Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности ( Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При анализе результатов диагностики по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» мы не отмечали качества самого рисунка и изложения, а обращается внимание только на уровень воображения. В итоге все работы детей подразделяются на три уровня.

Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на констатирующем этапе, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на констатирующем этапе

Уровни

Количество детей

%

высокий уровень

3

15

средний уровень

7

35

низкий уровень

10

50

В процентном соотношении полученные данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на констатирующем этапе

Проанализировав данные, полученные по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить, что большинство детей рассказывали вариации знакомых сказок. Сочиненные детьми сказки в основном представляли собой очень краткие и сжатые произведения, как правило, на бытовые темы. Только 15 % детей придумали сказки волшебного, приключенческого содержания, что позволяет говорить о высоком уровне развития воображения. 35% детей не придумали сказку а либо делились своими впечатлениями о каком-либо событии, либо пересказывали мультфильм, либо переделывали знакомую сказку.


Для 50 % старших дошкольников характерен низкий уровень развития воображения. Дети рисовали и рассказывали знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Проанализировав результаты диагностики дошкольников по двум методикам, мы пришли к выводу, что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие творческих способностей.

2.2 Использование театрализованной деятельности в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

На основе результатов констатирующего эксперимента мы определили задачи для дальнейшей работы:

- создать театрально-игровую зону. Для драматизации, инсценировок создать элементы костюмов, декораций. Так как костюмы помогают детям быстрей перевоплотиться в литературный образ, а декорации создают иллюзию подлинного места и времени действия (лес, зимний вечер, избушка и т. д.).

- наладить тесную взаимосвязь с родителями. Провести собрания, консультации. Родители наблюдают, как дети играют на праздниках, днях рождения. Привлечь родителей к изготовлению элементов костюмов, масок, декораций для игр.

- отобрать художественные произведения.

- разработать перспективный план по развитию творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.

Дети - это прекрасные актеры, они непосредственные, эмоциональные. Когда им апплодируют у них светятся у глаза от счастья! И такое только возможно в театре, потому что театр - это всегда сказка, волшебство, чудо. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

На базе театрализованной деятельности у детей появляются творческие способности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению.

Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности составлен на три месяца (Приложение 1). Свою работу мы начали с ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром как зрелищным видом искусства. Дети делились впечатлениями, полученными при просмотре театрализованных постановок, знаниями о театральном искусстве. Просматривали презентацию ««Что такое театр?». Беседуя с детьми, мы рассказывали о специфики работы актеров, режиссёров, постановщиков, костюмеров, звукооператоров и др. Детей очень заинтересовал мюзикл "Дюймовочка". Многие дошкольники захотели взять на себя роль положительных героев, отмечая их доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание прийти на помощь в трудную минуту.


В помещении ДОО с помощью родителей мы организовали мини-выставку различных видов театров (пальчиковый театр, театр ростовой куклы, настольный театр, теневой театр). Импровизированная экскурсия на мини-выставку способствовала знакомству детей с историей создания театра, видами театральных постановок.

На интегрированных занятиях детей учили перевоплощаться в сказочных персонажей (животных, птиц, фей и др.) под музыкальное сопровождение. Данный приём «перевоплощение» помогал развивать у воспитанников творческое воображение. При этом шла активная работа по развитию умения передавать конкретное действие, пластические музыкальные этюды эмоциями, жестами, мимикой, имитационными движениями, выразительностью речи. Проигрывались небольшие музыкальные сказки, что способствовало развитию структурных компонентов творческого мышления: беглости и оригинальности.

Для поддержания интереса детей к музыкально-сценическим играм педагоги предлагали дополнять сценический образ атрибутами (шапочки, крылышки, маски, жилетки и т.д.) для полной разработанности образа. В случае затруднений детей в работе использовались дополнительные средства обучения: дидактические игры («Зеркало», «Театральные маски», «Узнай и покажи», «Повтори что видишь» и пр.), индивидуальные беседы, собственный показ, коллективные игры.

Для постановки выразительности речи и интонации проводилась артикуляционная гимнастика. Использовалась как индивидуальная, так и групповая работа с детьми. Созданная педагогами комфортная обстановка способствовала раскрепощению детей, у них пропадал дискомфорт, скованность, страх, переживания, улучшалось настроение. В игровых ситуациях, созданных педагогом, дошкольники учились ставить перед собой цель, находить пути решения проблемы, проявляли инициативу и творчество при демонстрации различных сценических образов, озвучивании сказочных героев, музицировании.

