Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (Функционирование олигополистических структур в развитии экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постепенно менее развитая страна создает собственное производство, выходит на мировой рынок и теснит конкурентов из стран с относительно более дорогой рабочей силой. В этом заключается положительное влияние олигополии на инновационное развитие развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Но есть и негативные моменты: принимающим странам следует помнить, что, ввоз капитала может привести к замедлению темпов роста производства у местных производителей.

Следует отметить, что пока проникновение международных олигополий на российский рынок не носит тотального характера. Усилия по захвату рынка сосредоточены в установлении контроля над наиболее прибыльными сферами деятельности, где источником сверхдоходов является обладание политической, финансовой, природной или интеллектуальной монополиями — управлением банковскими, аудиторскими и юридическими услугами, международной торговлей, добывающей промышленностью, естественными монополиями, энергетикой, наукоемкой промышленностью и использованием новых технологий. Остальные сферы деятельности, в которых механизмы рыночной конкуренции нивелируют возможности получения монопольной ренты, меньше привлекают транснациональный капитал и осваиваются в основном национальными деловыми кругами. [5]

Внедрение международных олигополии на внутренний рынок и захват ими наиболее рентабельных и перспективных сфер не является специфически русской проблемой. Менеджеры крупнейших компаний понимают, что наибольший потенциал для достижения конкурентного преимущества дают неустоявшиеся рынки, поэтому устремляются на хаотические рынки, ищут возможности, производят успешные набеги и гибко меняют направления под влиянием обстоятельств.

Преимущества иностранных фирм на рынках развивающихся стран зачастую зависят не от их внутренних качеств. Будучи поставленными в равные условия, они не показали сколько-нибудь значительного превосходства в норме прибыли или темпах роста. Их преимущества обусловливаются более крупными, по сравнению с национальными фирмами, размерами, умением проникать в наиболее передовые отрасли и более выгодно территориально размещать свои предприятия.

Иными словами, международные концерны, используя право сильного, вытесняют местных производителей из наиболее прибыльных и прогрессивных отраслей, из наиболее развитых в экономическом отношении, с современной инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой районов, что лежит в основе более высокой прибыльности их операций. Подобная ориентация их инвестиционной политики углубляет отраслевые диспропорции, усиливает несоответствие в размещении производительных сил по районам, обостряет кризисные явления в промышленности.


Проникая на рынки менее развитых стран олигополии разоряют национальных производителей, «загоняют» национальный капитал в традиционные отрасли и не популярные отрасли с невысокой нормой прибыли. В результате наиболее современные, инновационные и технологически развитые отрасли оказываются под контролем капитала принадлежащего иностранным олигополиям. Международные олигополии, заняв прочные позиции в передовых, ключевых отраслях промышленности, всеми имеющимися в их распоряжении средствами стремятся воспрепятствовать широкому доступу в них национального капитала, которому приходится тесниться на своем собственном рынке, что тормозит развитие национальных производительных сил.

Для обеспечения перехода страны к преимущественно инновационному пути развития необходимо разработать долгосрочную стратегию инновационного развития Российской Федерации и федеральную целевую программу структурно-инновационных преобразований в экономике, с указанием основных направлений, алгоритма действий, этапов осуществления, сроков, ответственных исполнителей. [5]

На микроуровне олигополистам целесообразно также качественно прорабатывать стратегические направления инновационного развития. Целью инновационного развития российских олигополии в ближайшее время должно стать обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции на основе повышения технического уровня производства, внедрения инновационных и высоких технологий.

Реализация основной цели — развития промышленного комплекса — в долгосрочной перспективе требует решения следующих основных задач:

— формирование на базе имеющегося ресурсного, трудового, производственного и научного потенциала современного, высокотехнологичного промышленного комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции;

— перепрофилирование незагруженных мощностей на выпуск прогрессивной, инновационной продукции, продукции глубокой переработки, на основе наукоемких технологий, в том числе на базе развития кооперационных связей с предприятиями смежных отраслей области и других регионов;

— разработка мер по созданию условий для выпуска импортозамещающей продукции;

— создание условий по реструктуризации промышленных предприятий и увеличению доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВВП;

— в условиях предстоящего вступления России в ВТО, ратификации Киотского протокола, ужесточения технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ на промышленных предприятиях (прежде всего металлургических, химических) необходимо в ближайшее время провести инвентаризацию производственных мощностей по соответствию международным экологическим стандартам, принять меры по подготовке предприятий к сертификации по международному экологическому стандарту ISO 14000;


— развивать систему венчурного инвестирования в научно-технической сфере, образовать в рамках холдинговых структур страховые компаний, которые брали бы на себя страхование кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции. [10]

Среди основных направлений развития сырьевых и базовых отраслей (угольной, металлургической, химической, машиностроительной) следует отметить:

— внедрение современных новых технологий по глубокой переработке угля, полиметаллических руд, отходов металлургической промышленности;

— комплексная промышленная добыча и переработка газометановых месторождений;

— реконструкция по новым технологиям электросталеплавильного производства на металлургических комбинатах, что позволит обеспечить выпуск продукции, отвечающей требованиям международных стандартов;

— внедрение современных технологии по производству высокочистых марок ферросилиция, что позволит овладеть выпуск трансформаторной и динамной стали, металлокорда;

— создание новых энергосберегающих технологий по подготовке и сжиганию водоугольных смесей для электростанций;

— разработка и организация на предприятиях машиностроения современного, конкурентоспособного оборудования для горнодобывающего производства, металлургической и химической промышленности, а также технологии производства и обработки новых технологических материалов, предусматривающие внедрение микроэлектроники, инновационные оборудования для предотвращения загрязнения и защиты окружающей среды, уникальные технологии экспериментальной отработки и испытания сложных систем и другие.

