Файл: Налоги как цена услуг государства (Налогообложение как двигатель развития экономики страны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Экономическая сущность понятия «налог». Классификация налогов

Налог — одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы пра­вильного понимания его природы обусловлены тем, что налог является поня­тием не только экономическим, но и правовым, социальным, а так же фило­софским. Налогообложение как элемент экономического строя общества при­суще всем государственным системам как рыночного, так и неры­ночного типа хозяйствования.

Современные теоретики налогового права определяют налог как един­ственно законную форму отчуждения собственности физических и юридиче­ских лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, без­возвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти[12].

С учетом изложенного можно выделить такие юридические признаки налога как публичность, законность установления, процедурный характер взимания, абстрактность, индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, принудительность изъятия.

Необходимо различать понятия «налог» и «сбор». Под налогом понима­ется обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на пра­ве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления де­нежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномо­ченными органами и должностными лицами юридически значимых дей­ствий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[13].

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каж­дая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприя­тий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывали потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, главной задачей налогового регулирования доходов явля­ется сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли[14].


Совокупность взимаемых налогов и других платежей образует налого­вую систему. Это понятие охватывает структуру и функции государственных налоговых органов.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объеди­няющим началом всех налогов и сборов.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога.

Объект налога - доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или пред­мет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

- имущество;

- операции по реализации товаров (работ, услуг);

- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

- прибыль;

- доход (в виде процентов и дивидендов);

- иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Статья 12 НК РФ содержит в себе виды налогов и сборов в Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1. Виды налогов и сборов согласно Налоговому кодексу

Федеральный уровень

Региональный уровень

Местный уровень

Устанавливаются Налого­вым кодексом и обязатель­ны к уплате на всей терри­тории Российской Федера­ции

Устанавливаются Налого­вым кодексом и законами субъектов Российской Фе­дерации о налогах и обяза­тельны к уплате на терри­ториях соответствующих субъектов Российской Фе­дерации

Устанавливаются Налого­вым Кодексом и норматив­ными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обяза­тельны к уплате на терри­ториях соответствующих муниципальных образований

  • Налог на доходы физиче­ских лиц (НДФЛ)
  • Налог на прибыль органи­зации
  • Налог на добавленную сто­имость (НДС)
  • Акцизы
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Налог на имущество орга­низаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • Налог на имущество физи­ческих лиц
  • Налогообложение недви­жимости по кадастровой стоимости
  • Торговый сбор

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европей­ских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисление от федеральных налогов.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета ис­ходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в выше­стоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от раз­личных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недви­жимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов[15].

Помимо классификации налогов по уровням, выделяют отраслевые налоговые сборы и платежи. К ним относят сборы за пользование объектами животного мира, регулярные платежи за пользование недрами и сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 кодекса. К специальным налоговым режимам относят упрощенную систе­му налогообложения, единый налог на вменённый доход для отдельных ви­дов деятельности, единый сельскохозяйственный налог и патентную систему налогообложения[16].

Также налоги по механизму формирования подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имуще­ства (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным пла­тельщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Существует классификация налогов по воздействию:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых умень­шаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в аб­солютной сумме на единицу измерения налоговой базы[17].

В Российской Федерации действует три способа взимания налогов.

Первый способ – кадастровый. Применяется в отношении налогов, име­ющих немобильный объект обложения и, соответственно, не меняющуюся налоговую базу. В основе его применения лежит составленный соответству­ющими государственными органами кадастр подобных объектов. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество), классифицируемых по внешним признакам, к которым относят­ся, например, размер участка, объем двигателя и т.д.


Второй способ взимание налога - у источника. Осуществляется в тех случаях, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, т.е. на орган, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой до­хода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. В частности, в российской налоговой системе он характерен для НДФЛ, когда бухгалтерия исчисляет и удерживает данный налог с доходов работников данного пред­приятия, выполняющим работу по различным видам трудового договора. Этот способ применяется также при обложении налогом на прибыль доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Фе­дерации. Налог, изъятый налоговым агентом у источника, поступает сразу в бюджет.

Характеризуя классификацию налогов по источнику обложения, важно отметить, что она относится исключительно к налогам, уплачиваемым юридическими лицами, поскольку источник уплаты налога у физических лиц может быть только один – доход[18].

Третий способ - по декларации. В отличие от предыдущего способа взи­мание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода нало­гоплательщика после его получения. Как видно из названия, указанный спо­соб предусматривает подачу налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы декларации – официального заявления налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определенный период времени.

На ос­нове декларации налоговый орган проверяет правильность расчета налога налогоплательщиком. Применение этого способа взимания налогового окла­да практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных дохо­дов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.

В российской налоговой системе данная классификация налогов не все­гда привязана к конкретному налогу. Один и тот же налог может взиматься разными способами в зависимости от категории налогоплательщика, а также от других факторов. В частности, как отмечалось выше, НДФЛ взимается способом у источника с доходов работников предприятии. Однако при упла­те НДФЛ физическими лицами, занимающимися предпринимательской дея­тельностью без образования юридического лица, используется способ уплаты по декларации[19].

Подводя итог, следует сделать вывод, что налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между госу­дарством с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой - носят объективный характер и имеют специфическое общественное назна­чение - мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государ­ством своего экономического права на получение части созданного в резуль­тате хозяйственной деятельности чистого дохода.


Таким образом, налог как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части сто­имости совокупного общественного продукта и национального дохода. Эко­номическое содержание налогов выражает взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу фор­мирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть фи­нансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Глава 2. Налогообложение как двигатель развития экономики страны

2.1 Функции налогов и основные принципы налогообложения

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каж­дая из функций, выполняемых налогом, имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе (табл. 2).

Таблица 2. Функции налогов

Фискальная функция

Регулирующая функция

Контрольная функция

Формирование дохо­дов бюджетов

Стимулирующая

Дестимулирующая

Получение данных о темпах и тенденциях развития экономики и т.п.

Поощрение вида деятельности, от­расли экономики

Сдерживающее воздействие

Все функции налога существуют зависимо друг от друга. Разграничение функций налога носит в значительной мере условный ха­рактер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты од­ной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и меха­низмы проявления налогом своих функций.

Фискальная функция, то есть обеспечение государства необходимыми ресурсами. С помощью данной функции образуются государственные де­нежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с рас­ширением регулирующей роли государства в обществе[20].