Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности ( Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Таким образом, можем отметить, что выявлена положительная динамика показателей по тесту Торренса «Неполные фигуры».
Также при проведении контрольного эксперимента нами использовалась методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» О.М. Дьяченко. Динамика показателей старших дошкольников по данной методике представлена в таблице 4.
Таблица 4. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на контрольном этапе
Уровни |
Количество детей |
% |
высокий уровень |
8 |
40 |
средний уровень |
12 |
60 |
низкий уровень |
0 |
0 |
В процентном соотношении динамика представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на контрольном этапе
Анализируя данные повторного обследования детей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить следующее.
До реализации перспективного плана в группе старших дошкольников у 50 % детей был выявлен низкий уровень развития творческих способностей. После реализации развивающих занятий детей с низким уровнем не выявлено. В ходе констатирующего эксперимента у 35 % дошкольников был диагностирован средний уровень развития воображения; после формирующего эксперимента данный уровень выявлен уже у 60 % детей. Число дошкольников с высоким уровнем до формирующего эксперимента составляло 15 %, после проведения развивающих занятий ребят с высоким уровнем стало 40 %.
После проведения развивающих занятий дети сочинили оригинальные и детализированные сказки, пересказы знакомых произведений не встречались. В работах детей со средним уровнем прослеживались эпизоды из ранее прочитанных сказок, то есть сочиненные произведения носят подражательный характер, и содержание рисунка частично отражало сюжет сказки. Значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем творческих способностей. У этих детей сказки были придуманы о приключениях и волшебстве. Они сюжетно организованы, имеют логическую завершенность, что свидетельствует о том, что дети понимают и устанавливают взаимосвязь воображаемых событий с реальностью. Возросла детализация в сказках, увеличилось общее количество персонажей, появились второстепенные персонажи, давались развернутые описания предметов и героев. Есть сказки, где заданный персонаж в теме становится второстепенным, что привело к увеличению количества оригинальных сказок. В рисунках дети старались передать не только героев, но и связный сюжет сказки, используя все многообразие художественных средств.
Можем отметить, что в ходе контрольного эксперимента нами выявлена положительная динамика показателей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку».
Разработанная система занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, является эффективной. Перспективный план способствовал значительному повышению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 2
Целью контрольного эксперимента было установить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы и проследить динамику достижения детей экспериментальной группы в развитии творческих способностей по средствам театрализованной деятельности.
Для диагностики мы использовали тест Е. Торренса «Неполные фигуры» (предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения) и методику О. М. Дьяченко «Сочини сказку и нарисуй картинку».
Проанализировав результаты по методике Е. Торренса «Неполные фигуры», можем констатировать, что после формирующего эксперимента у 40 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития творческого воображения; при выполнении заданий теста они нарисовали три оригинальных изображения. До реализации развивающих занятий детей с высоким уровнем развития творческого воображения в группе старших дошкольников выявлено не было. У 50 % старших дошкольников диагностирован средний уровень развития творческого воображения; эти ребята дорисовали фигуры, получив 1–2 оригинальных изображения. До формирующего эксперимента число детей со средним уровнем развития творческого воображения составляло 40 %. С низким уровнем детей стало всего 10%, тогда как до реализации развивающих занятий число таких ребят составляло 60 %.
Анализируя данные повторного обследования детей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить следующее.
До реализации перспективного плана в группе старших дошкольников у 50 % детей был выявлен низкий уровень развития творческих способностей. После реализации развивающих занятий детей с низким уровнем не выявлено. В ходе констатирующего эксперимента у 35 % дошкольников был диагностирован средний уровень развития воображения; после формирующего эксперимента данный уровень выявлен уже у 60 % детей. Число дошкольников с высоким уровнем до формирующего эксперимента составляло 15 %, после проведения развивающих занятий ребят с высоким уровнем стало 40 %.
Таким образом, можно утверждать, что разработанный перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, является эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду, в кружках дополнительного образования - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Организация театрально-игровой деятельности, ее содержание, формы и методы проведения должны способствовать реализации следующих задач: развитию речи и навыкам театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, формированию эмоциональной культуры детей.
Развитие творчества детей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на старших дошкольников со стороны педагогов.
Театрализованная деятельность - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей.
В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится создавать что-то новое, свое, оригинальное в процессе театрализованной деятельности. Этому способствует яркое, творческое воображение, характерное для данного возраста.
Театрализованная деятельность обогащает творческие способности ребёнка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и создания собственных сочинений.
Организуя театрализованную деятельность детей мы решаем многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Таким образом, имеем основания для вывода о том, что театр может стать эффективным и мощным эмоционально окрашенным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка при условии грамотного руководства и создания оптимального театрально образовательного пространства, которое будет содействовать развитию эмоциональной восприимчивости и культуры детей дошкольного возраста.
В ходе практического исследования было выявлено следующее:
1.Анализ результатов экспериментальной группы до и после контрольного эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проделанной работы по театрализованной деятельности для развития творчества ребенка.
2.Специально применяемые приемы и методы дают вполне ощутимый положительный результат.
3.Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец практической работы позволяет увидеть, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астраханцева Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Астраханцева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2002. – 190 с.–URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-obespecheniyapreemstvennosti-v-razvitii-tvorcheskikh-sposobnostei-#ixzz3nkd1D3rK/(дата обращения: 05.10.2017).
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова - Екатеринбург: Деловая книга, 2012.- 34 с.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е.В. Андриенко - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 54 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2012.- 89 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2018. – 400 с.
6. Бойченко, А.В. Игровые технологии как средство воспитания и развития // Образовательная среда сегодня: теория и практика : сб. материалов IV междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 117-119.
7. Букина, Л.В. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Л.В. Букина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. 2016. № 3. С. 233-235.
8. Бизина, Т.А. Использование игровых технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста / Бизина Т.А., Австриевских Л.И. // Вестн. соврем. исслед. – 2018. – № 9.1 (24). – С. 62-63.
9. Варенина, Л.П. Технология игры / Л.П. Варенина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12. С. 66-68.
10. Веселовская, А. С. Роль сказки в развитие воображения в дошкольном возрасте / А.С. Веселовская, М.С. Невзорова // Урок.РФ : пед. сообщество : [сайт]. – Йошкар-Ола, 2019. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rol_skazki_v_razvitie_voobrazheniya_v_doshkolnom_vo_215014.html
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2003. – 93 с
12. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка[Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. –2002. –№ 6.– С. 62-76.
13. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
14. Диагностика в детском саду [Текст] :содерж. и орг. диагност. работы в дошкол. образоват. учреждении : метод. пособие / Л. А. Баландина [и др.]; под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 287 с.
15. Екжанова, Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях [Текст] : методика коррекц.-пед. работы в нач.кл. образоват.шк. : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, О. А. Фроли-кова. – М.: КАРО, 2017. – 271 с.
16. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2017.-с.29-33.
17. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности [Текст] / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 21-27.
18. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с. 66
19. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией: пособие для воспитателей дет. сада/ Т. Г. Казакова. –М. : Просвещение, 1985. – 192с.
20. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] : метод. пособие для воспитателей и педагогов : для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.
21. Купаева, М. Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием друдлов / М. Купаева, Т. Еремина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 9. – С. 62-72.