Файл: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности ( Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22. Лебедева, Л. А. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Л. А. Лебедева, Ю. А. Игонькина // Студенческий научный форум – 2015 : материалы VII Междунар. студен. электрон. науч. конф.. 15 февр.-31 марта 2015 г., г. Саратов. – Саратов, 2015. – URL :https://www.scienceforum.ru/-2015/1348/7542 (дата обращения: 21.06.2017).

23. Медведева, Е. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры [Текст] / Е.А. Медведева, Т. Шишова.–М.:Линка-Пресс, 2002. – 240 с.

24. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду[Текст] : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. :Линка-Пресс, 2009. – 96 с.

25. Общая психология [Текст] :учеб.для студентов вузов / А. В. Карпов [и др.]; под ред. А. В. Карпова. – М. :Гардарики, 2002. – 232с.

26. Павленко Г. В. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 67 [Электронный ресурс] :дис. .. канд. пед. наук : 13.00.07 / Г. В. Павленко. – М., 1998. – 227 c. – URL : http://www.dissercat.com/-content/pedagogicheskieusloviya-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogovoz#ixzz3nkdJpbyz /(дата обращения: 05.10.2017).

27. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. –М. : Академия, 2002. – 576 с.

28. Подласый, И. Н. Педагогика [Текст] :учеб. для высш. пед.учеб.заведений / И. Н. Подласый. –М. :Просвещение:ВЛАДОС, 2016. –432с.

29. Попов, А. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / А.А. Попов, М.А. Резник // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 35. – С. 125-139. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21744707 (дата обращения: 25.06.2020)

30. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] : для студентов сред.пед.учеб.заведений / авт.-сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. –М. : Академия, 2000. – 160с.

31. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] / В. А. Артемьева [и др.]; под ред. М. К Тутушкиной. –СПб.: Дидактика Плюс, 2000. – 352 с. 68

32. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста[Текст] : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» /Е. А. Стребелева [и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. –М. : Просвещение, 2004. – 164 с.

33. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 2. – C. 55-69. – Электрон. копия доступна на Портале психологических изданий PSYJOURNALS.RU. URL: https://psyjournals.ru/files/1462/psyedu_2006_n2_Repina.pdf 

34. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] :учеб.пособие для студентов вузов /А.И. Савенков. –М. : Академия, 2000.– 232с.


35. Севастьянова О. А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в учреждениях культуры [Электронный ресурс] :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / О. А. Севастьянова ; Моск. гос. ун-т культуры. – М., 1996. –,136 с. – URL : http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-uslo-viyarazvitiya-tvorcheskikh-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vo#ixzz3nkc-HSwAe (дата обращения: 05.10.2017).

36. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Е. О. Смирнова. –М. : ВЛАДОС, 2006. – 366 с.

37. Сорокина Е. В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях лицея искусств [Электронный ресурс] :дис. ...канд.пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Сорокина ; Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина.– Тамбов, 2006. – 185 с. –URL:http://naukapedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-litseya-iskusstv:

38. Томчикова, С. Н. У истоков театра [Текст] : программа творческ. развития детей шестого года жизни в театрализов. деятельности / С. Н. Томчикова. –Магнитогорск:Изд-воМаГУ, 2002. – 69 с.

39. Торшилова, Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет[Текст]: теория и диагностика / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. – Екатеринбург : Деловая кн., 2001. – 141 с.

40. Тимофеева Н.В. Развитие творческой деятельности ребенка-дошкольника в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации // Образование: ресурсы развития. – Вестник ЛОИРО. – 2019. – № 4. – С. 56-59. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42782281 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Перспективный план по развитию творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности.

дата

Виды деятельности

цель

октябрь

1 неделя

1. Основы театральной культуры. Беседа с детьми «Что такое театр?»

2. Дидактическая игра «Театральные маски»

3. Ритмопластика «Самолёты и бабочки»

4. Упражнение по культуре речи «Веселые превращения», «Игры с воображаемыми предметами» (с куклой, с мячом и др.)

5. Распевка «Листочки» Юдиной

6. Логоритмика «Сороконожка» (журнал «М/руководитель»)

Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров Новосибирска (драматический, театр Оперы и Балета, кукольный, детский драматический). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Цель: Развитие активного внимания, доброго отношения друг к другу, уметь сочетать слова и действия, стоя  напротив друг друга в двух кругах.

Цель: Учить владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

 Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

Цель: Способствовать развитию чистого интонирования, дыхания, артикуляции.

Цель: совершенствовать технику ходьбы, развивать ловкость, внимание, согласовывать слова и движения.

2 неделя

1. Дидактическая игра «Зеркало», , «Узнай и покажи», «Повтори что видишь»

2. Попевка «Лиса и воробей» А. Евтодьевой

3. Пластический этюд «Первая потеря»

4. Театральная игра «Меня зовут».

5. Просмотр видеозаписи «Дюймовочка»

Цель: Продолжать развивать активное внимание, доброе отношение детей друг к другу, уметь сочетать слова и действия, стоя в напротив друг друга в двух кругах.

Цель: Упражнять детей в смене лёгкого и протяжного звучания, в развитии артистических способностей.

Цель: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Цель: Развитие слухового и зрительного восприятия, воображения, памяти, способность повторить движение, придуманное другим.

3 неделя

  1. Театрализованная игра «Кто во что одет»
  2.  Пластический этюд «Осенние листья»

3. «Весёлый пятачок»

  1. Скороговорка – У Олежки тележка не жёлтая, а… тяжёлая - с различными интонациями
  2. Попевка «Кот и мышка» А. Евтодьевой
  3. Просмотр кукольного спектакля «Золушка» театра «Сказки лукоморья» (знакомство с разнообразными видами театров, работой кукловодов)

Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Цель: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Цель: Выработка полноценных движений губ, языка, челюсти, мягкого нёба.