Особую роль уделяли развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводили игры «Веселые превращения», «Раз, два, три – повернись, в Зайчика (Мишку, Лисичку и др.) превратись», «Игры с воображаемыми предметами» (с куклой, с мячом и др.)

В дальнейшем, когда дошкольники обучились приёмам перевоплощения в различных героев, научились изменять голос, оригинально использовать мимику и жесты, мы перешли к постановке небольших музыкально-театрализованных спектаклей. Вначале совместно с детьми обсуждался выбор сказки, распределялись роли, придумывались костюмы и атрибуты каждому герою. Родители помогали разучивать с детьми текст, создавать декорации. Педагоги работали над выразительностью речи детей, имитационными движениями, мимическими изменениями, помогали разучивать индивидуальные и совместные песни и танцы. Каждому герою подбиралось музыкальное сопровождение, соответствующее персонажу по характеру. После индивидуальных и коллективных репетиций дети выходили на сцену и представляли зрителям театральную постановку.


На занятиях воспитанники сами сочиняли, импровизировали роли, инсценировали готовый литературный материал, например «Кошкин дом», «Путаница», «Сказка о глупом мышонке», «Лесная старуха». Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Также в театрализованных занятиях функционально применяли чтение произведений художественной литературы и проведение викторин. Постоянно проигрывали мини-этюды («На лесной поляне», «Полет на облаках», «На морском берегу» и др.) они вызывали у детей большой восторг.

Часто проводили развивающие игры «Что ты слышишь за окном?», «Летает не летает», «Живой телефон», которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию. Применяли упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей, проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др. Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А игры на жестикуляцию вызывают особый задор у детей: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание» и др.

Особое внимание хочется уделить театрализованным играм. Они являются частью театрализованной деятельности.

Театрализованные игры пользовались у наших детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ре­бенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогичес­кое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Играли в такие игры, как: «Меня зовут», «Кто во что одет», «Зеркала», «Что мы делали, не скажем» и др.

В старшей группе мы также активно использовали игры – драматизации. Участвуя в играх – драматизациях, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Итогом всех занятий являлся спектакль. Его подготовке уделялось большое внимание: выбирались сказки или пьесы, распределялись роли по желанию детей. Готовые сценарии старались брать из книг и только в стихах, или переделывали сказки на новый лад. Так из простых русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Муха-Цокотуха» происходило превращение в новую, более интересную сказку. Дети с удовольствием заучивали свои роли, иногда даже большие. Проигрывая каждую роль, мне приходилось показывать детям, как надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение героя. Вместе с родителями изготавливали костюмы и декорации к постановкам. Все, кто видел наши постановки: сотрудники детского сада, родители, дети других групп — давали им положительную оценку. По словам родителей, дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными, выразительными. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья!


В результате проведенной работы дети познакомились с разными видами театров, с удовольствием принимали участие в показе сказок, в драматизациях.

Заключительным этапом нашей работы стал контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.

Полученные результаты позволили нам выявить динамику, процесса формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты диагностики уровня на этапе контрольного эксперимента мы представили в виде таблицы 3.

Таблица 3. Уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе

Уровни

Количество детей

%

высокий уровень

8

40

средний уровень

10

50

низкий уровень

2

10

Динамика уровня развития творческого воображения старших дошкольников представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты диагностики детей по тесту Торренса «Неполные фигуры» на контрольном этапе.

Проанализировав результаты, можем констатировать, что после формирующего эксперимента у 40 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития творческого воображения; при выполнении заданий теста они нарисовали три оригинальных изображения. До реализации развивающих занятий детей с высоким уровнем развития творческого воображения в группе старших дошкольников выявлено не было. У 50 % старших дошкольников диагностирован средний уровень развития творческого воображения; эти ребята дорисовали фигуры, получив 1–2 оригинальных изображения. До формирующего эксперимента число детей со средним уровнем развития творческого воображения составляло 40 %. С низким уровнем детей стало всего 10%, тогда как до реализации развивающих занятий число таких ребят составляло 60 %.

Так, например, у Насти Р. треугольник стал опорой под доской качелей, на которых изображены дети. У Нади Л. квадрат превратился в клетку с очаровательным попугаем. Денис А. превратил квадрат в аквариум с водорослями, камешками и рыбками, стоящий на полке. У Насти Г. треугольник стал петушком, сидящим на заборе. В работе каждого ребенка стало возможным увидеть что-то необычное и оригинальное, отличающееся от других работ детей в группе. Отсутствовало схематическое изображение предметов. Дети использовали многообразие цветных карандашей и ярких фломастеров.