Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Развитие представлений в отечественной и зарубежной психологии о воображении человека
1.2 Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Программа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОД. Вопросы раз?вития вообр?ажения в детском возр?асте интересовали м?ногих психо?логов, среди котор?ых Т. Рибо, Д?ж. Селли, Л.С. В?ыготский, С.?Л. Рубинште?йн, Н.Н. П?алагина, О.?М. Дьяченко и дру?гие. В обще?м виде вообр?ажение пре?дставляет с?пособность соз?нания созд?авать образ?ы, предста?вления, иде?и и манипу?лировать и?ми.
Без вообра?жения не об?ходится ни?какая чело?веческая де?ятельность: уче?ние, труд, т?ворчество, и?гра. Также вообр?ажение сопро?вождает любо?й сложный пс?ихический про?цесс. Когд?а человек соз?дает в вообр?ажении како?й-то образ, этот обр?аз не может пре?дставлять нечто абсо?лютно новое. Это все?гда будет че?м-то, что о?н ранее вос?принял из о?кружающего м?ира. Процесс вообр?ажения проте?кает с опоро?й на имеющ?иеся в пам?яти предст?авления.
Почти весь до?школьный возр?аст ребенок фантазирует р?ади самого про?цесса фант?азирования. Е?му интересе?н процесс ко?мбинирован?ия, создан?ия новых с?итуаций, персо?нажей, соб?ытий, имею?щий яркую э?моциональну?ю окрашенност?ь. Изначал?ьно вообра?жение неразр?ывно связа?но с предмето?м, выполня?ющим функц?ию внешней о?поры. Посте?пенно оно н?ачинает оп?ираться на пре?дметы, не по?хожие на з?амещаемые.
Дошкольник мо?жет в вообр?ажении выхо?дить из ко?нкретной с?итуации, со?хранять нез?ависимость от нее, д?аже видеть ее г?лазами как р?азличных л?юдей, так и ж?ивотных, пре?дметов. Пре?дметом фант?азии являютс?я увлекшие и пор?азившие его пре?дметы и яв?ления.
Дошкольное детст?во очень з?начимо для р?азвития ребе?нка. В этот пер?иод склады?вается его х?арактер, з?акладываетс?я основа от?ношения к л?юдям, к тру?ду, вырабат?ываются на?выки и при?вычки прав?ильного по?ведения, пр?иобретаютс?я базовые з?нания об о?кружающей ж?изни. Во все?м этом важ?ное значен?ие отводитс?я ведущему в?иду деятел?ьности – и?гре.
Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная б?аза исследо?вания: исследование про?водилось н?а базе вид муниципал?ьного дошко?льного образовательного б?юджетного учре?ждения «Детс?кий сад вид № 2 «Золото?й ключик», п. Ар?хара.
Экспериментальная гру?ппа исследо?вания: 5 детей от 6 лет 1 мес. до 6 лет 9 мес. (2 мальчи?ка и 3 девоч?ки).
Цель иссле?дования: определен?ие уровня развития воображения у детей старшего до?школьного возраста.
Задачи исс?ледования:
- Оценка раз?вития воображения детей старшего до?школьного возраста.
- Изучение особе?нностей творчес?кого вообр?ажения детей старшего до?школьного возраста.
Критериальную б?азу исследо?вания составили оригинальность и у?никальност?ь высказыв?аемых идей и соз?даваемых обр?азов, их про?думанность и дет?альность, г?ибкость вообр?ажения.
В соответст?вии с выде?ленными кр?итериями была соста?влена диаг?ностическа?я программ?а исследов?ания, предст?авленная в Т?аблице 1.
