Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности ( Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время современному обществу необходима творческая личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Будущее человечества будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В связи с этим проблема развития творческих способностей является актуальной.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной задачей является приобщение детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это большие возможности для развития творческих способностей ребёнка.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и зачастую реализуется в игре. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Так даже маленький ребенок, который только научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как передвигается косолапый мишка, как скачет зайчик или белочка. В театральной деятельности ребёнок может проявить всё своё творчество.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка является составной частью социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Детское творчество – это одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.Н. Леонтьев, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования: определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.


Задачи: 

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- определить уровень сформированности творческих способностей;

-провести опытно-экспериментальную работу подтверждающую эффективность театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая база обусловлена междисциплинарной спецификой, в основе которых лежат исследования ученых Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.Н. Леонтьев, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, А.Н. Волков.

Методы: теоретический анализ научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, опрос, наблюдение, количественная и качественная обработка материалов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав теоретических и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей дошкольников

Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Творческие способности присущи любому человеку, в том числе дошкольнику - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Но сущность творческого процесса одинакова для всех.

Для того, чтобы изучить проблему развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, необходимо понять, что же такое «творчество» и «творческие способности». Для этого мы обратимся к научным источникам, раскрывающим интересующие нас понятие.


Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали педагоги, философы, психологи. Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н. А. Бердяев, Э. Кассирер, В. Гумбольдт, Э. Фромм, М. К. Мамардашвили, и др. Психологические аспекты творческого процесса освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, А. Н. Леонтьева, В. Н. Дружинина, С. Л. Рубинштейна, Д. Гилфорда, Э. П. Торранса и др.

В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) [8;65].

Творчество – это одно из важнейших элементов развития личности ребенка, формирование которого напрямую зависит от заинтересованности взрослых и их влиянии на ребенка с раннего детства.

Понятие «Творчество» может рассматривать в двух аспектах: психологическом и философском. В философском словаре Л. Н. Столовича: «Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в т.ч. воображение, а также обретаемое в обучении и практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла» [13;54].

Психолог М. К. Тутушкин раскрывает данное понятие, как «…деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности». Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личностное начало, без которого немыслим предмет творчества» [8;41].

Т.В. Кудрявцев указывал на необходимость различения двух форм творчества – творчества как «открытия для себя» и творчества «как открытия для других». В первом случае цивилизация пополняется новыми техническими изобретениями, произведениями искусства, научными открытиями. Во втором – на передний план выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов творчества» [38;74].

Л.С. Выготский, формулируя основной закон детского творчества, отмечает, что: «…ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе» [10;97].


С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. На нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Г.М. Ярошевский считал, что творческие способности - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие [2;1].

По мнению Б.М. Теплова способности которые человек не использует на практике в будущем утрачивают свою силу. В общем смысле творческие способности понимаются как, создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий [14;6].

Более конкретно понятие «Творческие способности» раскрыто в трудах зарубежных и отечественных учёных таких, как Т.А. Барышева, Ю.А. 9 Жигалов, Н. Бердяев, Л.М. Венгер, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Р.С. Немов, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов и др.

Анализ литературы позволяет нам утверждать, что творчество не относится только к художественным способностям – это явление любого направления деятельности человека. И может проявляться во всех сферах человеческой жизни, деятельности, существования. Самым важным и благоприятным временем формирования творческих способностей – является детство, а важным условием формирования и проявления способностей являются психологические особенности детей.

Творческие способности – это гибкость восприятия предметов человеком, его способность находить привычным и повседневным вещам новые уникальные применения, способность создавать новые задачи для привычной обстановки. Подобная гибкость человеческих психических процессов творческого проявления напрямую зависит от широты кругозора, желания познавать новое, стремления к самопознанию и самообразованию. Количество знаний и приобретенного опыта напрямую влияет на творческие способности и креативность человека. На его социальную позицию и проявление творчества в целом [6;7].


Итак, исследования привели нас к довольно общему определению: «творческие способности» - это такие способности, которые позволяют человеку создать нечто новое, качественное, что ранее не существовало [3;46].

Б. М. Теплов говорит о способностях следующее: «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности». Далее автор заключает: «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности…Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [5;20].

С ним соглашается А.В. Петровский, отмечая, что способности обнаруживаются только в деятельности, которая, в свою очередь, не может осуществляться без наличия этих способностей [12;96].

В процессе организации воспитания дошкольника приоритетным является субъективность и личность ребенка. Л.С. Выготский выделяет следующие теоретические положения, являющиеся основными для педагогики сотрудничества:

– в основе воспитательного процесса лежит личная деятельность ребенка, педагог является организатором окружающей среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанником;

– не менее важной является способность педагога заинтересовать ребенка в предлагаемой деятельности [20;6].

Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает: «Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом» [24;56].

Иным словами, целенаправленное воспитание может осуществляться только при сотрудничестве педагога с детьми, в их среде и только при желании действовать самим вместе с педагогом.

Таким образом, проблема творческих способностей является актуальной, многообразной на сегодняшней день. Творческие способности присущи любому человеку, сущность творческого процесса одинакова для всех, разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости, в изучении творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности эта неотъемлемая часть творческого развития ребенка.