Создание и внедрения благоприятных условий для российских олигополистических структур с целью стимулирования внедрения инноваций позволит не только модернизировать технологическую базу ведущих отраслей экономики, но и кардинально поднять конкурентоспособность выпускаемой продукции. [10]

Глава 4. Антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти, т.е. это комплекс мероприятий, направленных на демонополизацию экономики, контролировать и наблюдать за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке.


Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. Главное, оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения.  Основной путь борьбы с неблагоприятными последствиями естественных монополий состоит в государственном контроле и регулировке за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства, то есть путем диагностирование круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

В последние годы российское антимонопольное законодательство претерпело радикальные изменения. В 2006 году был принят новый закон «О защите конкуренции». Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. В статье 4 данного закона введено основные понятия используемые в Федеральном законе. Это как товар и взаимозаменяемые товары, финансовая услуга и финансовая организация, хозяйствующий субъект, дискриминационные условия, конкуренция и недобросовестная конкуренция и т.д. Повышены санкции за нарушения: в 2007 году введены оборотные штрафы, а в 2009 году – уголовная ответственность за ограничения конкуренции. Изменение законодательства, более активная деятельность Федеральной антимонопольной службы по его применению повысили роль антимонопольной политики, как с точки зрения её воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения места в системе государственного управления. [15]

В то же время в сфере применения антимонопольного законодательства существует целый ряд серьезных задач, связанных как с содержанием норм, так и практикой их применения. В то же время в сфере использование антимонопольного законодательства существует целый ряд серьезных задач, связанных с содержанием норм и практикой их применения. Цель таких мер - оценить результативность российского антимонопольного законодательства и призвать и рекомендовать по стратегии его совершенствования и применения. Актуальность подобной оценки связана не только с растущим влиянием антимонопольного законодательства на формирование хозяйственной среды, но и внесение изменений в «третьего антимонопольного пакета» - поправок в закон «О защите конкуренции», - и некоторые другие. Выяснить какие проблемы существуют в области применения данного закона. Конечно же, возможности антимонопольной политики в России объективно ограничены. Это связано со структурой российских рынков, с положениями антимонопольного законодательства в системе государственной политики и с особенностями метода самого антимонопольного законодательства.


Особенности российских рынков – высокие барьеры входа, консервативность структуры большинства отраслей, преобладание рынков с высокой концентрацией, второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных торговцев, активно конкурирующих на глобальном рынке - объективно осложняют задачи развития конкуренции. На подобных рынках выше стимулы участников к отказу от соперничества, выше и возможности крупных компаний ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке. [11]

Антимонопольная политика занимает невыигрышное положение в общей структуре государственной политики: ей мало дано, но с неё много спрашивается. В рамках других направлений государственной политики цели развития конкуренции ставятся крайне редко; напротив, условиями конкуренции часто жертвуют для решения текущих политических задач. Условия развития конкуренции осложнены и кризисом, а точнее – программой антикризисных мер, опиравшейся преимущественно не на системные, а на селективные механизмы, что возродило одну из ключевых проблем российской модели поддержки бизнеса – создание и укрепление неравных условий конкуренции. Не комфортно чувствуют на рынке малые предприятии и индивидуальные предприниматели, т.к в условиях рынка и конкуренции и соперничеств, им сложнее выжить.

Инструменты антимонопольной политики предназначены для защиты существующей, пусть и несовершенной конкуренции. Для создания соперничества там, где его не было, требуются меры активной конкурентной политики в очень широком спектре – от защиты прав собственности до строгой регламентации поведения регулируемых компаний в отраслях естественных монополий.

Большинство препятствий развитию конкуренции в России не может быть устранено с помощью даже идеального применения идеального антимонопольного законодательства. До сих пор в качестве способа преодоления указанного ограничения рассматривается расширение сфер ответственности антимонопольного органа, возложение на него гораздо более широкого набора задач, чем стоит перед зарубежными коллегами Федеральной антимонопольной службы. В условиях объективной ограниченности ресурсов – не только финансовых, но и экспертных, - такое решение может приводить к снижению результативности на важных направлениях деятельности. [12]

Однако многие задачи – например, пресечение ограничений конкуренции со стороны органов исполнительной власти, противодействие недобросовестной конкуренции, борьба против коррупции и за конкуренцию в государственных закупках, разрешение конфликтов между участниками регулируемых отраслей – кроме российского антимонопольного органа в системе государственной власти решать некому. Система еще не полностью совершенна и многие моменты стоит пересмотреть и усовершенствовать.