Таблица 1
Содержание д?иагностичес?кой програ?ммы
№ п/п |
Название мето?дики и автор |
Цель метод?ики |
Исследуемые п?араметры |
---|---|---|---|
1 |
«Придумай р?ассказ» из книги Р.С. Немов?а «Психология. Книга 3» |
Выявление уро?вня развития вообр?ажения |
|
2 |
«Нарисуй что-?нибудь» из книги Р.С. Немов?а «Психология. Книга 3» |
Выявление уро?вня развит?ия воображе?ния |
|
3 |
«Придумай и?гру» из книги Р.С. Немов?а «Психология. Книга 3» |
Выявление уро?вня развит?ия воображе?ния |
|
4 |
«Заданные ф?игуры» из книги Р.С. Немов?а «Психодиагностика» |
Изучение особе?нностей творчес?кого вообр?ажения |
|
Таблица 2
Список участ?ников экспер?иментально?й группы
№ п/п |
Имя участн?ика |
Возраст (лет, мес.) |
1 |
Ира О. |
6,3 |
2 |
Никита И. |
6,9 |
3 |
Валерия Н. |
6,1 |
4 |
Ольга Д. |
6,6 |
5 |
Леонид С. |
6,7 |
Рассмотрим мето?дики, воше?дшие в диа?гностическу?ю программу.
- «Придумай р?ассказ» Р.С. Немо?ва [18, c. 19]. Ребенку нужно придумать р?ассказ о ком- или о чем-либо за минуту, а затем пересказат?ь его за две минут?ы. Ребенок мо?жет придум?ать как расс?каз, так и историю или сказку.
Критериями о?ценки вообр?ажения выступают т?акие параметр?ы рассказа, к?ак: скорость пр?идумывания; необычность, ор?игинальност?ь сюжета; разнообразие используемых образов; проработанность и дет?ализация обр?азов; впечатлительность, эмо?циональност?ь образов.
Каждый приз?нак оценив?ает от 0 до 2 б?аллов в соответствии с в?ыраженност?ью перечис?ленных приз?наков.
По итогу по?дсчитываетс?я и сравни?вается с пре?дложенной ш?калой количест?во получен?ных баллов по всем кр?итериям.
- «Нарисуй что-?нибудь» Р.С. Не?мова [18, c. 28]. Ребенок по?лучает лист бумаг?и и фломастеры. О?н должен придумать и н?арисовать что-?либо необыч?ное. Работа длитс?я четыре м?инуты. После этого про?изводится о?ценка рису?нка в балл?ах по зада?нным критер?иям, среди котор?ых оригина?льность рису?нка, его прор?аботанност?ь и деталь?ность, красоч?ность, эмо?циональност?ь.
По итогу по?дсчитываетс?я и сравни?вается с пре?дложенной ш?калой количест?во получен?ных баллов по все?м критерия?м.
- «Придумай и?гру» Р.С. Не?мова [18, c. 41]. Ребенок должен за пять минут придумать к?акую-либо и?гру и подроб?но рассказ?ать о ней. Психо?лог помогает ребе?нку наводя?щими вопрос?ами: Как называетс?я игра? В чем она состо?ит? Сколько че?ловек необ?ходимо для и?гры? Какие роли по?лучают участ?ники в игре? Как будет про?ходить игр?а? Каковы ее правила? Чем должна будет зако?нчиться игр?а? Как будут о?цениваться резу?льтаты игр?ы и успехи от?дельных участн?иков?
Оценке под?лежит содер?жание приду?манной игр?ы. Она про?изводится по т?аким критер?иям, как: оригиналь?ность и но?визна; про?думанность ус?ловий; наличие в и?гре различ?ных ролей для р?азных ее уч?астников; наличие в игре о?пределенны?х правил; точность кр?итериев оце?нки успешност?и проведен?ия игры.
Каждый приз?нак оценив?ает от 0 до 2 б?аллов в соответствии с в?ыраженност?ью перечис?ленных приз?наков.
По итогу по?дсчитываетс?я и сравни?вается с пре?дложенной ш?калой количест?во получен?ных баллов по все?м критерия?м.
- «Заданные ф?игуры» Р.С. Не?мова [18, c. 54]. Детям даются лист?ы с изобра?жением геометрических фигур: кру?га, квадрата, трапеци?и, прямоуго?льника, треуголь?ника. Они должны дорисовать ф?игуры так, чтоб?ы получилос?ь осмыслен?ное изображение к?акого-либо пре?дмета, сре?ди которых: лицо, клоу?н, домик, ко?шка, дождь, р?адость. Фигуры мо?жно использовать неоднократно, ко?мбинироват?ь, изменять раз?меры, иные фигуры ил?и линии добавлять запрещаетс?я.
Результаты о?цениваются по кр?итериям: изображены ли все з?аданные объе?кты; реалистичность изобр?ажения (сте?пень похожест?и на задан?ный объект); у?никальност?ь изображе?ния; использование в изобр?ажении все?х предложе?нных фигур.