Цель: Способствовать развитию артикуляции, артистических способностей через инсценировку песенки – распевки.

4 неделя

  1. Театрализованная игра «Зеркало»
  2. Ритмопластика «Пальма».

  1.  «Колокольчик» Артикуляционная гимнастика.
  2. Скороговорка. Без капусты щи не густы.
  3. Распевка «Стрекоза и рыбка» А. Евтодьевой

Цель: Развивать внимание, память, образное мышление, воображение.

Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

ноябрь

1 неделя

1) Театрализованная игра «Что мы делали, не скажем»

2) Ритмопластика «Буратино и Пьеро»

3) Зарядка для шеи и челюсти.

4) Скороговорка – Перепёлка перепелят прятала от ребят

5) Попевка «Карабас – Барабас и куклы» А. Евтодьевой

6) Слушание сказки «Щелкунчик» (аудизапись) (первое занятие)

  1. Просмотр балета «Щелкунчик» (видеозапись) (второе занятие)
  2. Просмотр кукольного спектакля «Щелкунчик» театра «Городок в табакерке» - обратить внимание на декорации,  игру кукол за ширмой и перед ней)
  3. Обсуждение особенностей двух постановок одной сказки.

Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Цель: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы, развитие артистических способностей.

Цель: Освободить мышцы шеи и челюсти.

Цель: Вспомнить с детьми героев сказки.

2 неделя

  1. Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»,

2. Ритмопластика «Мокрые котята»

 3. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Стрелочка»

4) Скороговорка – Вовсе не восемь на утёсе сосен.

5) Попевка «Храбрый портняжка» А. Евтодьевой

6) Чтение детям сценария спектакля по сказке «Щелкунчик»

7) Определить основных героев сказки. Выяснить, кто из детей кого хотел бы сыграть.

8) Распределение ролей на спектакль «Щелкунчик»

Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Цель: Умение снимать напряжение поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Цель: Вырабатывать правильное произношение.

Цель: Активизировать детей при распределении ролей. Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ.

3 неделя

  1. Театрализованная игра «Весёлые обезьянки»
  2. Ритмопластика «Кактус и ива»
  3. Игра на развитие артикуляции «Раз, два, три – повернись, в Зайчика (Мишку, Лисичку и др.) превратись»,
  4. Попевка «Дюймовочка и жук» А. Евтодьевой
  5. Видеопросмотр мультфильма «Щелкунчик»

         6) Индивидуальные репетиции к спектаклю «Щелкунчик»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

 Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Цель: Быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы, отработка интонации.

Цель: Соотнести своё представление о героях сказки с увиденным на экране.

4 неделя

  1. Театрализованная игра «Вышивание»

2. Ритмопластика «Куклы Карабаса- Барабаса»

3. Артикуляционная гимнастика «Змейка», «Качели».

4. Скороговорка – Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

5. Попевка «Щенок и бабочка» А. Евтодьевой

6. Индивидуальные репетиции сцен из спектакля по сказке «Щелкунчик»

7. Рисование с детьми элементов декораций, костюмов к сказке, лепка мизансцен из   пластилина.

Цель: Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Цель: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы, развитие воображения.

декабрь

1 неделя

  1. Театрализованная игра «Весёлый старичок»        

2. Ритмопластика «Боковой галоп»

3. Зарядка для языка.

  • Жало змеи
  • Конфетка
  • Колокольчик
  • Самый длинный язычок

 4. Скороговорка – Кошка на окошке шьёт рубашку для Тимошки (с разными интонациями).

 5. Попевка «Лисёнок и бабочка» А. Евтодьевой

 6. Сцены из спектакля «Щелкунчик», диалоги героев.

Цель: Развивать слуховое внимание, согласованность действий, интонационную выразительность.

Цель: Уметь напрягать и расслаблять поочерёдно мышцы всего тела, координировать движения.

Цель: Выяснить возможности детей. Учить детей вести диалог. При диалоге смотреть друг на друга. 

2 неделя

  1. Театрализованная игра «Король»
  • Игра по типу «Что мы делали не скажем»: выбирается «Король», дети распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься.
  1. Ритмопластика «Снеговик»

3. Артикуляционная гимнастика «Больной зуб»

  • У детей «болит» зуб. Нужно звуками изобразить.

 4. Скороговорка – Пыхтит, как пышка пухлый мишка.

 5. Попевка «Лиса и воробей» А. Евтодьевой

 6. Диалоги из спектакля «Щелкунчик», разучивание сольных танцев героев сказки (индивидуально)

Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Цель: Упражнять детей с помощью игры на свободу звучания с мягкой атакой.

3 неделя

  1. Театрализованная игра «Бабушка Маланья»

2. Ритмопластика «Заводная кукла»

  • Упражнение под музыку А.Жилинского «Полька»

3. Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

  1. Скороговорка. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. Попевка «Кот и мышка» А. Евтодьевой
  3. Диалоги из спектакля, песни, танцы героев.
  4. Рисование с детьми элементов декораций, костюмов к постановке спектакля «Щелкунчик», выстраивание мизансцен.

Цель: Развивать внимание, фантазию, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Цель: Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.

4 неделя

  1.  «Новогодняя ёлочка»

2. Ритмопластика «Новогодние игрушки»

  • Музыкальное сопровождение - «Марш ёлочных игрушек»
  1. Заучивание наизусть.
  • Стихотворение З.Александровой «Дед Мороз»

 4. Генеральная репетиция спектакля.

 5. Выступление со сказкой «Щелкунчик» на Новогоднем празднике.

Цель: Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Цель: Развитие воображения, развивать умение передавать в свободных импровизациях придуманную игрушку.

Цель: Развитие выразительности речи, памяти, дикции.