Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности ( Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды театров для режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

В театрализованной деятельности широко используются разнообразные методы и приемы, такие как: рассказывание сказок; выбор детьми ролей по желанию; просмотр мультфильмов и диафильмов; назначение на главные роли робких; пересказ сказок, рассказов; распределение ролей по карточкам; проигрывание ролей в парах; чтение художественной литературы; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировки; упражнение по формированию выразительности исполнений; пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Для успешного формирования творческих способностей детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- приобщать детей к театральной культуре;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка так, как в процессе театрализованной игры дети узнают об окружающем мире, у них развиваются психические процессы, речь, эмоционально-волевая сфера, чувство коллективизма, совершенствуется моторика, происходит коррекция поведения и развитие творческих способностей.


Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Выводы по главе 1

На первом этапе нашей работы была  изучена  психолого-педагогическая  литература  по  проблеме  исследования.

Анализируя литературу, можно сделать следующий вывод:

1. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности эта неотъемлемая часть творческого развития ребенка.

2. Театрально-игровая  деятельность  имеет  большое  значение  для  всестороннего  воспитания  детей: у  них  развивается  художественный  вкус, творческие  и  декламационные  способности, формируется  чувство  коллективизма, развивается  память.

3. Все  театральные  игры  можно  разделить  на  две  основные  группы: режиссерские  игры  и  игры -драматизации.

4. Игра-драматизация  способствует  воспитанию  и  развитию  интересной  самостоятельной, творческой  личности  и  обеспечивает  проявление  индивидуальных  склонностей  каждого  ребенка, меняет  поведение  детей: застенчивые  становятся  более  активными, раскрепощенными, а  подвижные, несдержанные  дети  учатся  подчинять  свои  желания, волю  интересам  коллектива, то  есть  происходит  воспитание  взаимопомощи, уважение  к  товарищу, взаимовыручки.

5. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной  деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам  художественно - образной  выразительности.

6. Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от созданных условий.

7. По  эстетической  значимости  и  влиянию  на  общее  развитие  ребенка  театрализованной  деятельности  по  праву  принадлежит  почетное  место  рядом  с  музыкой, рисованием  и  лепкой.


8. Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

9. В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.

10.Театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Целью нашей практической работы является выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели нам понадобилось подобрать диагностический инструментарий по изучению уровня развития творческих способностей у дошкольников. Для диагностики уровня сформированности творческих способностей мы использовали тест Е. Торренса «Неполные фигуры» (предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения) и методику О. М. Дьяченко «Сочини сказку и нарисуй картинку» [15;21].

Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида номер 21 «Алёнушка» г. Бугуруслана. Исследованием были охвачены 20 детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа с детьми осуществлялась индивидуально. Констатирующий эксперимент проводился в обычной для детей обстановке, в дневное время, длительность экспериментальной работы с ребенком зависела от особенностей восприятия каждым ребенком предложенной инструкции и индивидуального темпа выполнения задания.


Методика Торренса «Неполные фигуры» позволяет достаточно полно изучить особенности творческих способностей детей и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Для проведения исследования для каждого ребенка были подготовлены листы бумаги с изображением геометрических фигур и цветные карандаши. Дошкольникам предлагалось дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг – так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем обращалось внимание детей на то, что дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Так при обработке полученных данных все работы детей распределялись на три группы:

Высокий уровень (1 группа) – дети изображали оригинальные изображения во всех трех случаях.

Средний уровень (2 группа) – оригинальные изображения в одном-двух случаях.

Низкий уровень (3 группа) – нет оригинальных изображений.

Таким образом, в результате проведенной методики мы выявили уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Все получившиеся результаты мы записали в таблицу для последующего анализа (таблица 1).

Таблица 1. Уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Уровни

Количество детей

%

высокий уровень

0

0

средний уровень

8

40

низкий уровень

12

60

Результаты первичной диагностики детей по тесту Торренса «Неполные фигуры» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики детей по тесту Торренса«Неполные фигуры»

Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что наиболее часто в рисунках детей встречаются схематические изображения. Дошкольники дорисовывали геометрические фигуры до определенного целого предмета, а в некоторых случаях дополняли различными деталями и соотносили с определенными представлениями о предмете, например: «Колобок катится по дорожке», «Солнце светит ярко», «Пирамидка маленькая» и т.п.


Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что для 60 % старших дошкольников характерен низкий уровень развития творческого воображения. Дети не придумали ни одного оригинального изображения, в основном воссоздавали то, что умели изображать.

У 40 % старших дошкольников уровень развития творческого воображения средний, они нарисовали по одному или два оригинальных изображения. Сначала ребята рассматривали фигуры в различных положениях, а затем выбрали возможный вариант для изображения предметов, включив их в определенный сюжет с добавленными объектами: «экскаватор работает на стройке» (дополнительный объект – дом), «принцесса смотрит в зеркало» – дополнительный объект), клавиатура (дополнительный объект – компьютер), улитка (дополнительный объект – спряталась). Некоторые ребята изобразили по одному неповторяющемуся ни у кого из группы детей изображению: лодка, картина, конверт, часы, ковер, пицца, кораблик. Детей с высоким уровнем 0 %.

При анализе работ мы увидели, что наиболее часто в рисунках детей встречаются схематические изображения. Дети дорисовывали геометрические фигуры до определенного целого предмета. В некоторых случаях дополняли различными деталями и соотносили с определенными представлениями о предмете: «Солнце светит ярко», «Колобок катится по дорожке», «Пирамидка маленькая» и т.п.

В результате, дорисовывая квадрат, девять детей изобразили «дом»; трое ребят нарисовали «телевизор», четверо – «стол», двое – «портфель», один – «шкаф», еще один – «тумбочку». При дорисовывании круга семь дошкольников изобразили «солнце», трое – «колобка», пятеро – «мяч», трое – «колесо», еще трое – «шарик». Дорисовывая треугольник, девять человек изобразили «ёлку», пятеро детей «пирамидку», четыре человека – дом, один человек – «скворечник», один человек – «девочку» и еще один ребенок – «косынку».

Большинство старших дошкольников нарисовали то, что видели в группе (игрушки), или то, что их научили рисовать. Оригинальных, неповторяющихся изображений было всего тринадцать: экскаватор, табуретка, картина, черепаха, зеркало, лодка, девочка-принцесса, конверт, клавиатура, улитка, ковер, пицца, кораблик.

Методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» мы использовали для определения уровня развития творческого воображения. Для диагностики мы попросили детей придумать свою сказку и нарисовать к ней картинку, а затем рассказать свою сказку. Диагностика детей по данной методике проводилась индивидуально.