Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (Функционирование олигополистических структур в развитии экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Основные теории олигополистического ценообразования

Для изучения поведения фирм-участников рынка в теории олигополии применяются методы теории игр. Рассмотрим наиболее известные модели олигополии:

1. Модель Штакельберга:

Научно-игровая модель олигополистического рынка с явно выраженным присутствием информационного многообразия. Названа в честь имени немецкого ученого-экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Структура рынка и равновесие, увидевшей свет в 1933 году.

В этой модели поведение фирм описывается более подвижной игрой с полной совершенной информацией, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры: это лидер, которая первой устанавливает максимальный объём производства товара, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах исключительно на нее. [4]

Основные положения:

- Отрасль производит однородный товар: различия продукции разных фирм незначительно, чтобы покупатель при выборе и покупке товара ориентировался только на цену.

- Компании производители устанавливают количество производимой продукции, а цена устанавливается на неё, исходя из спроса.

- Обязательно существует фирма-лидер или ведущая компания, которая задает объём производства и цены на рынке. На нее и ориентируются все остальные фирмы.

2. Модель Курно:

Экономическая модель рыночной конкуренции.

Главные моменты модели:

- На рынке одновременно действует определенное число фирм, предоставляющих продукцию или услуги с одинаковым наименованием;

- Уход с рынка фирм или появление на нем новых отсутствуют;

- Рыночной властью обладают все фирмы. При этом сам Курно не знал, что такое рыночная власть, так как этот термин появился позднее;

- Фирмы стараются по максимуму увеличить свою прибыль и действуют без кооперации.

Общее количество фирм на рынке предполагается известным всем участникам рынка. Каждая фирма, считает выпуск остальных фирм заданным параметром или константой, а затем принимает свое решение. Функции издержек фирм могут видоизменять в определенном интервале и также предполагаются известными всем участникам.

Функция спроса представляет собой убывающую функцию от цены предоставляемого товара или услуги. Цена товаров и услуг задана как цена баланса отраслевого рынка. Величина отраслевого предложения равна величине спроса на данный товар или услугу при одной и той же цене. [4]


3. Модель Бертрана:

Модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.

Этой модели присуще поведения различных предприятий на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Противоречащий здравому смыслу вывод модели состоит в том, что фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана. [4]

В модели приняты следующие суждения:

- На рынке должны быть по как минимум две фирмы, производящие похожий продукт или предоставляющие одинаковые услуги;

- Фирмы ведут себя не кооперативно, т.е. не представляют собой картель;

- Предельные издержки фирм одинаковы и постоянны;

- Функция спроса линейна;

- Фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо одновременно;

- Сразу после установления всех цен фирмы производят объем благодаря тому что, равный величине спроса на их продукцию;

- Если цены разнообразны, то потребители предъявляют спрос на более выгодный для них товар или услугу;

- Если цены идентичны, приобретаются товары или услуги всех фирм в равных долях. Так как рассматривается принятие решения в единичный момент времени, то модель статична.

Предположение о ценовой конкуренции означает, что фирмы имеют возможность легко и в любое время изменять объем выпуска своей продукции, однако изменить стоимость товаров и услуг после выбора очень затруднительно или практически невозможно.

4. Модель Эджуорта

Модель Эджуорта является версией модели Бертрана, которая показывает модель ценовой конкуренции фирмы с ограниченными объемами выпуска продукции.

Выпуск продукции в каждой фирме, действующей в отрасли, ограничен некоторой известной величиной, составляющей ровно половину того объёма выпуска отрасли, на который предъявляется спрос при стоимости, равной предельным издержкам.

Модель Эджуорта не предрекает никакого статичного равновесия. Скорее это некая "ценовая ловушка", попав в которую дуополисты втягиваются в нескончаемую ценовую войну, в которой падения цен чередуются с их всплесками. [9]

2.3. Особенности формирования различных олигополий.


Рассмотрим основные организационно-экономические особенности формирования олигополий.

1. Картель — форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, предприятий об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей является увеличение прибыли посредством устранения, сдерживание и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в этих соглашениях. [4]

Картель — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур, каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, координация объёмов производства и условий сбыта продукции, наём рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Осложняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран, где картели запрещены, попадает под действие антимонопольного законодательства. В других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

Будучи чрезвычайно выгодной для предпринимателей, такая форма антиконкурентных действий была и остается характерной для любого государства на любом историческом этапе, что предполагает необходимость развития соответствующей законодательной базы и осуществления контроля и надзора за деятельностью компаний в определенных сферах. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты должны вести себя индивидуально, т.е. соблюдать правила честной конкуренции: вырабатывать собственную стратегию реализации предлагаемых товаров и услуг, не прибегая к методам картельных сговоров. Вступая в антиконкурентые соглашения, предприниматели подобно футбольным командам, которые играют договорные матчи, заранее определяя, кто победит и с каким счетом.

Наиболее явные признаки картеля — одинаковые или незначительно различающиеся цены на товары и услуги, а также их одновременные повышение.

Термин «картель» существует в мировой экономике уже несколько столетий. В западных странах с развитым антимонопольным законодательством подобный экономический заговор считается самым опасным экономическим преступлением. Например, по подсчетам США, несмотря на то, что там ежегодно раскрываются сотни картелей, само по себе это явление, причинявший много ущерба, экономике страны на сумму более 300 млрд. долларов. [9]


Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и экономический блок Правительства, а также органы законодательной власти в лице Госдумы РФ и Совета Федерации РФ единодушны со своими коллегами на Западе во мнении, что картели крайне неблагоприятно влияют как на качество экономики в целом, так и на качество жизни населения в частности. Это было подтверждено в 2009 году, когда Госдума РФ и Правительство РФ поддержали инициативу ФАС России и внесли изменения в законодательство - ужесточили ответственность за картельные сговоры.

2. Синдикат — форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть. [4]

Синдикат — термин, первоначально относящийся к трейд-юнионам (профессиональным союзам). В более позднее время синдикат — это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

Современные законодательства еще мало приспособились к тому новому явлению народнохозяйственной жизни, которое известно под именем синдикатов. Законодатели не выяснили себе, каково должно быть их отношение к новой форме господства капитализма. Влияние членов синдикатов, с одной стороны, сдерживает руку законодателя, с другой, страх перед их силою и голос массы потребителей заставляет искать средств законного противодействия возрастающему могуществу частных предприятий. Точка зрения не найдена, и синдикаты всюду находятся в юридически неопределенном положении. [9]

3. Трест — форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность. [4]

Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или руководящей, основной компании.

Наиболее широко были распространены в девятнадцатом веке

В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая - нибудь сторона, как в картели или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. [9]

4. Консорциум — временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта.


Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

Участники соглашения сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных организаций. Консорциум создает единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников. Кроме того, консорциум получает бюджетные средства и кредиты банка. Членами консорциума часто бывают организации финансово-кредитной системы. [9]

В качестве особенностей консорциумов, т.е временного объединения независимых предприятий и организаций, в которых цель координации их предпринимательской деятельности, можно назвать:

- организация консорциума оформляется соглашением;

- консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица;

- организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;

- как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

- компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;

- зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;

- целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;

- компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т. к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов. [9]

5. Конгломерат — объединение разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализация управления.