Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (Функционирование олигополистических структур в развитии экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

Одним из самых известных компаний-конгломератов является General Electric.

К особенностям конгломератов можно отнести:

- интеграцию в рамках данной организационной формы компаний различных отраслей без наличия производственной общности;

- объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности корпоративного центра;

- профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;

- объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от корпоративного центра;

- конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их бизнес-единицы пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;

- в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности бизнес-единиц со стороны стоящего во главе конгломерата корпоративного центра;

- как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо корпоративного центра (в случае чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании. [9]

6. Холдинг — головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью.

Холдинг — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.

Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом. [9]


Характерные черты холдинга:

1) Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

2) Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

3) Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

- выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

- реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

- осуществление межфирменных связей;

- финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

- предоставление консультационных и технических услуг. [9]

7. Концерн — объединение предприятий, связанное общностью интересов.

Концерн — финансово-промышленная группа компаний. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны также называемые конгломераты. Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси. [9]

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ. [9]


В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антитрастовым законодательством.

Глава 3. Функционирование олигополистических структур в развитии экономики.

Олигополии постоянно расширяют свои позиции, и на национальных, и на мировых рынках. Изначально масштабы степени густоты олигополий измерялись частью производимой продукции крупных заводов от общего объема продукции отрасли, затем количеством сфер экономики, на которые распространяется монополия и сфер экономики, на которые монополия не распространяется. В настоящее время объемы производства и финансовые ресурсы сосредоточиваются в руках уменьшающегося числа олигополии, а концентрация производства переросла отраслевые и региональные границы.

Современные олигополии постоянно увеличивают количество своих не без того крупных материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов. Научно-технический потенциал олигополии продолжает развиваться. Этому благоприятствуют экономические прогрессы в экономике: экономическая мобильность, способность к непрерывному развитию в технической, экономической и социальной сферах, предрасположенность к необходимому экономическому риску в сочетании перебазированием в экспериментальных методов хозяйственного расчета на научно разработанные методы.

Если монополист может значительный период пользоваться монопольными правами на изобретение и получать сверхприбыли, то для олигополистических отраслей характерна иная ситуация. В условиях динамического воздействия нововведений невозможно для олигополии утвердиться и получать высокие прибыли достаточно долгое время. По сути дела опасность появления конкурентоспособных нововведений существовала всегда и является лишь вопросом времени. Из-за этого почти все ученые считают, что в современной среде развития олигополия в качестве рыночной структуры особенно правильное экономическое состояние для дальнейшей технической прогрессивности. А так же достаточно эффективную форму для реализации технических и технологических возможностей, которые в первоначальной их реализации и при освоенных процессах производства требуют обычно все более крупных капиталов. [5]


Следует иметь в виду, что при анализе и внедрении достижений научного и технического прогресса в рамках олигополии во многих олигополистических отраслях значительная часть проводимых фирмами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ носит «оборонительный» характер. К тому же служит для того чтобы, обеспечить фирме наличие продукта, схожего с разработанным конкурентом, а не на то, чтобы выступить с чем-то совершенно иным. Малое число фирм может привести к большому числу почти одинаковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ без реального и необходимого их разнообразия.

Не всегда олигополисты выступают как конкуренты при разработке и внедрении инноваций. В целях решения определенных научно-технических задач именно они чаще всего образовывают стратегические альянсы. Такие союзы отличаются от традиционных картелей и других олигополистических соглашений, так как они касаются конкретных сроков на рынках продуктов и товаров, и не исключают конкуренции почти во всех областях, не охваченных соглашениями. [5]

Одна из концепций стратегии социально-экономического развития регионов РФ Разработанная Министерством регионального развития РФ представляет собой следующую картину: одной из путей развития регионов России должна быть поддержка и развитие новых конкурентоспособных, на глобальном рынке территориальных производственных кластеров, состоящих из производителей. В настоящий момент, если судить по данным предоставленным российскими фирмами экспортом, конкурентоспособных в глобальном масштабе производственных кластеров, в стране практически не существует. В то же время в современной экономике конкурентоспособность территории, страны или региона держится на сильных позициях отдельных кластеров.

Являясь достаточно большим производственным, научным, финансовым и инновационным комплексом, осуществляя свою деятельность на технически прогрессивной основе, современная олигополистическая корпорация выступает как достаточно продвинутая экономическая форма роста общественной производительности труда. Так как она включает в себя функционирование производства на современной научно-технической основе и мощь его огромной концентрированности.

Таким образом, к основным «олигополистическим преимуществам» в сфере внедрения инноваций и нововведений можно отнести следующие достаточно высокие уровни:

1) Уровень технологии, создание новых продуктов, процессов и услуг, специализация, организационно-управленческий опыт, знание способов и приемов проникновения на рынки и его длительного удержания, способность дифференцировать и диверсифицировать производство, наличие патентов, способность в широких масштабах собирать информацию для определения дальнейшего развития осуществления рекламы.


2)Уровень промышленной организации, корпоративная структура и качество принимаемых решений.

3)Уровень организации опытно-конструкторских работ и научно-исследовательских испытаний.

4)Уровень привлечения высококвалифицированных управленческих кадров широкого профиля.

5)Уровень доступа к источникам капитала на различных финансовых рынках и способность выгодно им маневрировать и использовать колебания в курсах валют.

6)Уровень доступа к источникам сырья.

В то же время влияние олигополии на инновационное развитие неоднозначно. Наиболее явственно противоречивое влияние олигополии на инновационное развитие проявляется в сфере интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что олигополисты формируют у потребителя определенный вид зависимости основанный на новой инновационной модели потребления. Например, стимулируя его посредством рекламы приобретать все более новые, лучшие, отличные от прежних, самые последние модели товаров. При этом сами олигополисты попадают в собой же созданную своеобразную ловушку навязанной ими модели поведения: ритм производства настолько высок, что товары зачастую устаревают, не дойдя до покупателя и оставшись, по существу, не использованными. Борьба за первенство в изобретениях и их скорейшем внедрении в производство придает особое ожесточение современной конкуренции во все новых и новых областях. [5]

В современных условиях на российский рынок активно внедряются более мощные, по сравнению с отечественными, зарубежные олигополии. Например, крупнейший в России автомобилестроительный завод АвтоВАЗ уступает по объемам производства Ford Motor и General Motor более чем в 30 раз, Toyota Motor — в 20 раз, Volkswagen — в 15 раз, Honda Motor — в 12 раз. Если сравнить затраты автомобилестроителей на НИОКР, то слабость отечественного олигополиста АвтоВАЗА еще более очевидна. Фактор масштабности затрат на НИОКР оказывается одним из решающих в общем обозначения конкурентов на мировых рынках. Так, расходы Ford Motor только на НИОКР примерно в 1,5 раза превышают стоимость всей продукции АвтоВАЗа. Таким образом, если сравнивать конкурентоспособность российских и зарубежных автомобильных заводов, то получается, что в мировом масштабе отечественные производители существенно проигрывают зарубежным конкурентам.

В этой связи особый интерес представляет влияние крупнейших международных олигополистов на инновационное развитие развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Размещая производство в менее развитых странах, международные олигополии способствуют повышению уровня технической и производственной культуры, росту квалификации работников. Жесткие требования олигополии вынуждают поставщиков подтягиваться до уровня мировых стандартов. Для этого в менее развитых странах организуются разного рода производственные обучения, школы мастерства и мастер класс. Некоторая часть персонала обучается за рубежом на предприятиях самой головной компании. Со временем общая квалификация местных кадров, уровень их производственной культуры повышаются настолько, что становится возможным перейти к освоению более сложных стадий производственного процесса.