6]

3. "Игра по правилам". Такая форма олигополии представляет собой, что то среднее между прямым сговором и нескоординированной олигополией. Олигополисты не заключают соглашения друг с другом, но строго следуют определенному количеству некоторых неписаных правил. Применение такой политики, как правило, с одной стороны, часто помогает уйти от юридической ответственности, так как действует антикартельный закон, запрещающий любые объединения разных фирм, предприятий и учреждений, с целью увеличения прибыли. А с другой - минимизировать риск непредсказуемого ответа конкурентов на изменение цен в соответствии с новой политикой кампании, т. е. подстраховать себя от самой главной опасности, свойственной обычной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" сильно облегчает достижение олигополистического равновесия.


Лидерство в ценах это наиболее часто применяемый прием такой формы олигополии как "игра по правилам". Его главная составляющая в том, что все компании повторяют свои изменения в ценах в близких пределах вслед за некоторой фирмой, обычно самой крупной, которая первая проводит крупные перемены цен. Ценовой лидер, таким образом, буквально в одиночку определяет уровень на максимальные цены на данный тип товаров, а следственно, и максимальный объем производимой продукции для этой отрасли промышленности. Но старается делать все это таким способом, чтобы установленные цены устроили не только его самого, но и остальных. Ведь если конкурентам они не будут выгодны, то они наверняка не поддержат лидера и отрасль перейдет в наиболее опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно, поэтому лидер всегда "прощупывает" отношение других фирм работающих в той же отрасли к предстоящим изменениям, заранее предавая огласке список грядущих перемен и нововведении прислушиваясь к реакции и учитывая желания конкурентов. [7]

И наконец, обсудим проблемы общественной эффективности олигополии как особого типа рынка в целом. Не вызывает сомнений и тот факт, что в форме картеля соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами в олигополии крайне мало и не удовлетворяет требованиям рынка и потребителей. Мы уже говорили, что в этом случае речь фактически идет о групповой монополии.

Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и "игрой по правилам". Разумеется, и этим формам олигополии присущи все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки обнаруживаются при олигополии намного сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции. [6]

Глава 2. Олигополии в современной экономике.

2.1 Ценовая политика

Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, чтобы продавцов не вытеснили с рынка конкуренты, им постоянно необходимо вырабатывать стратегии развития для своей фирмы. Фирмы и компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.

Огромную роль в жизни компании - олигополиста играет ценовая политика. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку весьма велика возможность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику, а это естественно и отразится на общем доходе фирмы. Если же фирма понижает цены на свою продукцию чтобы привлечь новых клиентов, то конкуренты, чтобы их не потерять, обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары и услуги: это явлении называются «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны: это - серия последовательных понижений цен на товары или услуги, вызванных сильной рыночной конкуренцией. То есть фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны сильно ослабляют неокрепшие компании и нередко бывают, губительны для мелких компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными фирмами. [8]