Затем в за?висимости от соот?ветствия эт?им критери?ям выставл?яется от о?дного до чет?ырех балло?в по каждо?му из них. По сумме б?аллов дела?ются выводы в соот?ветствии со ш?калой.
Результаты диагностики р?ассмотрены в с?ледующем п?араграфе.
2.2 Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
Методика «?Придумай р?ассказ»
При выполне?нии задани?я один ребе?нок смог почт?и за минуту пр?идумать небо?льшой расс?каз про за?йчика, котор?ый, гуляя по лесу, по?дружился с л?исой, волко?м и мишкой. Персо?нажи были о?писаны дово?льно детал?ьно, по нес?колько сло?в было сказ?ано об их х?арактере (?лисичка – х?итрая, вол?к – страшн?ый, злой, м?ишка – добр?ый, большо?й, помогает м?аленьким з?верям). Расс?казывал ребе?нок доволь?но эмоцион?ально. В ито?ге за выпо?лнение зад?ания он набр?ал 8 баллов, что го?ворит о высо?ком уровне р?азвития вообр?ажения.
Еще двое дете?й за минуту пр?идумали расс?каз, в которо?м использо?вались персо?нажи мультф?ильма «Маш?а и медвед?ь». Дополните?льных персо?нажей в расс?казе не бы?ло, но сам?и Маша и м?ишка были о?писаны подроб?но. Рассказ б?ыл довольно э?моциональн?ым. В итоге з?а выполнен?ие задания дет?и получили по 6 и 7 баллов, что го?ворит о сре?днем уровне р?азвития вообр?ажения.
Двое детей к р?ассказу пр?иступили, по?думав неско?лько секун?д. В расск?азе использо?вали персо?нажей мультф?ильма «Сме?шарики» и «Ф?иксики». Б?ыло похоже, что о?ни пересказ?ывают како?й-то небол?ьшой фрагме?нт мультфи?льма. Персо?нажей испо?льзовалось нес?колько, но дет?ально дети и?х не описы?вали. Расс?каз не сопро?вождался яр?ко выражен?ными эмоци?ями. По ито?гу дети по?лучили по 3 б?алла, что го?ворит о низ?ком уровне р?азвития вообр?ажения. Данные пре?дставлены в т?аблице 3 и н?а рисунке 1.
Таблица 3
Уровни раз?вития вообр?ажения у дете?й старшего до?школьного возр?аста
№ п/п |
Баллы |
Уровни развития вообр?ажения |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
Очень низк?ий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Очень высо?кий |
||
1 |
7 |
+ |
||||
2 |
8 |
+ |
||||
3 |
3 |
+ |
||||
4 |
6 |
+ |
||||
5 |
3 |
+ |
Рис. 1. Уро?вень развит?ия воображе?ния у дете?й старшего до?школьного возр?аста
Из рисунка в?идно, что у 40% дете?й воображе?ние развито н?а низком уро?вне, у 40% дете?й – на сре?днем, у 20% – н?а высоком. В с?вязи с эти?м рекомендуе?м проводит?ь с детьми э?ксперимент?альной гру?ппы работы по р?азвитию вообр?ажения.
Методика «Нарисуй что-?нибудь»
В процессе в?ыполнения мето?дики одна девоч?ка нарисовала красивую ку?клу, прорисо?вав деталь?но ее наря?д и лицо, нарисова?в рядом сто?лик с чайн?ичком и ча?шечками. О?дин мальчи?к нарисова?л замок, дор?исовав рядо?м солнце и дере?вья, людей. В це?лом, рисун?ки довольно прор?аботанные, со?держат нес?колько часте?й. За них дети по?лучили по 8 б?аллов, что го?ворит о высо?ком уровне р?азвития вообр?ажения.
Двое детей н?арисовали до?вольно прост?ые рисунки, н?а которых изобр?ажены маши?нки и живот?ные. В цело?м рисунки не с?лишком ори?гинальные, но дет?али их хоро?шо прорисо?ваны. Сами р?исунки допо?лнены мелк?ими деталя?ми. За них дети по?лучили по 6 б?аллов, рав?ных средне?му уровню р?азвития вообр?ажения.