Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности ( Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можем отметить, что выявлена положительная динамика показателей по тесту Торренса «Неполные фигуры».

Также при проведении контрольного эксперимента нами использовалась методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» О.М. Дьяченко. Динамика показателей старших дошкольников по данной методике представлена в таблице 4.

Таблица 4. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на контрольном этапе

Уровни

Количество детей

%

высокий уровень

8

40

средний уровень

12

60

низкий уровень

0

0

В процентном соотношении динамика представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Результаты первичной диагностики старших дошкольников по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку» (авт. О.М. Дьяченко) на контрольном этапе

Анализируя данные повторного обследования детей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить следующее.

До реализации перспективного плана в группе старших дошкольников у 50 % детей был выявлен низкий уровень развития творческих способностей. После реализации развивающих занятий детей с низким уровнем не выявлено. В ходе констатирующего эксперимента у 35 % дошкольников был диагностирован средний уровень развития воображения; после формирующего эксперимента данный уровень выявлен уже у 60 % детей. Число дошкольников с высоким уровнем до формирующего эксперимента составляло 15 %, после проведения развивающих занятий ребят с высоким уровнем стало 40 %.

После проведения развивающих занятий дети сочинили оригинальные и детализированные сказки, пересказы знакомых произведений не встречались. В работах детей со средним уровнем прослеживались эпизоды из ранее прочитанных сказок, то есть сочиненные произведения носят подражательный характер, и содержание рисунка частично отражало сюжет сказки. Значительно увеличилось количество детей с высоким уровнем творческих способностей. У этих детей сказки были придуманы о приключениях и волшебстве. Они сюжетно организованы, имеют логическую завершенность, что свидетельствует о том, что дети понимают и устанавливают взаимосвязь воображаемых событий с реальностью. Возросла детализация в сказках, увеличилось общее количество персонажей, появились второстепенные персонажи, давались развернутые описания предметов и героев. Есть сказки, где заданный персонаж в теме становится второстепенным, что привело к увеличению количества оригинальных сказок. В рисунках дети старались передать не только героев, но и связный сюжет сказки, используя все многообразие художественных средств.


Можем отметить, что в ходе контрольного эксперимента нами выявлена положительная динамика показателей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку».

Разработанная система занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, является эффективной. Перспективный план способствовал значительному повышению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по главе 2

Целью контрольного эксперимента было установить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной группы и проследить динамику достижения детей экспериментальной группы в развитии творческих способностей по средствам театрализованной деятельности.

Для диагностики мы использовали тест Е. Торренса «Неполные фигуры» (предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, выявления уровня развития творческого воображения) и методику О. М. Дьяченко «Сочини сказку и нарисуй картинку».

Проанализировав результаты по методике Е. Торренса «Неполные фигуры», можем констатировать, что после формирующего эксперимента у 40 % старших дошкольников выявлен высокий уровень развития творческого воображения; при выполнении заданий теста они нарисовали три оригинальных изображения. До реализации развивающих занятий детей с высоким уровнем развития творческого воображения в группе старших дошкольников выявлено не было. У 50 % старших дошкольников диагностирован средний уровень развития творческого воображения; эти ребята дорисовали фигуры, получив 1–2 оригинальных изображения. До формирующего эксперимента число детей со средним уровнем развития творческого воображения составляло 40 %. С низким уровнем детей стало всего 10%, тогда как до реализации развивающих занятий число таких ребят составляло 60 %.

Анализируя данные повторного обследования детей по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку», можем отметить следующее.

До реализации перспективного плана в группе старших дошкольников у 50 % детей был выявлен низкий уровень развития творческих способностей. После реализации развивающих занятий детей с низким уровнем не выявлено. В ходе констатирующего эксперимента у 35 % дошкольников был диагностирован средний уровень развития воображения; после формирующего эксперимента данный уровень выявлен уже у 60 % детей. Число дошкольников с высоким уровнем до формирующего эксперимента составляло 15 %, после проведения развивающих занятий ребят с высоким уровнем стало 40 %.


Таким образом, можно утверждать, что разработанный перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, является эффективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду, в кружках дополнительного образования - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Организация театрально-игровой деятельности, ее содержание, формы и методы проведения должны способствовать реализации следующих задач: развитию речи и навыкам театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, формированию эмоциональной культуры детей.

Развитие творчества детей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на старших дошкольников со стороны педагогов.

Театрализованная деятельность - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей.

В старшем дошкольном возрасте ребенок стремится создавать что-то новое, свое, оригинальное в процессе театрализованной деятельности. Этому способствует яркое, творческое воображение, характерное для данного возраста.

Театрализованная деятельность обогащает творческие способности ребёнка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и создания собственных сочинений.

Организуя театрализованную деятельность детей мы решаем многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.


Таким образом, имеем основания для вывода о том, что театр может стать эффективным и мощным эмоционально окрашенным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка при условии грамотного руководства и создания оптимального театрально образовательного пространства, которое будет содействовать развитию эмоциональной восприимчивости и культуры детей дошкольного возраста.

В ходе практического исследования было выявлено следующее:

1.Анализ результатов экспериментальной группы до и после контрольного эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проделанной работы по театрализованной деятельности для развития творчества ребенка.

2.Специально применяемые приемы и методы дают вполне ощутимый положительный результат.

3.Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец практической работы позволяет увидеть, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астраханцева Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Астраханцева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2002. – 190 с.–URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-obespecheniyapreemstvennosti-v-razvitii-tvorcheskikh-sposobnostei-#ixzz3nkd1D3rK/(дата обращения: 05.10.2017).

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова - Екатеринбург: Деловая книга, 2012.- 34 с.

3. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е.В. Андриенко - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 54 с.

4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская – М.: Академия, 2012.- 89 с.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2018. – 400 с.

6. Бойченко, А.В. Игровые технологии как средство воспитания и развития // Образовательная среда сегодня: теория и практика : сб. материалов IV междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 117-119. 


7. Букина, Л.В. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Л.В. Букина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. 2016. № 3. С. 233-235.

8. Бизина, Т.А. Использование игровых технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста / Бизина Т.А., Австриевских Л.И. // Вестн. соврем. исслед. – 2018. – № 9.1 (24). – С. 62-63.

9. Варенина, Л.П. Технология игры / Л.П. Варенина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12. С. 66-68.

10. Веселовская, А. С. Роль сказки в развитие воображения в дошкольном возрасте / А.С. Веселовская, М.С. Невзорова // Урок.РФ : пед. сообщество : [сайт]. – Йошкар-Ола, 2019. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rol_skazki_v_razvitie_voobrazheniya_v_doshkolnom_vo_215014.html 

11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2003. – 93 с

12. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка[Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. –2002. –№ 6.– С. 62-76.

13. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

14. Диагностика в детском саду [Текст] :содерж. и орг. диагност. работы в дошкол. образоват. учреждении : метод. пособие / Л. А. Баландина [и др.]; под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 287 с.

15. Екжанова, Е. А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях [Текст] : методика коррекц.-пед. работы в нач.кл. образоват.шк. : науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, О. А. Фроли-кова. – М.: КАРО, 2017. – 271 с.

16. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2017.-с.29-33.

17. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности [Текст] / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 21-27.

18. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с. 66

19. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией: пособие для воспитателей дет. сада/ Т. Г. Казакова. –М. : Просвещение, 1985. – 192с.

20. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] : метод. пособие для воспитателей и педагогов : для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.

21. Купаева, М. Развитие мышления и креативности у дошкольников с использованием друдлов / М. Купаева, Т. Еремина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 9. – С. 62-72.