Файл: Правовые отношения юридических лиц (Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие и виды юридических лиц
1.2. Признаки юридических лиц как как участников гражданских правоотношений
1.3. Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц
2.2. Правоотношения, возникающие при реорганизации юридических лиц
1.3. Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений
На сегодняшний день имеется больше количество нормативно-правовых актов, регулирующих все сферы жизнедеятельности юридического лица, которые систематически дополняются, изменяются, перерабатываются. Гражданско-правовое регулирование юридических лиц подразумевает множественность действующих законодательных актов, не во всём соответствующих как друг другу, так и базовому закону – Гражданскому кодексу.
Статья 34 Конституции РФ закрепляет, что каждый имеет право на занятие экономической деятельностью, а статья 30 закрепляет, что каждый имеет право на объединение[32]. Таким образом, Основной закон страны закрепляет возможность объединения граждан для занятия экономической деятельность – т.е. создания юридического лица.
Гражданский кодекс РФ (глава 4), который формирует ключевые основополагающие моменты, получают конкретизацию в специализированных законах. В частности, в ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001[33]. Последние изменения в данный закон затронули порядок исключения юридического лица из реестра.
Интерес для нашего исследования представляет также ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002[34], регулирующий порядок, основания прекращения деятельности юридического лица.
Также, следует отметить законы, регламентирующие статус отдельных видов юридических лиц) – федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации», «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и т.д.
Акцентируем внимание, что к настоящему моменту почти полностью сформирован нормативный массив, регулирующий содержательную сторону деятельности юридических лиц. Это федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «Об образовании» и т.д.
Также стоит упомянуть о нормативных актах, закрепляющих статус юридического лица. Например, ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об инвестиционных фондах», «О рынке ценных бумаг» и др.
Следующим уровнем правового регулирования юридических лиц являются подзаконные нормативно-правовые акты. Наибольшую актуальность представляют Постановления Правительства РФ – Постановление № 584 от 16 июля 2009 г. «Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», Постановление от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»[35].
В области регулирования отдельных аспектов деятельности юридических лиц, нам представляются актуальными акты Федеральной антимонопольной службы.
На уровне регионального и муниципального законодательства происходит закрепление отдельных специфических моментов жизнедеятельности юридического лица. Следует обратить внимание на Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 61 от 27 июля 2006 г. «О дополнительных мерах по стимулированию деятельности крупных и средних сельскохозяйственных организаций», Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 419 от 09.12.2010 «О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Чувашской Республики», Постановление Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики № 195 от 8 октября 2010 г. «Об установлении размера базовой ставки арендной платы за нежилые помещения для юридических лиц» и др.
Но, не смотря на столь большое количество нормативно-правовых актов, можно констатировать недостаток законов общего характера, например, о реорганизации юридических лиц, об особом статусе «юридических лиц публичного права» и т.д.
По мнению Е.А. Суханова, неоправданно велико количество законов, регулирующих статус некоммерческих организаций[36]. При этом они, с одной стороны, устанавливают множество организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в действительности не обладающих принципиальными различиями гражданско-правового характера, а с другой пытаются противоречивым образом урегулировать общие вопросы их правового статуса.
Так, не соответствуют друг другу многие общие нормы федеральных законов «О некоммерческих организациях» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», призванные быть «рамочными» для соответствующих видов юридических лиц.
Также наблюдается несоответствие норм отдельных (специальных) законов положениям ГК, регламентирующим статус юридических лиц, в том числе коммерческих организаций[37]. Так, противоречия некоторым общим нормам ГК можно обнаружить в федеральных законах «Об акционерных обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О сельскохозяйственной кооперации», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и др.
Вместе с тем, статус некоторых видов юридических лиц урегулирован весьма отрывочно и маловразумительно, вызывая множество вопросов и сомнений. Это касается, например, государственных корпораций. С этой точки зрения целесообразно также оценить статус саморегулируемых организаций, которым посвящены Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и положения некоторых законодательных актов об осуществлении отдельных видах экономической и профессиональной деятельности[38].
Основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования юридических лиц должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК о юридических лицах. Она обусловлена гражданско-правовой природой этой юридической конструкции, рассчитанной, прежде всего и главным образом на потребности имущественного (гражданско-правового) оборота. Это делает целесообразным наличие в ГК общего правила о том, что все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах. Последние в силу этого, подлежат применению при наличии противоречий между отдельными законами и ГК или между самими этими законами.
На наш взгляд, содержание главы 4 ГК должно быть существенно доработано. В частности, должно содержать:
- общие нормы для всех юридических лиц в области реорганизации юридических лиц и об имущественной ответственности органов юридических лиц;
- общие положения обо всех отдельных видах юридических лиц, т.е. исчерпывающий перечень не только коммерческих, но и некоммерческих.
Представляется целесообразным и возможным полностью урегулировать в ГК статус некоммерческих организаций как юридических лиц, сохранив в отдельных законах лишь отсылки к нормам ГК.
Огромное количество нормативно-правовых актов о юридических лицах существенно усложняет их регламентацию, при этом содержит отдельные противоречия между ними и ГК, а также вопросы, связанные с соотношением отдельных законов (например, о соотношении ГК, законов о некоммерческих организациях, об общественных объединениях и об отдельных видах некоммерческих организаций).
По мнению ряда исследователей, необходимо объединения ряда законов, отличающихся принципиальной предметной близостью. Например, в закон о хозяйственных обществах могут войти законы об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью; в закон о производственных кооперативах – законы о производственных кооперативах, о сельскохозяйственной кооперации и о потребительской кооперации (последняя, несмотря на свое название, в действительности состоит из производственных кооперативов)[39].
Представляется вполне достижимой и оправданной значительная оптимизация системы законодательства о юридических лицах, осуществляемая путем сокращения общего количества действующих в этой сфере законов и упрощения самой регламентации при некотором увеличении норм Гражданского кодекса, посвященных статусу юридических лиц.
Итак, в заключении главы отметим, что в современном российском гражданском праве юридическое лицо – это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени. Юридические лица подразделяются по следующим признакам: цель деятельности; организационно-правовая форма; специфика отношений между юридическим лицом и учредителями; видам собственности организации.
Рассмотрев и исследовав характеристику признаков юридического лица, можно сказать, что юридическое лицо имеет свои определенные специфические признаки, которые отличают его от иных субъектов гражданского права. Помимо организационного единства и имущественной обособленности важнейшими признаками юридического лица являются самостоятельная имущественная ответственность и выступление в гражданском обороте от собственного имени.
Также следует отметить, что на регламентацию юридических лиц как участников гражданских правоотношений направлено большое количество нормативно-правовых и подзаконных актов различных уровней. Это и Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, акты органов государственной власти (в частности, ФАС); и региональное, муниципальное законодательство. Такое объем мешает эффективной реализации норм, затрудняет и усложняет регулирование деятельности юридических лиц.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц
В юридическом смысле жизненный цикл юридического лица начинается с его создания, что предполагает соблюдение установленных законодателем требований.
Существует три основных порядка создания юридических лиц.
1. Распорядительный порядок – юридическое лицо создается по решению компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. В таком порядке, в частности, создаются государственные учреждения и предприятия. Так, для образования федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), необходимо распоряжение Правительства РФ.
2. Разрешительный порядок – для создания юридического лица необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Такой порядок действует при создании коммерческих банков (требуется согласие Центрального банка РФ), при создании предприятий — возможных монополистов (требуется согласие Федеральной антимонопольной службы).
3. В большинстве случаев юридические лица создаются в нормативно-явочном порядке, суть которого заключается в том, что учредители (учредитель) принимают решение о создании юридического лица, формировании его уставного (складочного) капитала и осуществляют его государственную регистрацию[40].
То есть, с уверенностью можно утверждать об обязательности как минимум трех этапов, которые необходимо пройти для создания нового субъекта права:
- принятие заинтересованными лицами решения о создании юридического лица с оформлением учредительных документов;
- их представление в уполномоченный орган для государственной регистрации юридического лица;
- принятие уполномоченным органом решения о внесении записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ[41].
Таким образом, юридическое лицо становится субъектом правоотношений после государственной регистрации, то есть внесения сведений о нём в специальный государственный реестр. Благодаря регистрации, юридическое лицо получает правосубъектность.